Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу n А75-3259/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

15 ноября 2013 года

                                                       Дело № А75-3259/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  15 ноября 2013 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Веревкина А.В.,

судей Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кундос Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8069/2013) Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 июня 2013 года по делу № А75-3259/2013 (судья Фёдоров А.Е.), принятое по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ОГРН 1028600510465; ИНН 8601001726; место нахождения: г. Ханты-Мансийск, ул. Спортивная, 7) к муниципальному бюджетному учреждению «Городская больница №1» (ОГРН 1028600940587; ИНН 8603005902; место нахождения: г. Нижневартовск, ул. Ленина, 18), при участии в деле в качестве третьего лица Администрации города Нижневартовска (ОГРН 1028600965942; ИНН 8603032896; место нахождения: г. Нижневартовск, ул. Таежная, 24), о восстановлении денежных средств обязательного медицинского страхования, взыскании штрафа,

при участии в судебном заседании: 

от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры – представителя Ефимовой О.С. по доверенности № 36 от 27.12.2013 сроком действия до 31.12.2013,

от муниципального бюджетного учреждения «Городская больница № 1», Администрации города Нижневартовска – представители не явились,

установил:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – ТФОМС ХМАО, фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к муниципальному бюджетному учреждению «Городская больница №1» (далее – МБУ «Городская больница № 1», больница, ответчик) о взыскании 801 729 руб. 70 коп. штрафа и 104 382 руб. 80 коп. пени в связи с нецелевым использованием ответчиком денежных средств фонда, выделенных по договорам на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Нижневартовска (далее – Администрация, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.06.2013 по делу № А75-3259/2013 исковые требования удовлетворены частично. С МБУ «Городская больница № 1» в пользу ТФОМС ХМАО взыскано 8 017 руб. 29 коп. штрафа, 104 382 руб. 80 коп. пени. В удовлетворении остальной части иска отказано. Этим же решением с МБУ «Городская больница № 1» в доход федерального бюджета взыскано 4 372 руб. государственной пошлины.

Не соглашаясь с принятым судебным актом, ТФОМС ХМАО в апелляционной жалобе просит его отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании штрафа, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что на момент действия договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию к правоотношениям сторон применялась редакция пункта 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ), в которой установлен размер штрафа как суммы нецелевого использования средств. Считает, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу.

Администрация и больница в письменных отзывах на апелляционную жалобу просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

МБУ «Городская больница № 1», Администрация, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От Администрации поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Данное ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель фонда поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.

В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведённых в части 4 статьи 270 АПК РФ, а отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.

В порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений решение проверено лишь в части отказа в удовлетворении исковых требований.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителя истца, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, страховыми медицинскими организациями (страховщик), МБУ «Городская больница № 1» и ТФОМС ХМАО заключены договоры на предоставление медицинской помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию от 11.01.2009 № 161.08.ОМС, № 090.08.ОМС, № 209.08.ОМС (том 2 л. 30-49), по условиям которых больница берет на себя обязательство предоставлять медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), являющейся частью Программы государственных гарантий оказания гражданами Российской Федерации на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и разрешенными ему видами деятельности, гражданам, которым выдан страховой полис.

Страховщик берет на себя обязательство произвести оплату оказанных учреждением медицинских услуг в порядке, установленном договором.

ТФОМС ХМАО осуществляет контроль за расходованием средств, полученных больницей по договору, а также производит оплату медицинских услуг, оказанных гражданам, застрахованным за пределами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Больница обязана использовать полученные по договору денежные средства на цели и в порядке, предусмотренном тарифным соглашением, утвержденным решением Окружной комиссии по согласованию тарифов на медицинские услуги; обязана осуществлять расходование средств ОМС в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими организацию и проведение конкурсов и (или) иных установленных способов закупок) на размещение заказов для осуществления закупок за счет средств ОМС (пункты 1.2 договоров).

Согласно пункту 1.3 договоров МБУ «Городская больница № 1» обязано осуществлять учет поступления и использования средств ОМС на отдельном специальном счете в отделении Центрального банка Российской Федерации, раздельно от средств, поступающих из других источников финансирования, вести бухгалтерский учет в соответствии с нормативными документами. Больница обязана использовать имущество, материалы и прочие активы, приобретаемые за счет средств ОМС преимущественно на оказание лечебно-профилактической помощи застрахованным по ОМС, обеспечить учет целевого и рационального использования имущества.

