Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2014 по делу n А81-3251/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 14 января 2014 года Дело № А81-3251/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 года Постановление изготовлено в полном объёме 14 января 2014 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.Е., судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П., при ведении протокола судебного заседания: секретарём Зайцевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11525/2013) общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» на определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.10.2013 о прекращении производства по делу № А81-3251/2013 (судья Кустов А.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (ОГРН 1028601843918, ИНН 8622000931) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1058900002908, ИНН 8901016427) об оспаривании предписания от 26.04.2013 № 72, судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, установил: общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (далее по тексту – ООО «Газпром трансгаз Югорск», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в г. Надым (далее по тексту – Управление, заинтересованное лицо) об оспаривании предписания от 26.04.2013 № 72, которым на начальника Надымского управления аварийно-восстановительных работ (далее по тексту – УАВР) ООО «Газпром трансгаз Югорск» Хохлова О.П. возложена обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленных в ходе проведения плановой выездной проверки. Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.10.2013 производство по делу № А81-3251/2013 по заявлению ООО «Газпром трансгаз Югорск» прекращено. В качестве правового обоснования вынесенного определения суд первой инстанции указал на то, что арбитражному суду подведомственны жалобы только на те ненормативные правовые акты, которые адресованы организациям и индивидуальным предпринимателям в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, в то время как оспариваемое предписание № 72 возлагает обязанности на должностное лицо. Суд первой инстанции также отметил, что оспариваемое предписание выдано не филиалу ООО «Газпром трансгаз Югорск», а начальнику Надымского УАВР Хохлову О.П., при этом Надымское УАВР не является филиалом Общества, а его начальник не является органом управления или законным представителем Общества. Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.10.2013 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд. В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает на то, что Надымское УАВР является филиалом ООО «Газпром трансгаз Югорск», и что отражённый в обжалуемом определении пункт 2.50 части II должностной инструкции в таковой отсутствует. По мнению заявителя, предписание вынесено незаконно, в связи с чем затронуты права Общества, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности в части обжалования ненормативного правового акта. К апелляционной жалобе ООО «Газпром трансгаз Югорск» приложены дополнительные документы, а именно: материалы судебной практики. В рассматриваемом случае ООО «Газпром трансгаз Югорск» не заявило ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а также не указало уважительных причин невозможности представления суду первой инстанции копий приложенных к апелляционной жалобе документов, в связи с чем Восьмой арбитражный апелляционный суд не принимает в качестве доказательств приложенные к апелляционной жалобе документы, и возвращает их подателю апелляционной жалобы вместе с постановлением по данному делу. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам. Рассмотрев материалы дела и апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. На основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15.03.2013 № 50 (т. 1, л.д. 54-60) административным органом в отношении ООО «Газпром трансгаз Югорск» проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей при осуществлении деятельности его филиалами и структурными подразделениями, расположенными на территории Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа. В ходе проведения проверки Управлением выявлены нарушения требований действующего законодательства, которые отражены в акте проверки от 26.04.2013 № 50 (т. 1, л.д. 22-53). На основании сведений, указанных в акте проверки № 50, 26.04.2013 Управлением вынесено предписание № 63, об устранении выявленных нарушений, адресованное генеральному директору Общества (т. 1, л.д. 14-21), а также предписание № 72, вынесенное в адрес начальника Надымского УАВР ООО «Газпром трансгаз Югорск» Хохлова О.П. (т. 1, л.д. 12-13). Предписанием от 26.04.2013 № 72 начальнику Надымского УАВР ООО «Газпром трансгаз Югорск» Хохлову О.П. предложено провести комплекс мероприятий, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Полагая, что предписание от 26.04.2013 № 72, выданное начальнику Надымского УАВР ООО «Газпром трансгаз Югорск» Хохлову О.П., не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права Общества, последнее обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с соответствующим заявлением. 