Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 по делу n А75-1328/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

07 августа 2012 года

                           Дело №   А75-1328/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  02 августа 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  07 августа 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сидоренко О.А.,

судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Черемновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4064/2012) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.03.2012 по делу №А75-1328/2012 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ОГРН 1028601465221, ИНН 8609016812) к индивидуальному предпринимателю Юланову Киньи Алламуратовичу (ОГРНИП 1028601465221, ИНН 8609016812) о взыскании финансовой санкции (штрафа) за непредставление индивидуальных сведений в сумме 1 039 рублей 00 копеек,

 

при участии в судебном заседании представителей:

от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от индивидуального предпринимателя Юланова Киньи Алламуратовича - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

 

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Юланова Кинья Алламуратовича (далее – ответчик, ИП Юланов К.А., предприниматель) финансовой санкции (штрафа) в размере 1 039 руб. 20 коп. за непредставление индивидуальных сведений на застрахованных лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2010 год.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.03.2012 по делу №А75-1328/2012 в удовлетворении требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

24.05.2011 ИП Юланов К.А. представил в пенсионный орган расчет формы РСВ-2, представляемый плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (л.д. 17-20).

Заявителем 20.07.2011 составлен Акт № 159 (далее - акт) об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором указано, что предпринимателем в нарушение пункта 1 статьи 8 и пункта 5 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год (л.д. 7). Указанный Акт 20.07.2011 был направлен ответчику по почте заказным письмом, что подтверждается списком корреспонденции и почтовой квитанцией (л.д. 9-10).

В этой связи решением заявителя от 18.08.2011 № 159 ИП Юланов К.А. привлечен к ответственности на основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленные сроки вышеуказанных сведений в виде финансовых санкций в размере 1039 рублей 20 копеек (л.д. 11-13). Решение 18.08.2011 было направлено ответчику по почте заказным письмом, что подтверждается списком корреспонденции и почтовой квитанцией (л.д. 12-13).

На основании вынесенного решения предпринимателю выставлено требование от 09.09.2011 № 159 (далее - требование) об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 03.10.2011 (л.д. 14). Требование 09.09.2011 было направлено ответчику по почте заказным письмом, что подтверждается списком корреспонденции и почтовой квитанцией (л.д. 15-16). В добровольном порядке требование не исполнено.

Неисполнение ответчиком требования об уплате финансовых санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа в судебном порядке.

Судебный акт мотивирован тем, что предприниматель не является лицом, на которого возложена обязанность ежегодного предоставления сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета, в орган пенсионного фонда.

Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что с 01.01.2011 вступил в законную силу подпункт «б» пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, в связи с чем с 01.03.2011 у территориальных органов ПФР возникло право привлечения физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ и взыскания судебных санкций в судебном порядке.

Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и индивидуальный предприниматель Юланов Кинья Алламуратович, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.

27.03.2012 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, которое обжаловано Управлением в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании регулируют положения Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Статьей 1 данного Закона определено, что индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В течение 2010 - 2012 года Федеральный закон «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» претерпевал ряд изменений.

Так до 01.01.2011 редакция названного закона предусматривала обязанность для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять в орган Пенсионного фонда исчерпывающий перечень сведений и случаи (пункты 1, 2 статьи 10, пункт 2 статьи 11 Закона).

Индивидуальный предприниматель мог быть отнесен к категории страхователей в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствовала обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

С 01.01.2011 в Федеральный закон «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» были внесены изменения в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

Так, подпунктом «б» пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» абзац первый пункта 5 статьи 11 Закона был изложен в следующей редакции: «Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии».

Абзац первый пункта 5 статьи 11 Закона подлежал применению в приведенной редакции с 01.01.2011, в связи с чем предприниматель как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, обязан был представить соответствующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год не позднее 01.03.2011.

В рассматриваемом случае Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлен факт неисполнения ИП Юлановым К.А. обязанности по представлению необходимых сведений за 2010 год, что отражено в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №159 от 20.07.2011 и предпринимателем не опровергается.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Однако, с 01.01.2012 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ «Об внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды».

Пунктами 2 - 4 статьи 1, статьей 8 Федерального закона N 379-ФЗ, исключена обязанность и ответственность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, на момент рассмотрения требований заявителя в суде первой инстанции, исключена обязанность предпринимателя представлять рассматриваемые сведения, а также его ответственность за их непредставление.

В силу статьи 2 Федерального закона от 12.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в том числе состоит из Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ).

Статьей 54 Конституции РФ предусмотрено, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Следовательно, если лицо совершило деяние во время действия прежнего закона, которым оно признавалось правонарушением, но новым законом обязанность осуществлять какие-либо действия или ответственность за это деяние устранена, такое лицо не может быть привлечено к ответственности. Это деяние не считается больше правонарушением.

Положения статьи 54 Конституции РФ распространяются на все виды правонарушений и отрасли законодательства.

Статья 54 Конституции РФ имеет прямое действие. Ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.

Согласно пункту 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 4-П императивное по своему характеру правило статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона. Следовательно, государство, обязанное в силу статьи 2 Конституции РФ признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечивать на практике действие механизма приведения в соответствие с ним ранее принятых судебных решений независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованных лиц.

Апелляционный суд при повторном рассмотрении дела в силу своих полномочий применяет закон, смягчающий ответственность за совершение административного нарушения.

Учитывая изложенное, в настоящее время с предпринимателя не может быть применена санкция за неисполнение обязательства,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 по делу n А81-3466/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также