РЕКОМЕНДАЦИЯ n r (85) 11 Комитета министров Совета Европы"О ПОЛОЖЕНИИ ПОТЕРПЕВШЕГО В РАМКАХ УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА"(Принята 28.06.1985)


[неофициальный перевод]
РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (85) 11
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ О ПОЛОЖЕНИИ ПОТЕРПЕВШЕГО
В РАМКАХ УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
(28 июня 1985 года)
Комитет министров согласно ст. 15, пункт "b", Устава Совета Европы,
учитывая что цели системы уголовного правосудия традиционно выражались в терминах, которые касаются, главным образом, отношения между государством и правонарушителем;
учитывая, что впоследствии работа этой системы иногда имела тенденцию к суммированию, а не к сокращению проблем потерпевшего;
учитывая, что основной функцией уголовного правосудия должно быть удовлетворение запросов и охрана интересов потерпевшего;
учитывая, что также важно повысить доверие потерпевшего к уголовному правосудию и поощрять его сотрудничество, особенно в качестве свидетеля;
учитывая, что в этих целях важно уделять больше внимания в системе уголовного правосудия физическому, психологическому, материальному и социальному ущербу, нанесенному потерпевшему, и рассмотреть, какие шаги желательны для удовлетворения его потребностей в этой связи;
учитывая, что меры в этой связи не противоречат другим целям уголовного права и процесса, таким, как усиление общественных норм и реабилитация правонарушителей, но могут в действительности помочь их достижению и конечному примирению потерпевшего и преступника;
учитывая, что следует в большей степени учитывать запросы пострадавшего на всех стадиях уголовного процесса;
ссылаясь на Европейскую конвенцию по возмещению ущерба жертвам от насильственных преступлений,
I. Рекомендует правительствам государств - членов пересмотреть свое законодательство и практику в соответствии со следующими принципами:
А. На уровне полиции
1. Полицейские должны быть подготовлены к работе с потерпевшими конструктивно, ободряюще и с сочувствием.
2. Полиция должна информировать потерпевшего о возможности получения помощи, практических и юридических консультаций, компенсации от преступника и государства.
3. Потерпевший должен получать информацию о результате полицейского расследования.
4. В любом докладе обвинительным органам полиция должна сделать ясное и полное, по возможности, сообщение о повреждениях и ущербе, причиненном потерпевшему.
Б. В отношении преследования
5. Дискреционное решение о преследовании правонарушителя не следует принимать без рассмотрения вопроса компенсации потерпевшему, включая любое существенное действие, предпринятое в этой связи правонарушителем.
6. Потерпевшего следует проинформировать об окончательном решении, касающемся преследования, пока он не сообщит, что ему не нужна эта информация.
7. У потерпевшего должно быть право просить о пересмотре компетентным органом решения о непреследовании или право возбуждать частное разбирательство.
В. Опрос потерпевшего
8. На всех стадиях процесса потерпевшего следует опрашивать таким образом, когда учитываются должным образом его личное состояние, его права и достоинство. Когда это возможно, то детей и психически больных и увечных людей следует опрашивать в присутствии их родителей или опекунов, или других лиц, помогающих им.
Г. Судопроизводство
9. Потерпевшего следует проинформировать о:
- дате и месте слушания по преступлению, которое доставило ему страдания;
- его возможностях получения реституции и компенсации в рамках уголовного процесса, правовой помощи и консультации;
- как он может узнать о результате дела.
10. У уголовного суда должна быть возможность постановить о компенсации потерпевшему преступником. С этой целью следует отменить существующие ограничения или технические препятствия, которые блокируют осуществление такой возможности.
11. Законодательство должно предусматривать, что компенсация может быть или уголовным наказанием, или заменой его, или назначена в дополнение к нему.
12. Всю соответствующую информацию о повреждениях и ущербе, понесенном потерпевшим, следует представить в суд, чтобы он смог принять во внимание при вынесении решения о форме и объеме наказания:
- запрос потерпевшего о компенсации;
- любую компенсацию или реституцию со стороны преступника или любое искреннее действие в этой связи.
13. В случаях, когда для суда открыты возможности для включения финансовых условий в объем отсроченного или условного наказания, приказа суда о назначении преступнику системы испытания или любой другой меры, большое значение, среди прочих условий, следует уделять компенсации потерпевшему со стороны преступника.
Д. На стадии принуждения к исполнению
14. Если компенсация является уголовным наказанием, то ее следует собирать так же, как и штрафы, и дать приоритет над любой другой финансовой санкцией, налагаемой на преступника. Во всех других случаях потерпевшему следует помогать как можно больше в получении денег.
Е. Защита тайны
15. Политика информации и общественных связей в связи с расследованием и разбирательством преступлений должна уделить особое внимание необходимости защиты потерпевшего от любой гласности, которая чрезмерно повлияет на его частную жизнь или достоинство. Если тип преступления или особый статус, личное состояние и безопасность потерпевшего делают необходимой особую защиту, то или разбирательство должно быть проведено в кабинете судьи, или раскрытие или публикация личной информации должны быть ограничены в максимальной степени.
Ж. Особая защита потерпевшего
16. Всякий раз, когда становится необходимым, особенно в случаях с организованной преступностью, потерпевший и его семья должны получить эффективную защиту от запугивания и возмездия преступника.
II. Рекомендует правительствам государств - членов:
1. изучить возможные преимущества схем примирения и посредничества;
2. содействовать исследованиям по эффективности положений, затрагивающих пострадавших, и поощрять их.

РЕКОМЕНДАЦИЯ n 171 Международной организации труда"О СЛУЖБАХ ГИГИЕНЫ ТРУДА"(Принята в г. Женеве 26.06.1985 на 71-ой сессии Генеральной конференции МОТ)  »
Международное законодательство »
Читайте также