РЕКОМЕНДАЦИЯ n 169 Международной организации труда"О ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ"(Принята в г. Женеве 26.06.1984 на 70-ой сессии Генеральной конференции МОТ)


[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 169
О ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
(Женева, 26 июня 1984 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 6 июня 1984 года на 70-ю сессию,
принимая во внимание существующие международные нормы, зафиксированные в Конвенции и Рекомендации 1964 года о политике в области занятости, а также в других международных актах, касающихся некоторых категорий трудящихся, в частности, в Конвенции и Рекомендации 1981 года о трудящихся с семейными обязанностями, Рекомендации 1980 года о пожилых трудящихся, Конвенции и Рекомендации 1949 года (пересмотренных) о трудящихся - мигрантах, Конвенции 1975 года о трудящихся - мигрантах (дополнительные положения) и Рекомендации 1975 года о трудящихся - мигрантах,
напоминая об ответственности Международной организации труда, вытекающей из Филадельфийской декларации, изучать и рассматривать влияние экономической и финансовой политики на политику в области занятости в свете основной задачи, согласно которой "все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей",
напоминая, что Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1966 году, предусматривает признание, в частности, "права на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается", а также принятие соответствующих мер по постепенному обеспечению полного осуществления этого права и его гарантии,
напоминая также положения Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1979 году,
признавая, что в связи с возрастающей взаимозависимостью мировой экономики и медленными темпами экономического роста последних лет необходимо координировать на национальном и международном уровнях экономическую, валютную и социальную политику, предпринимать усилия по стиранию различий между развитыми и развивающимися странами и установлению нового международного экономического порядка, чтобы в наиболее полной мере использовать ресурсы для целей развития и создания возможностей занятости и таким образом бороться с безработицей и неполной занятостью,
отмечая ухудшение возможностей в области занятости в большинстве промышленно развитых и развивающихся стран и выражая убежденность в том, что бедность, безработица и неравенство возможностей являются недопустимыми с точки зрения гуманности и социальной справедливости, могут привести к социальной напряженности и, следовательно, создать условия, способные поставить под угрозу мир и воспрепятствовать осуществлению права на труд, которое включает свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы,
считая, что Конвенцию и Рекомендацию 1964 года о политике в области занятости следует рассматривать в более широком контексте Декларации о принципах и Программы действий, принятых в 1976 году Всемирной трехсторонней конференцией по вопросам занятости, распределения доходов, социального прогресса и международного разделения труда, а также Резолюции о мерах по выполнению решений Всемирной конференции по вопросам занятости, принятой в 1979 году Международной конференцией труда,
постановив принять ряд предложений о политике в области занятости, что является пунктом 4 повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации, дополняющей Конвенцию и Рекомендацию 1964 года о политике в области занятости,
принимает 26 июня 1984 года следующую рекомендацию, которая будет называться Рекомендацией 1984 года о политике в области занятости (дополнительные положения).
I. Общие принципы политики в области занятости
1. Содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предусмотренное Конвенцией и Рекомендацией 1964 года о политике в области занятости, следует считать средством обеспечения на практике осуществления права на труд.
2. Всестороннее признание государствами - членами права на труд следует связывать с осуществлением экономической и социальной политики, цель которой - содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
3. Содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости должно быть первоочередной задачей и неотъемлемой частью экономической и социальной политики государств - членов и, при необходимости, их планов удовлетворения основных потребностей населения.
4. Государствам - членам следует уделять особое внимание наиболее эффективным средствам увеличения занятости и производства и разрабатывать политику и, при необходимости, программы, направленные на содействие росту производства и справедливому распределению основных товаров и услуг и справедливому распределению доходов по всей стране с целью удовлетворения основных потребностей населения в соответствии с Декларацией о принципах и Программой действий Всемирной конференции по вопросам занятости.
