ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 4 Совета Министров Союзного государства"О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2004 ГОД И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2006 ГОДА"(Вместе с <ОСНОВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПРОГНОЗОВ>)(Принято 10.03.2004)


СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 4
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2004 ГОД
И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2006 ГОДА
(10 марта 2004 года)
Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Одобрить Прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2004 год и параметры Прогноза до 2006 года.
2. Постоянному Комитету Союзного государства направить Прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2004 год и параметры Прогноза до 2006 года заинтересованным министерствам и ведомствам Российской Федерации и Республики Беларусь для использования в совместной работе по выполнению положений Договора о создании Союзного государства, решений Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства по вопросам формирования единого экономического пространства.
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству экономики Республики Беларусь представить в I квартале 2005 г. в Постоянный Комитет Союзного государства Прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2005 год и параметры Прогноза до 2007 года.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.КАСЬЯНОВ



Одобрены
Постановлением
Совета Министров
Союзного государства
от 10 марта 2004 г. N 4
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
НА 2004 ГОД И ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА ДО 2006 ГОДА
Введение
Проект Прогноза социально-экономического развития Союзного государства на 2004 г. и по параметрам Прогноза на период до 2006 г. разработан в соответствии с Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации и Перечнем первоочередных мер по реализации Положений Договора о его создании, Методическими рекомендациями по разработке прогнозов социально-экономического развития Союзного государства и методическими материалами по сближению уровней социально-экономического развития Беларуси и России. В основу проекта Прогноза положен ряд важнейших соглашений и План совместных действий Правительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации по введению единой денежной единицы Союзного государства на период 2001 - 2005 гг.
Проект Прогноза подготовлен на основе Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2004 г., Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 гг., Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 гг.), Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 г. и основных параметров Прогноза до 2006 г., Стратегии социально-экономического развития России до 2010 г., а также Прогноза социально-экономического развития Союзного государства на 2003 г. и по параметрам Прогноза до 2005 г.
Проект Прогноза Союзного государства разработан с учетом Программы экономического сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации на 1999 - 2008 гг. и Программы экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства на 2000 - 2005 гг., оценки результатов социально-экономического развития Беларуси и России за 2003 г.
При подготовке данного проекта Прогноза основное внимание было уделено проблемам максимальной реализации совместных мероприятий по социально-экономическому сотрудничеству и активизации интеграционных процессов. Прогноз содержит динамику важнейших социально-экономических показателей развития национальных экономик и Союзного государства в целом, а также важнейшие направления, механизмы и меры по синхронизации экономической политики и реформ в двух странах в прогнозном периоде, направленных на поэтапное формирование общего экономического пространства.
1. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И УСЛОВИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
В 2003 г. в Республике Беларусь и Российской Федерации продолжалось улучшение общеэкономической конъюнктуры и ускорение экономического роста.
Положительные темпы роста сложились по большинству важнейших макроэкономических показателей в обеих странах. Рост ВВП в Республике Беларусь за январь - ноябрь увеличился до 106,5% (годовой прогноз 106 - 106,5%) против 105,1% за I полугодие т.г. В Российской Федерации этот показатель в I полугодии составил 107,0%, за 2003 год в целом оценивается на уровне 106,8%.
На протяжении всего года сохранялась финансовая стабильность в российской экономике, обеспечиваемая устойчивым профицитом федерального бюджета. В Республике Беларусь дефицит консолидированного бюджета поддерживался на достаточно стабильном и умеренном уровне. За январь - октябрь 2003 г. он был минимальным - 0,2% к ВВП. Вместе с тем финансовое положение в белорусской экономике оставалось весьма напряженным.
Во второй половине текущего года предприятия реального сектора экономики стран-участниц создаваемого Союзного государства активизировали инвестиционную деятельность. По сравнению с 2002 г. почти втрое повысились темпы роста инвестиций в основной капитал. Обозначилась положительная тенденция увеличения доли капитальных вложений, направленных на модернизацию и обновление производства, повышение его технического и технологического уровня как за счет собственных средств предприятий и организаций, так и расширения использования банковских кредитов, привлечения иностранных инвестиций.
Исполнительными и законодательными органами двух стран в текущем году осуществляется комплекс мер по усилению социальной направленности в экономической политике, обеспечению выполнения важнейших параметров уровня жизни населения и развития социальных отраслей. Первостепенное внимание уделялось повышению реальных денежных доходов населения за счет опережающего роста заработной платы, устранению накопившихся необоснованных диспропорций в уровнях оплаты труда в разных отраслях экономики, более полного удовлетворения покупательского спроса домашних хозяйств потребительскими товарами собственного производства. Продолжается реформирование системы социальных гарантий и адресной поддержки низкооплачиваемых категорий работающих и беднейших слоев населения, рационализации государственных расходов в целях улучшения финансового обеспечения функционирования и развития здравоохранения, образования, культуры, внедрения системы минимальных социальных потребительских стандартов для сокращения разрыва между обязательствами государств и реальными финансовыми их возможностями.
По оценке в 2003 г. ожидается прирост ВВП в Российской Федерации на уровне 6,8%, в Республике Беларусь - 6,7%, промышленного производства - соответственно 6,9% и 6,5%.
