Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.05.2012 по делу n А46-10395/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 02 мая 2012 года Дело № А46-10395/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 года. Постановление изготовлено в полном объёме 02 мая 2012 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Солодкевич Ю.М., судей Кудриной Е.Н., Тетериной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1165/2012) Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Омской области от 12 декабря 2011 года, принятое по делу № А46-10395/2011 (судья Аристова Е.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дом-Сервис» (ОГРН 1085543003710, ИНН 5503202637) к Федеральному государственному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) о взыскании 436 153 руб. 84 коп., судебное заседание проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, установил: общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дом-Сервис» (далее – ООО «УК «Дом-Сервис», истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском о взыскании солидарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного учреждения «Омская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ «Омская КЭЧ района» Министерства обороны РФ) 420 357 руб. 87 коп. задолженности по оплате за содержание жилья и отопление, 15 795 руб. 97 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также почтовых расходов и 20 000 руб. расходов на оплату услуг представителю. Определением от 08.12.2011 суд произвёл процессуальную замену ответчика – ФГУ «Омская КЭЧ района» Министерства обороны РФ на федеральное государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГУ «Сибирское ТУИО»). До принятия судебного акта, рассмотрение дела по которому заканчивается по существу, истец в порядке, предусмотренном статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), уточнил исковые требования, просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ 279 202 руб. 54 коп. задолженности, возникшей в период с ноября 2010 года по апрель 2011 года, 16 724 руб. 86 коп. неустойки, начисленной за период с 11.12.2010 по 24.11.2011; с ФГУ «Сибирское ТУИО» - 148 792 руб. 76 коп. задолженности за период с марта 2011 по июль 2011, а также 6 647 руб. 91 коп. неустойки, начисленной за период с 11.04.2011 по 24.11.2011 (том 2 л. 59-62). Решением Арбитражного суда Омской области от 12.12.2011 по делу № А46-10395/2011 (с учётом определения от 12.12.2011 об исправлении арифметической ошибки в отдельном документе - резолютивной части решения) с ФГУ «Сибирское ТУИО» в пользу ООО «УК «Дом-Сервис» взыскано 148 792 руб. 76 коп. задолженности, а также 3 964 руб. 86 коп. расходов по уплате государственной пошлины, 7 173 руб. 35 коп. судебных расходов. С Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ за счёт казны Российской Федерации в пользу ООО «УК «Дом-Сервис» взыскано 276 943 руб. 97 коп. задолженности, а также 7 379 руб. 52 коп. расходов по уплате государственной пошлины и 13 351 руб. 25 коп. судебных расходов. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Этим же решением ООО «УК «Дом-Сервис» из федерального бюджета возвращено 1 931 руб. 09 коп. государственной пошлины, уплаченной по платёжному поручению от 07.12.2011 № 319. Возражая против принятого судом решения, Министерство обороны РФ в апелляционной жалобе просит его отменить, привлечь к участию в деле ответчиком открытое акционерное общество «РЭУ» (далее – ОАО «РЭУ») и взыскать сумму, заявленную в иске, с указанного лица. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что судом первой инстанции не были исследованы обстоятельства дела, которые имеют существенное значение для вынесения законного, обоснованного решения, а именно - государственный контракт от 20.07.2010 № 1-ТХ, в соответствии с которым обязанность по оплате тепловой энергии, потреблённой в спорный период, должно исполнять ОАО «РЭУ». Более того, 14.07.2011 между Министерством обороны РФ и ОАО «РЭУ» заключён государственный контракт № 2-ТХ. ООО «УК «Дом-Сервис» письменный отзыв на апелляционную жалобу не направило. ФГУ «Сибирское ТУИО» в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда отменить. Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. От Министерства обороны РФ и ФГУ «Сибирское ТУИО» поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел дело по апелляционной жалобе в отсутствие неявившихся участников процесса. Подателем жалобы заявлено письменное ходатайство о привлечении ОАО «РЭУ» в порядке статьи 47 АПК РФ к участию в деле в качестве ответчика. Поскольку в силу прямого на то указания в части 3 статьи 266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о замене ненадлежащего ответчика, ходатайство Министерства обороны РФ о привлечении ОАО «РЭУ» к участию в деле в качестве ответчика удовлетворению не подлежит. