Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2012 по делу n А70-1164/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 28 июня 2012 года Дело № А70-1164/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2012 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сидоренко О.А., судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кулагиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4318/2012) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.04.2012 по делу №А70-1164/2012 (судья Стафеев С.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества «Институт Тюменьгражданпроект» (ОГРН 1027200835375, ИНН 7202094741) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц требований, касающихся статуса юридического лица, об обязании внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, при участии в судебном заседании представителей: от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области – Аношкин А.Ю. (по доверенности от 07.11.2011); от закрытого акционерного общества «Институт Тюменьгражданпроект» – не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. установил:
закрытое акционерное общество «Институт Тюменьгражданпроект» (далее - ЗАО «Институт Тюменьгражданпроект», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 14 по Тюменской области, инспекция) о признании бездействия инспекции, выразившегося в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений, касающихся статуса юридического лица незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности; об обязании инспекции внести изменения в ЕГРЮЛ: включить в раздел «Сведения о состоянии юридического лица и регистрирующем органе, в котором находится регистрационное дело» данные о том, что ЗАО «Институт Тюменьгражданпроект» «является действующим юридическим лицом». Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.04.2012 по делу № П70-1164/2012 требования общества удовлетворены в полном объеме. Межрайонная ИФНС России № 14 по Тюменской области с решением суда первой инстанции не согласилась и обжаловала его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства. На внеочередном общем собрании акционеров общества, состоявшемся 14.10.2011, было приняло решение о реорганизации ЗАО «Институт Тюменьгражданпроект» путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью. 18.10.2011 заявитель обратился в Межрайонную ИФНС России № 14 по Тюменской области с заявлением о начале процедуры реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью. 21.10.2011 в связи с подачей обществом соответствующего заявления инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) была внесена запись о начале процесса реорганизации юридического лица. 16.01.2012 ОАО «Мостострой-11», являющимся единственный акционером ЗАО «Институт Тюменьгражданпроект», было приняло решение об отмене ранее принятого решения о реорганизации ЗАО «Институт Тюменьгражданпроект» в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью. 30.01.2012 общество обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ - включении в раздел «Сведения о состоянии юридического лица и регистрирующем органе, в котором находится регистрационное дело» данных о том, что общество является действующим юридическим лицом. 03.02.2012 ЗАО «Институт Тюменьгражданпроект» подана заявка на опубликование сведений об отмене решения о реорганизации в «Вестник государственной регистрации». 02.02.2012 обществом был получен ответ инспекции на заявление от 30.01.2012, в котором содержался фактический отказ во внесении соответствующих изменений, по причине отсутствия формы документа, предназначенного для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении процедуры реорганизации. Для разрешения сложившейся ситуации обществу было предложено обратиться в суд. Воспользовавшись свои правом на защиту, ЗАО «Институт Тюменьгражданпроект» обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением. Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из правомерности требований общества о внесении изменений в ЕГРЮЛ о том, что оно является действующим, так как содержащаяся в реестре информация должна быть достоверной. Также суд указал, что инспекция, не приняв решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений на основании заявления общества от 30.01.2012, проявила не основанное на требованиях Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ бездействие, которое нарушает интересы общества в сфере экономической деятельности. Довод инспекции о том, что не утверждена форма документа, предназначенного для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении процедуры реорганизации, суд первой инстанции признал несостоятельным, поскольку неурегулированность административных процедур не может являться обстоятельством, препятствующим регистрирующему органу внести в ЕГРЮЛ сведения, предусмотренные статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 14 по Тюменской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. Считает, что, поскольку не утверждена форма документа, не может быть внесена запись о прекращении процедуры реорганизации, в связи с чем инспекцией не было допущено неправомерного бездействия. Кроме того, податель жалобы отметил, что не представляется возможным исполнить требование о внесении записи о состоянии юридического лица «действующее», так как заявитель и является действующим лицом. ЗАО «Институт Тюменьгражданпроект» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, отклонив, доводы инспекции, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное. Судебное заседание апелляционного суда проведено при помощи средств видеоконференцсвязи при участии представителя налогового органа, поддержавшего доводы жалобы. Общество, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения деля, явку своего представителя не обеспечило, ходатайства об отложении не заявило, что по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для проведения судебного заседания. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя инспекции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ). В соответствии со статьей 13.1 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. Процедура аннулирования (исключения) записи из ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, в Законе № 129-ФЗ не предусмотрена. Однако, названный Закон не содержит и положений, запрещающих внесение соответствующего изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в случае прекращения процесса реорганизации по волеизъявлению общего собрания участников или единственного участника реорганизуемого общества. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Юридическое лицо может быть ограниченно в правах лишь в случае и порядке, предусмотренном законом (пункт 2 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации). Каких-либо ограничений в принятии решений юридическим лицом (по своему волеизъявлению) в российском законодательстве не предусмотрено. В соответствии с подпунктом «т» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации. Согласно пункту 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Таким образом, когда в ЕГРЮЛ содержатся сведения о нахождении в процессе реорганизации, при фактическом прекращении процесса реорганизации по волеизъявлению компетентных органов общества, свидетельствует о фактической недостоверности сведений в ЕГРЮЛ и необходимости внесения в них соответствующих изменений на основании заявления общества. При этом отсутствие в Законе № 129-ФЗ специальной правовой нормы, регламентирующий порядок аннулирования (исключения) записи из ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, не препятствует государственной регистрации на основании обращения общества в общем порядке. Невнесение регистрирующим органом в ЕГРЮЛ соответствующей записи, несмотря на наличие волеизъявления общества, выраженного в заявлении, приводит к недостоверности сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе, по вине регистрирующего органа, поскольку общество свою обязанность по внесению в них соответствующих изменений выполнило. Апелляционная коллегия отмечает, что не определение Законом № 129-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации № 439 от 19 июня 2002 года «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» и Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ и имеющим признаки нормативного правового акта, порядка внесения регистрирующим органом записи в ЕГРЮЛ об отмене ранее принятого решения о реорганизации юридического лица, не может являться основанием для отказа в совершении регистрационных действий, поскольку действующее законодательство не содержит запрет участникам (учредителям) юридического лица до завершения процесса реорганизации отменить ранее принятое решение о реорганизации юридического лица. Указание в ЕГРЮЛ сведений о нахождении общества в стадии реорганизации предоставляет кредиторам право требовать досрочного исполнения обществом своих обязательств, а при невозможности их исполнения прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, а также влечет невозможность участия общества в конкурсах, аукционах. При таких обстоятельствах, а также учитывая, что в силу статьи 2, пункта 2 статьи 4 Закона № 129-ФЗ, абзаца 2 статьи 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, обязанность по внесению изменений в ЕГРЮЛ возложена на Федеральную налоговую службы и ее территориальные органы, в том числе и на заинтересованное лицо, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных ЗАО «Институт Тюменьгражданпроект» требований, поскольку при наличии пробела в действующем законодательстве иного способа восстановить в ЕГРЮЛ соответствующую действительности информацию о своем фактическом состоянии у общества нет. Учитывая, что сведения в ЕГРЮЛ вносятся накопительно в хронологическом порядке и не подлежат исключению, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно в качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал инспекцию исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись о состоянии общества, как находящегося на стадии реорганизации и обязал внести в реестр в раздел «Сведения о состоянии Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2012 по делу n А75-1582/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Октябрь
|