В Российской Федерации импульсом для роста промышленного производства послужил высокий внешний спрос на продукцию экспортоориентированных отраслей, что способствовало расширению в текущем году внутреннего потребительского и инвестиционного спроса. Наряду с топливной промышленностью конкурентоспособными стали пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, отдельные отрасли инвестиционного машиностроения, которые одновременно укрепили также и свой экспортный потенциал.
Существенному ускорению темпов роста промышленного производства в Республике Беларусь способствовало выполнение Соглашения между правительствами Республики Беларусь и Российской Федерацией "О создании равных условий субъектам хозяйствования на территории обоих государств в области ценовой политики на железнодорожном транспорте, в электроэнергетической и газовой промышленности". В результате Беларусь в 2003 г. импортировала природный российский газ от "Газпрома" по внутренним российским ценам. Влияние данного фактора проявилось в снижении издержек производства и в дополнительном росте добавленной стоимости, повышении уровня конкурентоспособности, наращивании объемов реализации произведенной продукции. Увеличение физических объемов экспорта и существенное расширение масштабов конечного потребления домашних хозяйств явились основными компонентами, обеспечившими относительно высокие темпы роста ВВП.
Таблица 1
----------------------------T-----T-----T-----T------------------¬
¦ ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦ 2003 год ¦
¦ ¦ год ¦ год ¦ год +---------T--------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦январь - ¦ год ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ноябрь ¦в целом ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(оценка)¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Валовой внутренний продукт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республики Беларусь ¦105,8¦104,7¦104,7¦106,5 ¦ 106,7 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Российская Федерация ¦110,0¦105,0¦104,3¦ ¦ 106,8 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Темп инфляции (по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦потребительским ценам), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦прирост к декабрю ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предыдущего года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦107,5¦ 46,1¦ 34,8¦ 22,9 ¦ 24,0 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Российская Федерация ¦ 20,2¦ 18,6¦ 15,1¦ ¦ 12 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Продукция промышленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦107,8¦105,9¦104,5¦106,9 ¦ 106,5 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Российская Федерация ¦111,9¦104,9¦103,7¦ ¦ 106,9 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Продукция сельского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦109,3¦101,8¦100,7¦106,2 ¦ 106,0 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Российская Федерация ¦107,7¦107,5¦101,7¦ ¦ 100,0 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Инвестиции в основной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦капитал ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦102,0¦ 97,0¦106,0¦117,3 ¦ 112,0 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Российская Федерация ¦117,4¦110,0¦102,6¦ ¦ 112,0 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Реальные располагаемые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦денежные доходы населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦120,0¦129,0¦107,6¦102,8 <*>¦ 106,0 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Российская Федерация ¦112 ¦108,7¦109,9¦ ¦ 113,8 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Оборот розничной торговли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦111,8¦128,2¦111,5¦109,3 ¦ 109,5 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Российская Федерация ¦109,0¦110,9¦109,2¦ ¦ 108,0 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Объем платных услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦населению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦104,9¦109,0¦108,7¦111,4 ¦ 109,0 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Российская Федерация ¦105,0¦102,8¦103,7¦ ¦ 104,9 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Экспорт товаров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦124,0¦101,7¦107,7¦123,5 <*>¦ 118,9 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Российская Федерация ¦139,0¦ 97,0¦105,3¦ ¦ 122,7 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Импорт товаров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦129,6¦ 95,8¦109,7¦126,5 <*>¦ 119,2 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Российская Федерация ¦113,5¦119,8¦113,4¦ ¦ 119,7 ¦
L---------------------------+-----+-----+-----+---------+---------
--------------------------------
<*> Январь - октябрь 2003 г.
Ускорение роста ВВП создает предпосылки для увеличения реальных денежных доходов населения в Республике Беларусь на 6%, в Российской Федерации - на 13,8% при одновременном сохранении относительно высоких темпов роста инвестиций в основной капитал (в Беларуси 112% и России 112,0%) к уровню прошлого года.
Благоприятная ценовая конъюнктура на мировых рынках способствовала достижению в I полугодии т.г. весьма высокого темпа роста экспорта российских товаров, составившего 129,8% к уровню I полугодия 2002 г. В Беларуси экспорт товаров за январь - октябрь увеличился на 23,5%.
Импорт товаров Российской Федерации вырос в I полугодии т.г. на 22,8%, в Республике Беларусь за 10 месяцев - на 26,5%. При этом импорт из России в долларах США возрос на 30,6% при росте физического его объема на 13,1%. Рост стоимостного объема импорта из России связан прежде всего со значительным повышением цен на поставляемую в Беларусь российскую нефть.
Основное внимание правительств обоих государств уделялось достижению сбалансированности во внешней торговле между экспортом и импортом за счет сдерживания роста импорта.
В целом за 2003 г. ожидается сближение темпов роста импорта и экспорта товаров. В Республике Беларусь за 2003 г. прирост экспорта товаров прогнозируется на уровне 18,9% и импорта - на 19,2%. В Российской Федерации соответственно 21,3% и 19,7 процента.