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения. Как следует из материалов дела, ООО «УК «Дом-Сервис» осуществляет функции управляющей организации в отношении общего имущества многоквартирного дома № 97 корп. 2 по ул. Барнаульская в городе Омске, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома от 15 октября 2010 года (том 1 л. 42), а также в отношении общего имущества многоквартирного дома № 15 корп. 3 по ул. 2-я Челюскинцев в городе Омске, о чём свидетельствует договор управления общим имуществом многоквартирного дома от 01.12.2010 б/н (том 1 л. 36-39). Жилой дом, расположенный по адресу: город Омск, ул. 2-я Челюскинцев, д. 15 корп. 3, и жилой дом, находящийся по адресу: город Омск, ул. Барнаульская, д. 97, корп. 2, введены в эксплуатацию на основании разрешений на ввод объекта в эксплуатацию от 21.12.2009 № 55-697 и от 30.09.2008 № 55-443 соответственно (том 1 л. 123-124). Право собственности Российской Федерации, а также право оперативного управления ФГУ «Омская КЭЧ района» Министерства обороны РФ на указанные в исковом заявлении квартиры зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из соответствующего реестра. Отсутствие действий по оплате оказанных истцом услуг за период с ноября 2010 года по июль 2011 года послужило основанием обращения истца с настоящим иском в суд. Удовлетворение исковых требований явилось поводом для подачи Министерством обороны РФ апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учёл следующее. В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно Указу Президента Российской Федерации № 1624 от 17.11.2008 и Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ наделено функциями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также земельными участками находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования. В силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ, пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 31.05.1996 № 61 «Об обороне», подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, а также положениях Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. В силу пункта 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Статьёй 153 ЖК РФ определено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; 5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица. Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Как верно указал суд первой инстанции, бремя содержания имущества (в том числе общего имущества здания) должен нести не только собственник, но и юридические лица, которым помещение в жилом многоквартирном доме принадлежит на ином вещном праве (хозяйственное ведение или оперативное управление). Доказательств неоказания ООО «УК «Дом-Сервис» в спорный период услуг по содержанию жилья и отоплению ответчиками в материалы дела не представлено. Исходя из положений главы 39 ГК РФ, достаточным основанием для оплаты услуг выступает именно сам факт их оказания заказчиком и принятия исполнителем. Обратное означало бы пользование оказанными исполнителем услугами без предоставления встречного эквивалентного исполнения, что недопустимо в силу общих начал и принципов гражданского законодательства. Довод ответчика о том, что обязанность по оплате тепловой энергии должна быть возложена на ОАО «РЭУ», судом апелляционной инстанции не принимается. По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств. В данном случае ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено доказательств заключения между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и ОАО «РЭУ» (исполнитель) государственного контракта от 20.07.2010 № 1-ТХ на оказание услуг по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков Министерства обороны Российской Федерации (часть 1 статьи 65 АПК РФ), а также государственного контракта от 14.07.2011 № 2-ТХ. Отсутствие в материалах дела государственных контрактов от 20.07.2010 № 1-ТХ, от 14.07.2011 № 2-ТХ, на положения которого Министерство обороны РФ ссылается в апелляционной жалобе, не позволяет исследовать и оценить названные документы в порядке статьи 71 АПК РФ и прийти к выводу о том, что оплата оказанных истцом услуг должна быть произведена ОАО «РЭУ». Самостоятельных договоров между ОАО «РЭУ» и ООО «УК «Дом-Сервис», либо трёхсторонних соглашений, в том числе во исполнение государственных контрактов от 20.07.2010 № 1-ТХ, от 14.07.2011 № 2-ТХ на содержание и отопление спорных объектов в материалы дела не представлено. Сведений о том, что такие контракты (соглашения) заключались, ответчик не сообщил. Согласно статье 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии обязанности по оплате за содержание и отопление спорных жилых домов у Министерства обороны Российской Федерации и ФГУ «Сибирское ТУИО». При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчики обоснованность применяемых истцом при расчёте суммы задолженности тарифов не оспорили, каких-либо возражений против данного расчёта не привели, доказательств оплаты оказанных услуг либо наличия обстоятельств, освобождающих их от обязанности по оплате оказанных услуг, не представили, суд первой инстанции, правомерно взыскал с Министерства обороны РФ задолженность в размере 276 943 руб. 97 коп., с ФГУ «Сибирское ТУИО» задолженность в размере 148 792 руб. 76 коп. Суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона. Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения. Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Минобороны Российской Федерации освобождёно от её уплаты на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 12.12.2011 по делу № А46-10395/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Ю.М. Солодкевич Судьи Е.Н. Кудрина Н.В. Тетерина Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.05.2012 по делу n А70-9984/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Октябрь
|