Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2012 по делу n А46-10352/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

21 мая 2012 года

                                                      Дело № А46-10352/2011

                                                                       

Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2012 года.

Восьмой арбитражный  апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Глухих А.Н.,

судей Еникеевой Л.И., Тетериной Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мироновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-2280/2012) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 30 января 2012 года по делу №  А46-10352/2011 (судья Луговик С.В.), принятое по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658) к индивидуальному предпринимателю Кашкарову Александру Евгеньевичу (ИНН 550404324704, ОГРН 305550424200052) о взыскании 197 625 рублей,

при участии в судебном заседании:

от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области – Писаренко Л.А. (удостоверение № 125 выдано 29.05.2007, доверенность №ИСХ-12/МСХ-1665 от 25.04.2012 сроком действия до 31.12.2012);

от индивидуального предпринимателя Кашкарова Александра Евгеньевича – Грачев Д.В. (паспорт, доверенность № 1-1095 от 12.05.2012 сроком действия три года);

 

установил:

 

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Кашкарову Александру Евгеньевичу (далее – ИП Кашкарову А.Е., ответчик) о взыскании средств федерального бюджета в сумме 197 625 руб.

Решением Арбитражного суда Омской области от 30.01.2012 по делу № А46-10352/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Суд первой инстанции указал на недоказанность истцом факта предоставления ответчиком недостоверных сведений, а также нарушения общих и (или) дополнительных условий предоставления субсидий в соответствии с установленным порядком.

Не соглашаясь с решением суда, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.

Податель жалобы не согласен с выводом суда об отсутствии в деле доказательств, подтверждающих факт предоставления ответчиком недостоверных сведений в целях получения субсидии.

Считает, что предоставление ИП Кашкаровым А.Е. недостоверных сведений по приобретению минеральных удобрений является нарушением условий предоставления субсидии.

В представленном до начала судебного заседания отзыве ИП Кашкаров А.Е. просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.

Представитель ИП Кашкарова А.Е.поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйств» (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ), в рамках реализации государственной аграрной политики предусмотрено предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 99 утверждена Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года» (далее – Правила № 99).

Финансирование мероприятий названной Программы намечено осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников. При этом финансирование мероприятий за счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять только при условии выделения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников для финансирования строительства и реконструкции объектов соответствующей формы собственности.

Согласно пункту 12 названного постановления предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании соглашения, предусматривающего адресное предоставление средств на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации получателям компенсации по ставкам, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации:

- на 1 гектар удобренных посевных площадей сельскохозяйственных культур;

- на 1 гектар обработанных пестицидами посевных площадей сельскохозяйственных культур;

По утверждению истца соответствующие федеральные бюджетные средства на субсидирование направлены в 2010 году и в Омскую область.

Постановлением Правительства Омской области от 30.12.2009 № 267-п утверждено Положение о предоставлении в 2010 году из областного бюджета субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, регулирующее предоставление Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области в 2010 году из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в сфере сельского хозяйства (далее - Положение, утвержденное Постановлением Правительства Омской области от 30.12.2009 № 267-п).

В соответствии с пунктом 12 названного Положения субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме ЛПХ) предоставляются на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений по ставке за 1 тонну действующего вещества без учёта транспортных расходов. Субсидия предоставляется при условии приобретения минеральных удобрений российского производства. Субсидия предоставляется на возмещение затрат, произведённых с 06.06.2009 по 05.06.2010.

Перечень документов и сроки их предоставления, формы справок на получения субсидий утверждены приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 22.01.2010 № 8-п «О реализации отдельных положений постановления Правительства Омской области от 30.12.2009 № 267-п».

В указанный перечень документов включены сведения об итогах сева под урожай 2010 года (форма № 4-СХ, 1-фермер) и сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур за 2009 год (форма № 29-СХ, 2-фермер).