28.10.2013 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа вынес обжалуемое определение о прекращении производства по делу. Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Учитывая содержание процитированных выше норм действующего законодательства, суд первой инстанции правильно отметил, что арбитражным судам подведомственны споры по заявлениям о признании недействительными ненормативных правовых актов только в случае, если такие акты затрагивают права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, административным органом по итогам проведения проверки вынесено два предписания – в отношении ООО «Газпром трансгаз Югорск» в лице генерального директора и в отношении начальника Надымского УАВР Хохлова О.П. При этом в рамках настоящего дела Общество оспаривает именно законность предписания от 26.04.2013 № 72, вынесенного в отношении начальника Надымского УАВР Хохлова О.П. Из содержания оспариваемого ненормативного правового акта следует, что обязанности по проведению мероприятий, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, возложены указанным предписанием на начальника Надымского УАВР, как на физическое лицо. Более того, ответственность за невыполнение соответствующих обязанностей также несет физическое лицо – Хохлов О.П., на что прямо указано в резолютивной части предписания от 26.04.2013 № 72. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вынесенное Управлением предписание от 26.04.2013 № 72 не затрагивает прав и законных интересов ООО «Газпром трансгаз Югорск», в связи с чем, дело, возбужденное по заявлению Общества о признании недействительным и отмене названного ненормативного правового акта, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Суд апелляционной инстанции отмечает, что ссылка Общества на то, что вынесенным предписанием затронуты права Общества, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности в части обжалования ненормативного правового акта, не может являться основанием для отмены обжалуемого определения, поскольку необходимым условием для принятия дела к производству арбитражного суда является наличие у ООО «Газпром трансгаз Югорск» самостоятельного материального интереса относительного оспариваемого ненормативного акта, каковым не может быть признано одно намерение Общества на подачу соответствующего заявления. Довод Общества о том, что Надымское УАВР является филиалом ООО «Газпром трансгаз Югорск», учитывая изложенное выше, правового значения для решения вопроса о подведомственности рассматриваемого спора не имеет. Ссылки подателя апелляционной жалобы в подтверждение своей позиции по рассматриваемому вопросу на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 по делу № А81-2838/2009, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011 по делу № А04-4462/2011, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.04.2012 по делу № А43-18954/2011 и т.д. судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются, поскольку перечисленные выше судебные акты приняты по иным фактическим обстоятельствам и заявлениям об оспаривании законности ненормативных правовых актов, вынесенных в адрес законных представителей юридических лиц, коим Хохлов О.П. в отношении ООО «Газпром трансгаз Югорск» (заявителя) не является. Кроме того, довод подателя апелляционной жалобы о том, что неисполнение требований предписания от 26.04.2013 № 72 может повлечь неблагоприятные юридические последствия в виде привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также подлежит отклонению, поскольку привлечение ООО «Газпром трансгаз Югорск» к административной ответственности или назначение ему соответствующего наказания допускается только в рамках самостоятельной процедуры. При этом права оспорить акты, вынесенные по результатам такой процедуры, Общество не лишено. Более того, суд первой инстанции правильно отметил, что начальник Надымского УАВР Хохлов О.П. в случае несогласия с возложенным на него бременем по исполнению предписания от 26.04.2013 № 72 также не лишен права судебного обжалования такого ненормативного акта путем обращения с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции. Также подлежит отклонению довод подателя жалобы об отсутствии в части II представленной Обществом должностной инструкции начальника Надымского УАВР ООО «Газпром трансгаз Югорск» Хохлова О.П. пункта 2.50, отражённого судом первой инстанции в обжалуемом определении, в связи с несоответствием данного утверждения фактическим обстоятельствам дела. Так, в пункте 2.50 части II имеющейся в материалах дела копии названной должностной инструкции (т. 2, л.д. 36) указано, что начальник обязан обеспечивать выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля. Таким образом, вопреки доводам Общества, судом первой инстанции должностная инструкция представленная суду совместно с пояснениями Общества (исх. 01/3310 от 18.10.2013) исследовалась должным образом, что нашло своё отражение в принятом судебном акте. Доводы подателя апелляционной жалобы со ссылкой на Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2014 по делу n А75-6558/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|