В силу пункта 4.1 договоров страховщик ежемесячно, в соответствии с Положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе ОМС на территории Ханты-Мансийского автономного округа, утвержденным решением Окружной комиссии по согласованию тарифов на медицинские услуги, оплачивает лечебно-профилактическую помощь, оказываемую больницей застрахованным по согласованным в установленном порядке тарифам, в пределах размера средств полученных от фонда по дифференцированным подушевым нормативам на оплату медицинских услуг, на основании счета-фактуры и реестров, предъявленных больнице.

ТФОМС ХМАО контролирует целевое расходование средств ОМС больницей.

В соответствии с пунктами 6.2, 6.3 договоров контроль целевого расходования средств ОМС осуществляется путем проверок, проводимых в соответствии с Инструкцией «О порядке проведения ТФОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС», утвержденной Федеральным фондом ОМС. Проверка осуществляется не реже 1 раза в 2 года. Результаты оформляются актом проверки, подписываемым представителем фонда и больницы. По результатам проверки выносится предписание, обязательное для исполнения больницей.

На основании пунктов 7.3., 7.4. договоров в случае нарушения порядка использования средств ОМС, больница обязана в течение одного месяца после выявленных указанных нарушений восстановить средства, использованные не по целевому назначению, на отдельном банковском счете по учету средств ОМС, за счет иных источников. В случае не восстановления (не полного восстановления) средств, использованных не по целевому назначению в срок установленный предписанием, фонд имеет право на не восстановленную сумму произвести начисление пени в размере 1/300 учетной ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. Уплата пени производится путем перечисления средств больницей на текущий счет ТФОМС.

Разделами 9 договоров установлены сроки их действия – с 01.01.2009 по 31.12.2009. Действие договоров продлевается на каждый следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении не менее чем за 30 календарных дней до его окончания.

На основании приказа от 12.10.2012 № 286/2 ТФОМС ХМАО проведена проверка целевого средств ОМС в больнице за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.

В ходе проверки выявлено, что в нарушение тарифных соглашений и условий договоров допущено нецелевое использование средств фонда ОМС за 2010 год в сумме 2 284 236 руб. 19 коп. и за 2011 год в сумме 801 729 руб. 70 коп., выразившееся в оплате за оборудование, мебель и ремонт оборудования, не предусмотренные Тарифными соглашениями, оплате за расходные материалы для оказания высокотехнологической медицинской помощи, которая должна осуществляться за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оплате за расходные материалы, не входящие в структуру медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС.

По результатам проверок и выявленных нарушений составлен акт от 15.11.2012 № 11 (том 1 л. 38-82).

ТФОМС ХМАО направил ответчику претензию от 23.01.2013 № 138/01-18 с требованиями восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, за счет средств полученных из иных источников финансирования (том 2 л. 21-24).

В ответном письме от 04.02.2013 № 00/154 МБУ «Городская больница №1» проинформировала истца о том, что ответчик обратился в Департамент финансов и в Департамент здравоохранения Администрации г. Нижневартовска с вопросом, указанным в претензии, однако решение вопроса откладывается (том 2 л. 25).

Больнице фондом направлены требования от 28.03.2013 № 618/01-18, от 02.04.2013 № 638/01-18 о восстановлении денежных средств ОМС (том 2 л. 26-29).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ТФОМС ХМАО в суд с настоящим иском.

Частичный отказ в удовлетворении требований о взыскании с больницы штрафа, послужил поводом для подачи ТФОМС ХМАО апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее.

Согласно части 1 статьи 3 Закон № 326-ФЗ обязательное медицинское страхование – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

В силу статьи 37 Закона № 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками ОМС договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.

Участники медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации (часть 2 статьи 9 Закона № 326-ФЗ) выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон № 326-ФЗ, определяя в статьях 38, 39 функции каждого участника обязательного медицинского страхования, предусматривает оказание медицинскими учреждениями медицинской помощи в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть определен порядок контроля

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу n А70-7206/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также