 Как усматривается из материалов дела, ИП Кашкарову А.Е. является собственником земельных участков:

- площадью 2 726 000 кв.м (272,6 га); категория земель – земли сельскохозяйственного назначения – ведение сельскохозяйственного производства; Омская область, Омский р-н, Новоомское сельское поселение, рабочие участки полей № 15-27, 41-47, 55-60, 13-с, 26-с  (в соответствии со свидетельством о праве собственности серии 55 АВ № 759519 от 01.09.2009);

- площадью 504 567 кв.м (50,4567 га); категория земель – земли сельскохозяйственного назначения – ведение сельскохозяйственного производства; Омская область, Омский р-н, Новоомское сельское поселение, рабочие участки полей № 644, 427, 443, 444, 445 (в соответствии со свидетельством о праве собственности серии 55 АГ № 043659 от 23.09.2009);

- площадью 78 433 кв.м (7,8433 га); категория земель – земли сельскохозяйственного назначения – ведение сельскохозяйственного производства; Омская область, Омский р-н, Новоомское сельское поселение, рабочие участки полей № 412 (в соответствии со свидетельством о праве собственности серии 55 АГ № 043660 от 23.09.2009).

ИП Кашкаровым А.Е. в адрес Министерства сельского хозяйств аи продовольствия Омской области предъявлена справка-расчет на получение  субсидии из средств федерального бюджета на сумму 375 250 руб. на удобрение площади под посевом картофеля и овощей в количестве 310 га, в том числе: удобренные аммофосом в количестве 155 га и карбамидом в количестве 155 га.

Субсидия в указанном размере была предоставлена ответчику на основании платёжного поручения № 357942 от 16.12.2010 на сумму 395 250 руб. (л.д. 29).

Данный факт не оспаривается сторонами по настоящему делу.

Согласно сведениям об итогах посева под урожай 2010 года общая площадь посевов у ИП Кашкарова А.Е. в 2010 году составила 155 га, в том числе под посевом овощей -55 га (морковь – 35 га, свекла – 20 га), под картофелем – 100 га.

В ходе проверки использования бюджетных средств в 2010 году территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области установлено (акт проверки от 30.06.2011 б/н), что Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области с нарушением подпункта «а» пункта 12 Правил № 99 неправомерно выделена субсидия на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений трем сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе ИП Кашкарову А.Е.

Данное обстоятельство послужило поводом для обращения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о взыскании средств федерального бюджета в сумме 197 625 руб.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указывает, что им действительно засеяно было лишь 155 га посевной земли, между тем, удобрениями была обработана вся площадь посевной земли в 310 га в целях её подготовки к будущему посевному сезону.

По правилам статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.

В соответствии со статьей 8 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон.

Согласно пункту 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Заявляя иск о взыскании с ответчика необоснованно перечисленной субсидии, истец по правилам статьи 65 АПК РФ должен был представить доказательства недостоверности поданных ответчиком сведений относительно обработанной удобрениями  площади посевной земли.

Между тем, в нарушение статьи 65 АПК РФ истец таких доказательств не представил.

Ссылка истец в обоснование заявленных исковых требований на справку ИП Кашкарова А.Е. о сохранении посевной площади к уровню 2009 года, согласно которой вся посевная площадь в 2010 году составила 155 га, отклоняется судом апелляционной инстанции исходя из следующего.

Указанная справка заполняется на основании данных, отражённых в справках формы № 4-СХ или № 1-фермер.

Между тем, в указных формах показываются фактические общие размеры посевов сельхозкультур под урожай текущего года с выделением групп и отдельных культур (Приказ Росстата от 17.09.2010 № 319 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой»).

Таким образом, ИП Кашкаров А.Е. в справке о сохранении посевной площади к уровню 2009 года отразил информацию о площади посевов в 155 га.

Однако, указанное не опровергает довод ответчика о том, что кроме площади посевов в 155 га, им также были обработаны и иные посевные земли площадью 155 га, не занятые в данный сельскохозяйственный сезон посевами.

Иных доказательств, свидетельствующих о том, что ИП Кашкаровым А.Е.  двумя видами удобрений были обработаны одни и те же 155 га посевной земли в материалах дела не имеется.

 Акт проверки б/н от 30.06.62011 в отсутствие иных доказательств, подтверждающих содержащиеся в нём выводы, по правилам статьи 68 АПК РФ не принимается судом апелляционной инстанции в качестве надлежащего доказательства по настоящему делу. Указанный акт сам по себе отражает лишь проведение органами соответствующими уполномоченными органами деятельности по контролю за исполнением государственными функций.

В силу статьи 9 АПК РФ лица, участвующие

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2012 по делу n А46-11144/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также