Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2014 по делу n А75-6215/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 14 января 2014 года Дело № А75-6215/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2014 года Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2014 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Еникеевой Л.И., судей Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А., при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бирюля К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10513/2013) Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 сентября 2013 года по делу № А75-6215/2013 (судья П.А. Сердюков), по иску Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600514821) к бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» (ОГРН 1028600512830) о защите деловой репутации, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, судебное заседание проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, установил: Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с иском, уточненным на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» (далее – БУ «Центр ремесел», ответчик) о признании сведений, распространенных бюджетным учреждением о нарушении департаментом требований постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.10.2010 № 229-п (утверждение государственного задания бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел задним числом), совершения должностного подлога, нарушения прав соискателей и получателей премии Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выплачиваемой на основании постановления Губернатора Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 06.04.2006 № 40 не соответствующими действительности, об обязании бюджетного учреждения опровергнуть порочащие деловую репутацию департамента сведения путем направления соответствующего заявления в адрес Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Требования мотивированы включением в обращение к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сведений, не соответствующих действительности, не подтвердившихся по результатам служебной проверки, порочащих деловую репутацию департамента. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – третье лицо, аппарат губернатора). Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 сентября 2013 года по делу № А75-6215/2013 в удовлетворении исковых требований отказано. Не соглашаясь с решением суда, департамент в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что совокупность обстоятельств, предусмотренных статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) доказана. В частности, ответом Руководителя Аппарата Губернатора - Заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры В.А. Ермошина от 01.07.2013 № ВЕ-13288, в котором указано, что служебными проверками нарушений в действиях департамента при формировании и утверждении государственного задания бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский драматический театр» на 2013 год, при формировании и утверждения государственного задания бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» на 2013 год, а также нарушений департаментом прав соискателей и получателей премии Губернатора автономного округа мастерам народных художественных промыслов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выплачиваемой на основании постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.04.2006 № 40, не установлено. По мнению заявителя, Судом оценка данному письму не дана. Считает не соответствующим представленным в дело доказательствам вывод суда первой инстанции о том, что БУ «Центр ремесел» были приняты достаточные меры конфиденциальности. Злоупотребление правом подведомственными учреждениями (пункты 1, 2 статьи 10 ГК РФ) имело цель причинить вред другому лицу, а именно директору департамента, что повлекло его увольнение. Ответчиком и третьим лицом отзывы на апелляционную жалобу в дело не представлены. Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 АПК РФ в судебное заседание не явились. От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя департамента. На основании частей 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон и третьего лица. Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив в соответствии со статьями 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы. Фактические обстоятельства по делу установлены судом первой инстанции полно и правильно. БУ «Центр ремесел» обратилось к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением от 07.03.2013 № 127 о проведении проверки по фактам нарушения Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры требований постановления Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 08.10.2010 № 229-п (утверждение государственного задания бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел задним числом), совершения должностного подлога, нарушения прав соискателей и получателей премии Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выплачиваемой на основании постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.04.2006 № 40. Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры издано распоряжение от 18.03.2013 № 165-рг «О проведении служебной проверки» (том 2 л.д. 6-7). Проведение проверки поручено аппарату губернатора. По результатам проверки составлено заключение от 30.04.2013 (том 2 л.д. 10-22), согласно которому нарушений законодательства со стороны департамента не установлено. С результатами служебной проверки ознакомлен руководитель департамента. Ссылаясь на то, что в обращении БУ «Центр ремесел» к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры содержатся сведения несоответствующие действительности, которые порочат и умаляют деловую репутацию, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с изложенными в обжалуемом решении выводами, считает, что иск удовлетворению не подлежит. В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а юридическое лицо - сведений, порочащих его деловую репутацию. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица. Согласно пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (далее – Постановление Пленума ВС РФ от 24.05.2005 № 3) по делам данной категории обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 ГК РФ значение для дела, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств, иск не может быть удовлетворен судом. В силу пункта 9 Постановления ВС РФ от 24.02.2005 № 3 бремя доказывания факта распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений, возлагается на истца. Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам (абзац второй пункта 7 Постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3). То обстоятельство, что размещения и опубликования сведений о департаменте в печати, трансляции по радио и телевидению, демонстрации в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, не осуществлялось, не является предметом спора. Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что изложение спорных сведений в обращении к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и проведение по ним служебной проверки не относится к факту распространения сведений, порочащих деловую репутацию, в том смысле, который придается данному аспекту положениями статьи 152 ГК РФ. По мнению суда, обращение БУ «Центр ремесел» к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением от 07.03.2013 № 127, об опровержении которых обратился истец, касающиеся деятельности департамента, является реализацией его права на обращение в государственные органы с целью проверки деятельности вышестоящего государственного органа, а не распространением несоответствующих действительности порочащих сведений в случае, когда эти сведения в ходе их проверки не нашли подтверждения. Обращение БУ «Центр ремесел» не является распространением сведений, порочащих честь и достоинство истца, и потому, что обращено к должностному лицу, в полномочия которого входит проверка деятельности департамента, и не является доступным для ознакомления любым лицом документом. Изложенное соотносится с позицией, изложенной в пункте 10 Постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3, где судам рекомендовано иметь в виду, что в случае, когда гражданин обращается в названные органы с заявлением, в котором приводит те или иные сведения (например, в правоохранительные органы с сообщением о предполагаемом, по его мнению, или совершенном либо готовящемся преступлении), но эти сведения в ходе их проверки не нашли подтверждения, данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для привлечения этого лица к гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьей 152 ГК РФ, поскольку в указанном случае имела место реализация гражданином конституционного права на обращение в органы, которые в силу закона обязаны проверять поступившую информацию, а не распространение не соответствующих действительности порочащих сведений. Такие требования могут быть удовлетворены лишь в случае, если при рассмотрении дела суд установит, что обращение в указанные органы не имело под собой никаких оснований и продиктовано не намерением исполнить свой гражданский долг или защитить права и охраняемые законом интересы, а исключительно намерением причинить вред другому лицу, то есть имело место злоупотребление правом (пункты 1, 2 статья 10 ГК РФ). Доказательств, свидетельствующих о том, что обращение ответчика к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры было продиктовано исключительно намерением причинить вред департаменту (или его директору) и имело под собой цель распространение сведений порочащего характера в отношении департамента, не представлено. Ответ Руководителя Аппарата Губернатора - Заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры В.А. Ермошина от 01.07.2013 № ВЕ-13288 таковым не является, поскольку лишь констатирует результаты проведенной проверки в отношении департамента. Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о недоказанности факта распространения ответчиком сведений, порочащих честь и достоинство истца. Оснований для удовлетворения иска не имеется. Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 сентября 2013 года по делу № А75-6215/2013 принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры удовлетворению не подлежит. В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя, однако департамент в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от оплаты государственной пошлины. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 сентября 2013 года по делу № А75-6215/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Л.И. Еникеева Судьи А.Н. Глухих Т.А. Зиновьева Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2014 по делу n А75-5481/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|