Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу n А70-4199/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

25 сентября 2014 года

                                                      Дело № А70-4199/2013

                                                                       

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2014 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи  Рожкова Д.Г.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Бирюля К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8535/2014) открытого акционерного общества «Аэропорт Рощино» на  решение Арбитражного суда Тюменской области от 14 июля 2014 года по делу №  А70-4199/2014 (судья Авдеева Я.В.), принятое по иску открытого акционерного общества «Аэропорт Рощино» (ОГРН 1027200783070, ИНН 7204660086) к открытому акционерному обществу «Авиационная транспортная компания «Ямал» (ОГРН 1028900507305, ИНН 8901008031) о взыскании 170 114 руб. 78 коп.,   

при участии в судебном заседании:

от открытого акционерного общества «Аэропорт Рощино» – Шарапова Е.А. (паспорт, доверенность № 71 от 11.12.2013 сроком действия один год);

от открытого акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» – Дарер А.И. (паспорт, доверенность № 62 от 12.09.2014 сроком действия один год),

установил:

открытое акционерное общество «Аэропорт Рощино» (далее – ОАО «Аэропорт Рощино», истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к открытому акционерному обществу «АТК «Ямал» (далее – ОАО «АТК «Ямал», ответчик) о взыскании 170 114 руб. 78 коп, в том числе 168 652 руб. 66 коп. задолженность за оказание услуг по изготовлению пропусков, 1 492 руб. 12 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами.

Определением суда от 14.05.2014 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.07.2014 по делу № А70-4199/2014, принятым в порядке упрощённого производства, в удовлетворении исковых требований отказано.

Не соглашаясь с решением суда, ОАО «Аэропорт Рощино» в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы ОАО «Аэропорт Рощино» указывает, что судом неправильно истолкована норма закона, указанная в абзаце 13 Перечня и правил, утвержденных приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241. Полагает необоснованным вывод суда о том, что заявки оформлены от имени ответчика, являющегося плательщиком сбора. По мнению подателя жалобы, судом неверно установлен факт того, что организации, для которых изготавливались пропуска, осуществляли деятельность, обеспечивающую деятельность ОАО «АТК «Ямал». Обращает внимание, что действующее законодательство не содержит норм, исключающих взимание платы за выдачу пропусков для организаций, не являющихся авиаперевозчиками. Акцентирует внимание на том, что фактически в выдаче пропусков ответчику не отказано, все заявки, полученные от последнего, исполнены заявителем. Обращает внимание, что суд не исследовал разъяснение Минтранса России по вопросу оформления и выдачи пропусков для входа/въезда в контролируемую зону аэропорта, изложенные в письме от 31.12.2013.

От ОАО «АТК «Ямал» поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель ОАО «АТК «Ямал» поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав мнение представителей сторон, оценив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, в период с 28.05.2013 по 19.02.2014 ОАО «Аэропорт Рощино» на основании заявок ответчика изготавливало и выдавало пропуска сторонним организациям на прохождение (проезд) в контролируемую зону Аэропорта Рощино.

Выдача пропусков осуществлялась без заключения договора по заявкам ответчика. Заявки подписаны директором, техническим директором и врио директора Тюменского филиала ОАО «АТК «Ямал».

Истцом составлены акты за оказанные услуги по изготовлению и выдаче временных и разовых пропусков – акты № 8227 от 30.11.2013, № 8894 от 31.12.2013, №705 от 31.01.2014, № 1411 от 28.02.2014. Данные акты подписаны со стороны исполнителя – ОАО «Аэропорт Рощино» и не подписаны со стороны заказчика – ОАО «АТК «ЯМАЛ».

ОАО «Аэропорт Рощино» в адрес ответчика для оплаты направлялись счета-фактуры: № 16055 от 30.11.2013 (с исправлением № 1 от 31.12.2013) на сумму 12 833 руб. 13 коп., № 17533 от 31.12.2013 (с исправлением №1 от 31.03.2014) на сумму 109 850 руб., № 979 от 31.01.2014 (с корректировочным счетом-фактурой № 3464 от 31.03.2014) на сумму (с учетом корректировочного счета-фактуры) 44 267 руб. 53 коп., № 2595 от 28.02.2014 на сумму 1 254 руб.

ОАО « Аэропорт Рощино» указывает также на выдачу двух временных пропусков для физических лиц, стоимостью 224 руб. с учетом НДС, выданных на основании заявок ответчика № 83-А от 28.05.2013 и № 209-А от 26.08.2013, ошибочно не учтенных в счетах-фактурах.

Общая сумма предъявленных ОАО «Аэропорт Рощино» счетов-фактур составляет 168 204 руб. 66 коп. С учетом неучтенных первичных документов задолженность ответчика, по мнению истца, составляет 168 652 руб. 66 коп.

Как полагает истец, между ОАО «Аэропорт Рощино» и ОАО «АТК «Ямал» в порядке статей 435, 438 ГК РФ заключен договор на возмездное оказание услуг.

Стоимость услуг определена в соответствии с Приказом Генерального директора ОАО «Аэропорт Рощино» от 30.12.2010 № 585-А, Расчетом стоимости оформления пропуска на автотранспортное средство, утвержденным 17.01.2011 первым заместителем Генерального директора ОАО «Аэропорт Рощино». Прейскурант размещен в общем доступе на сайте Аэропорта Рощино.