5. В соответствии с национальной практикой указанные в пунктах 3 и 4 настоящей Рекомендации политику, планы и программы следует разрабатывать и осуществлять по консультации и в сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся и с другими представительными организациями заинтересованных лиц, особенно с организациями сельского сектора, указанными в Конвенции и Рекомендации 1975 года об организациях сельских трудящихся.
6. В экономической и финансовой политике как на национальном, так и на международном уровнях первоочередное внимание следует уделять задачам, упомянутым в пунктах 3 и 4 настоящей Рекомендации.
7. Политику, планы и программы, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей Рекомендации, следует направлять на ликвидацию любых форм дискриминации и обеспечение всем трудящимся равенства возможностей и обращения в вопросах получения работы, условий занятости, заработной платы и доходов, профессиональных ориентации и подготовки и продвижения по службе.
8. Государствам - членам необходимо принимать меры, чтобы эффективно бороться с незаконной занятостью, то есть с занятостью, которая не соответствует положениям национальных законодательства, правил и практики.
9. Государствам - членам следует принимать меры, позволяющие постепенно переводить трудящихся из неформального сектора, где таковой существует, в формальный сектор.
10. Государствам - членам следует проводить политику и принимать меры, которые с учетом национальных законодательства и практики должны:
a) способствовать адаптации к структурным изменениям на глобальном, отраслевом уровнях, а также на уровне предприятия, и предоставлению другой работы трудящимся, которые потеряли ее в результате проведения структурных и технологических изменений;
b) сохранять работу или содействовать предоставлению другой работы трудящимся, на которых повлияла продажа, передача, закрытие или перемещение компании, предприятия или оборудования.
11. В соответствии с национальными законодательством и практикой в методы осуществления политики в области занятости могли бы включаться переговоры о заключении коллективных договоров о вопросах, влияющих на занятость, таких, как:
a) содействие и сохранение занятости;
b) экономические и социальные последствия структурной перестройки и рационализации отраслей экономики и предприятий;
c) реорганизация и сокращение продолжительности рабочего времени;
d) защита особых групп;
e) информирование об экономических, финансовых вопросах и вопросах занятости.
12. Государствам - членам по консультации с организациями предпринимателей и трудящихся следует принимать эффективные меры, чтобы поощрять многонациональные предприятия к проведению, и особенно к содействию проведения такой политики в области занятости, которая предусмотрена Трехсторонней декларацией принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики (1977 г.), и чтобы избегать отрицательного и содействовать положительному влиянию на занятость капиталовложений многонациональных предприятий.
13. В связи с возрастающей взаимозависимостью мировой экономики государствам - членам следует, кроме мер, принимаемых на национальном уровне, укреплять международное сотрудничество, чтобы обеспечить успех борьбы против безработицы.
II. Демографическая политика
14. 1) При обеспечении наличия достаточных возможностей трудоустройства в политику развития и занятости можно было бы включать там, где это уместно и соответствует национальным законодательству и практике, демографическую политику и программы, направленные на обеспечение содействия семейному благосостоянию и планированию размера семьи путем осуществления информационных программ и программ добровольного обучения вопросам демографии.
2) Государства - члены, особенно развивающиеся страны, в сотрудничестве как с национальными, так и международными неправительственными организациями могли бы:
a) в своих демографических политике и программах уделять особое внимание разъяснению реальным и будущим родителям преимуществ планирования размера семьи;
b) в сельских районах увеличить число служб здравоохранения и местных центров, оказывающих услуги в деле планирования размера семьи, и численность оказывающего такие услуги квалифицированного персонала;
c) в городских районах уделять особое внимание настоятельной необходимости развития соответствующих инфраструктур и улучшения условий жизни, особенно в районах трущоб.
III. Занятость молодежи и групп, а также лиц, находящихся
в неблагоприятных условиях
15. В контексте общей политики в области занятости государствам - членам следует принимать меры, отвечающие потребностям всех категорий лиц, часто испытывающих трудности в поисках стабильной работы, таких, как некоторые группы женщин и молодых трудящихся, инвалиды и пожилые трудящиеся, лица, продолжительное время не имеющие работы, и трудящиеся мигранты, находящиеся на законном основании на территории этих государств. Такие меры должны соответствовать положениям международных конвенций и рекомендаций о труде, касающихся занятости этих групп, и условиям занятости, установленным на основании национальных законодательства и практики.
