Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2015 по делу n А70-11158/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 16 февраля 2015 года Дело № А70-11158/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2015 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кливера Е.П., судей Киричёк Ю.Н., Рожкова Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ткачёвой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14631/2014) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее – Управление Росреестра по Тюменской области, Управление, регистрирующий орган) на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.11.2014 по делу № А70-11158/2014 (судья Стафеев С.А.), принятое по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени (далее – Департамент, заявитель) к Управлению Росреестра по Тюменской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации, изложенного в сообщении от 22.07.2014 № 01/319/2014-172/17655, об обязании совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права; судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, установил:
Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации, изложенного в сообщении от 22.07.2014 № 01/319/2014-172/17655. Кроме того, Департамент просил обязать Управление зарегистрировать право муниципальной собственности г. Тюмени на объект недвижимого имущества – водопровод, назначение: водопровод, протяженность 488 м, адрес (местонахождение) объекта: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Широтная – вп20, кадастровый номер 72:23:0430001:458. Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.11.2014 требования Департамента удовлетворены в полном объеме, отказ Управления в государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ город Тюмень на объект недвижимого имущества – водопровод протяженностью 488 м., адрес: Тюменская область, город Тюмень, ул. Широтная – вп20, изложенный в сообщении от 22.07.2014 № 01/319/2014-172/17655, признан незаконным, на Управление Росреестра по Тюменской области возложена обязанность совершить действия, направленные на государственную регистрацию права собственности муниципального образования городской округ город Тюмень на объект недвижимого имущества – водопровод протяженностью 488 м., адрес: Тюменская область, город Тюмень, ул. Широтная – вп20, кадастровый номер 72:23:0430001:458. В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что на момент обращения Департамента в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на водопровод ООО «Жилье-2006» было ликвидировано, поэтому в рассматриваемом случае имеет место не уклонение ООО «Жилье-2006» от государственной регистрации, а невозможность представления на государственную регистрацию заявления ООО «Жилье-2006» в соответствии с положениями пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Суд первой инстанции исходил из того, что если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, то заявление о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности должно быть удовлетворено, а право собственности на соответствующий объект – зарегистрировано в установленном законом порядке. Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.11.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель настаивает на том, что судом первой инстанции не применены нормы, подлежащие применению к спорным правоотношениям, в частности статьи 209, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». По мнению регистрирующего органа, в рассматриваемом случае на государственную регистрацию права необходимо было представить вступившее в законную силу решение суда о регистрации перехода права на объект к соответствующему муниципальному образованию, в то время как на основании представленных Департаментом документов государственная регистрация права невозможна. Письменный отзыв на апелляционную жалобу Департаментом суду апелляционной инстанции не представлен. Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли. Управление до начала судебного заседания заявило ходатайство в письменной форме о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено. Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.09.2013 по делу № А70-8647/2013 ООО «Жилье-2006» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства. В порядке реализации положений пункта 5 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий должника уведомил Администрацию г. Тюмени о наличии у ООО «Жилье-2006» социально значимых объектов, не проданных в установленном порядке (л.д.17-18). 23.01.2014 между Муниципальным образованием городской округ г. Тюмень и ООО «Жилье-2006» составлен акт о передаче имущества органу местного самоуправления, согласно которому в соответствии с пунктом 1 статьи 148 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» должник ООО «Жилье-2006» передал, а Муниципальное образование городской округ г. Тюмень приняло объект недвижимого имущества – водопровод, назначение: водопровод, протяженность 488 м., адрес (местонахождение) объекта: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Широтная – вп20 (л.д.69-72). Определением Арбитражного суда Тюменской области от 03.03.2014 по делу № А70-8647/2013 конкурсное производство в отношении ООО «Жилье-2006» прекращено, в связи с чем 14.05.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации ООО «Жилье-2006». 05.06.2014 Департамент обратился в Управление Росреестра по Тюменской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – водопровод, назначение: водопровод, протяженность 488 м., адрес (местонахождение) объекта: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Широтная – вп20, кадастровый номер 72:23:0430001:458. При этом в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлен акт о передаче имущества органу местного самоуправления от 23.01.2014, в соответствии с которым ООО «Жилье -2006» передает, а Муниципальное образование городской округ г. Тюмень принимает указанный объект (л.д.60). По результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов Управлением установлено, что в соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Жилье-2006» ликвидировано в связи с банкротством 14.05.2014. Сообщением от 22.07.2014 № 01/319/2014-172/17655 Управление отказало Департаменту в государственной регистрации прекращения права собственности на указанный выше объект по основанию, предусмотренному абзацем десятым (не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав) пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (л.д.8-10). Ссылаясь на положения статьи 165, пункта 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацы первый и третий пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Управление указало, что на государственную регистрацию не представлено вступившее в законную силу решение суда о регистрации перехода права на объект к Муниципальному образованию городской округ г. Тюмень. Полагая, что указанное выше решение Управления, изложенное в сообщении от 22.07.2014 № 01/319/2014-172/17655, об отказе в государственной регистрации права собственности на объект не основано на положениях законодательства и нарушает права муниципального образования город Тюмень, Департамент обратился в Арбитражный суд Тюменской области с соответствующим заявлением. 14.11.2014 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В рассматриваемом случае Департаментом оспаривается законность отказа Управления Росреестра по Тюменской области в государственной регистрации права муниципальной собственности города Тюмени на объект недвижимого имущества – водопровод, назначение: водопровод, протяженность 488 м., адрес (местонахождение) объекта: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Широтная – вп20, изложенного в сообщении от 22.07.2014 № 01/319/2014-172/17655 и мотивированного тем, что Департаментом на государственную регистрацию не представлено вступившее в законную силу решение суда о регистрации перехода права на объект к Муниципальному образованию городской округ г. Тюмень, являющееся документом-основанием для регистрации соответствующего права. Согласно статье 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. В соответствии с пунктом 5 статьи 131 ГК РФ, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ), заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право возникает на основании соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственная регистрация права может быть осуществлена на основании заявления органа государственной власти или органа Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2015 по делу n А46-10011/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|