В материалы дела представлены письма ОАО «АТК «Ямал» от 27.12.2013 № 2078/1 (то 3 л. 39-40), от 14.02.2014 № 235 (том 3 л. 41-42), от 16.03.2014 № 376 (том 3 л. 45), от 31.03.2014 № 490 (том 3 л. 46-47), в которых заказчик со ссылками на статьи 64, 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункты 1.2, 3.2. Перечня и правил формирования тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве, утвержденных приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241, пункт 14 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142 (далее – Федеральные авиационные правила), отказался от принятия к оплате выставленных ОАО «Аэропорт Рощино» счетов-фактур.

В обоснование своего отказа от принятия к оплате счетов-фактур заказчик также указывает на разъяснения Минтранса России по вопросу оформления и выдачи пропусков для входа/въезда в контролируемую зону аэропорта, изложенные в письме от 31.12.2013 № 01-01-02/5484 (том 3 л. 43-44).

Поскольку ответчик выставленные истцом счета-фактуры на оформление и выдачу по заявкам ответчика пропусков для лиц и транспортных средств сторонних организаций для входа (въезда) в контролируемую зону аэропорта не оплатил, ОАО «Аэропорт Рощино» обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим иском.

Отказ в удовлетворении исковых требований явился поводом для подачи истцом апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции установил следующее.

В соответствии со статьями 8, 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Согласно пункту 1 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности. В пункте 2 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что авиационная безопасность обеспечивается, в том числе посредством предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома.

Авиационная безопасность – состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами (статья 83 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Федеральными авиационными правилами (пункт 10) установлено, что пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с Инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.

На основании пунктов 14, 15 Федеральных авиационных правил авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.

В аэропорту Рощино такой инструкцией является Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режимам в международном аэропорту «Рощино», утвержденная 14.11.2013 генеральным директором ОАО «Аэропорт Рощино» (далее – Инструкция) (том  3 л. 24-34).

В соответствии с Инструкцией пропускной режим в аэропорту Рощино предназначен, в том числе, для определения порядка допуска лиц и транспортных средств авиапредприятий и сторонних организаций в контролируемую зону аэропорта (абзац 3 пункта 2.2).

Лица сторонних организаций и посетители, которым необходим доступ в контролируемую зону аэропорта Рощино для выполнения служебных заданий, допускаются по разовым или временным пропускам на основании удостоверенных печатью предварительных письменных заявок, подписанных уполномоченным руководителем, при предъявлении документа, удостоверяющего личность (пункт 7.1). Пропуска на транспортные средства для въезда в контролируемую зону аэропорта Рощино выдаются в бюро пропусков службы авиационной безопасности с разрешения уполномоченных лиц ОАО «Аэропорт Рощино» по предварительным письменным заявкам (пункт 8.2). Для обеспечения проезда транспортных средств, которым не требуется регулярный въезд в контролируемую зону аэропорта, предусматривается выдача разовых и временных пропусков (пункт 8.4).

Согласно пунктам 9.5, 9.6 Инструкции временные пропуска выдаются на основании предварительных заявок, согласованных с органами пограничного контроля ФСБ России и линейного отдела полиции в аэропорту Рощино; разовые пропуска выдаются для одноразового посещения аэродрома или объекта лицам на основании удостоверенных печатью письменных обращений уполномоченных сотрудников субъекта транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти или юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории аэропорта Рощино.

Инструкция определяет порядок организации и осуществления пропускного и внутриобъектового режимов в целях обеспечения авиационной безопасности в аэропорту Рощино (пункт 1.2).

Требования Инструкции являются обязательными для авиационного персонала и работников аэропорта, должностных лиц и сотрудников государственных органов, всех юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на территории аэропорта Рощино (пункт 1.3). Физические и юридические лица, виновные в нарушении правил пропускного и внутриобъектового режимов, определенных Инструкцией, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 1.7).

Порядок допуска лиц сторонних организаций в контролируемую зону аэропорта и порядок допуска транспортных средств на территорию аэропорта установлен Положением о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях иучреждениях гражданской авиации (далее – Положение), утвержденным Приказом Федеральной авиационной службы России от 20.01.1998 № 22.

В силу названного Положения пропускной режим - это совокупность правил и процедур допуска лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия).

В соответствии с пунктом 7.1 Положения о пропускном режиме лица сторонних организаций и посетители, которым необходим доступ в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия) для выполнения служебных заданий, допускаются по разовым или временным пропускам на основании предварительных заявок при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а в зону пограничного контроля международного аэропорта - по пропускам, выдаваемым органами пограничного контроля.

Согласно пункту 8.2 Положения о пропускном режиме пропуск на транспортное средство для въезда в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия) выдается в бюро пропусков по разрешению администрации аэропорта (авиапредприятия), в котором указывается тип (марка) и государственный номер транспортного средства, срок действия пропуска, дата выдачи, печать и подпись лица, выдавшего пропуск.

Указанные правовые нормы не связывают возможность выдачи пропусков для доступа в контролируемую зону аэропорта с наличием договорных отношений между  аэропортом и организациями, осуществляющими деятельность на территории аэропорта. Из содержания данных норм следует, что рассмотрение заявок и выдача пропусков, являются обязанностью аэропорта, реализация которой направлена на обеспечение нормальной деятельности по приему, отправке

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу n А70-3860/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также