16. С учетом национальных условий и в соответствии с национальными законодательством и практикой, упомянутые в пункте 15 настоящей Рекомендации меры могли бы, в частности, включать:
a) доступное для всех общее образование, а также программы профессиональных ориентации и обучения, чтобы помочь этим лицам найти работу, улучшить их возможности трудоустройства и повысить их доходы;
b) создание системы подготовки кадров, связанной с системой образования и миром труда;
c) службы профессиональной ориентации и трудоустройства, содействующие поступлению этих лиц на рынок труда и оказывающие им помощь в поисках работы, которая соответствует их квалификации и способностям;
d) программы создания приносящей доход занятости в конкретных районах, местностях или отраслях;
e) программы адаптации к структурным изменениям;
f) меры по непрерывной подготовке и переподготовке кадров;
g) меры по профессиональной реабилитации;
h) содействие добровольной мобильности;
i) программы содействия работе не по найму и кооперативам трудящихся.
17. 1) Следует принимать специальные меры в интересах молодежи, в частности:
a) поощрять государственные и частные учреждения и предприятия к найму и профессиональному обучению молодежи с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике;
b) хотя первоочередное внимание следует уделять трудоустройству молодежи на постоянной работе, специальные программы могут быть разработаны в целях предоставления молодежи работы на добровольной основе для осуществления общественных, особенно местных проектов, которые носят социальный характер, с учетом положений Рекомендации 1970 года о специальных программах для молодежи;
c) разрабатывать специальные программы, в которых профессиональная подготовка и труд чередовались таким образом, чтобы оказывать помощь молодежи в поисках первой работы;
d) привести в соответствие возможности в области профессиональной подготовки с техническим и экономическим развитием и повысить качество такой подготовки;
e) принимать меры для облегчения перехода от учебы в школе к труду и для содействия возможностям трудоустройства по завершении профессиональной подготовки;
f) содействовать изучению перспектив занятости как основы рациональной политики в области профессиональной подготовки;
g) обеспечивать охрану и гигиену труда работающей молодежи.
2) Меры, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, должны тщательно контролироваться, чтобы удостовериться в их благоприятном влиянии на занятость молодежи.
3) Эти меры должны соответствовать положениям международных конвенций и рекомендаций о труде, относящимся к занятости молодежи, и условиям занятости, предусмотренным национальными законодательством и практикой.
18. В целях содействия осуществлению мер, указанных в пунктах 15 - 17 настоящей Рекомендации, могут предусматриваться стимулы, соответствующие национальным условиям и практике.
19. В соответствии с национальными законодательством и практикой между компетентными органами и организациями предпринимателей и трудящихся, а также другими соответствующими организациями следует своевременно проводить углубленные консультации по вопросам разработки, осуществления и контроля за мерами и программами, указанными в пунктах 15 - 18 настоящей Рекомендации.
IV. Политика в области технологии
20. Одним из основных элементов политики национального развития должно быть содействие разработке технологии как средства увеличения производственного потенциала и достижения основных целей развития, которыми являются создание возможностей трудоустройства и удовлетворение основных потребностей. Политика в области технологии должна с учетом уровня экономического развития содействовать улучшению условий труда и сокращению продолжительности рабочего времени, а также включать меры, препятствующие потере рабочих мест.
21. Государствам - членам следует:
a) поощрять исследования по выбору, внедрению и разработке новой технологии и ее влиянию на уровень, структуру, условия занятости, профессиональную подготовку, содержание труда и квалификационные требования;
b) поощрять проведение исследований по технологии, которая в наибольшей степени соответствует конкретным

Международное законодательство »
Читайте также