Важнейшей нерешенной проблемой в области согласования политики внешнеэкономической деятельности в части обеспечения взаимодействия по товарообменным операциям между Беларусью и Россией для создания одинаковых условий субъектам хозяйствования обеих стран на едином таможенном пространстве является несогласованность вопросов тарифного и нетарифного регулирования в области взаимной торговли товарами.
В Республике Беларусь в связи с удорожанием российских энергоносителей, сырья, материалов и комплектующих изделий происходит существенное удорожание выпускаемой белорусскими предприятиями продукции, в результате чего белорусские товары теряют свою конкурентоспособность в сравнении с российскими аналогами.
В этих условиях импортируемые на белорусский рынок из России товары оказываются дешевле, чем отечественные. Это относится в первую очередь к товарам пищевой промышленности, радиоэлектронных изделий и др. Для защиты внутреннего рынка Белорусская Сторона по ряду товаров вынуждена ужесточать контроль за импортом в страну такого рода товаров, включая ограничения за счет мер нетарифного регулирования, что противоречит принципам цивилизованной торговли и свободной конкуренции. Со своей стороны руководство Российской Федерации не смогло обеспечить в полном объеме выполнение своих обязательств в части соглашения о создании равных условий хозяйствования для предприятий обеих стран.
Выход из такой ситуации может быть найден в выработке взаимосогласованных мер, в первую очередь касающихся ценового и тарифного регулирования.
В 2003 г. существенно снизилась инфляция как в Беларуси, так и в России. Индекс цен на товары и тарифов на услуги на потребительском рынке Российской Федерации прогнозируется на конец 2003 г. по отношению к декабрю 2002 г. на уровне 112%, в Республике Беларусь - 124%.
Замедление роста инфляции обусловлено в обеих странах в основном близкими по своему характеру важнейшими факторами:
- относительно жесткой бюджетной и денежно-кредитной политикой;
- профицитным федеральным бюджетом в России и относительно низким уровнем дефицита консолидированного бюджета в Беларуси;
- снижением инфляционных ожиданий в связи с ограничением повышения цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.
В целом предприятия реального сектора экономики обеих стран в условиях относительной стабилизации результатов их работы в большей мере адаптировались к таким важнейшим факторам, как внешнеэкономическая конъюнктура, реальный курс национальных валют, издержки на заработную плату, оплата растущих цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, которые ранее для предприятий представлялись критическими.
Важнейшая роль в укреплении экономического потенциала создаваемого Союзного государства Беларуси и России принадлежит ускорению процесса белорусско-российской интеграции, углублению взаимовыгодного сотрудничества двух стран на основе эффективного использования объективно существующих для этого предпосылок.
Уже сегодня неоспоримые взаимные выгоды приносит торгово-экономическая деятельность Республики Беларусь с Российской Федерацией. К настоящему времени по отдельным оценкам до 70 - 75% российского экспорта в страны ЕС осуществляется по территории Республики Беларусь.
В 2002 году доля белорусского экспорта в Российскую Федерацию составляла 50% общего его объема. Белорусские предприятия имеют устойчивые связи с российским рынком сбыта и почти целиком зависят от поставок российского сырья и энергоносителей. Импорт природного газа из Российской Федерации составлял в 2002 г. 100% от всего потребленного в республике, каменного угля - 99,8%, черных металлов - 89,2%, нефти - 100%.
Высокую заинтересованность Российская Сторона проявляет в участии своего капитала в акционировании и приватизации белорусских предприятий, в первую очередь нефтехимического комплекса и в последующем "Белтрансгаза" и "Белэнерго".
Большая выгода для обоих государств может быть получена от реструктуризации, технической и технологической модернизации функционирующих в Беларуси крупных промышленных гигантов, в первую очередь машиностроительного комплекса с выводом на высокий уровень качества выпускаемой ими продукции для поставок не только на российский рынок, но и на рынки третьих стран. При этом существенную долю в продукции белорусских промышленных и машиностроительных предприятий составляют комплектующие, которые производятся в Российской Федерации.
Социально-экономическое развитие Республики Беларусь и Российской Федерации при сложившихся тенденциях в 2003 г. создает соответствующие исходные предпосылки для стабильного развития национальных экономик Беларуси и России в 2004 - 2006 гг.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УГЛУБЛЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И СБЛИЖЕНИЯ ВАЖНЕЙШИХ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цели и основные направления экономической интеграции Беларуси и России вытекают из концептуальных положений Договора о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г., Устава Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г., Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России от 25 декабря 1998 г., Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании равных условий субъектам хозяйствования, Договора о создании Союзного государства Беларуси и России от 8 декабря 1999 г.
Стратегической целью экономического сотрудничества в рамках Союзного государства является повышение уровня и стандартов жизни населения Беларуси и России на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов обеих стран, заимствования положительного опыта внедрения рыночных механизмов функционирования национальной экономики, использования преимуществ межгосударственной специализации и кооперации, обеспечения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности и улучшения качественных параметров национальных экономик.
Основными направлениями экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в рамках Союзного государства в прогнозном периоде должны стать:
- развитие торгово-экономических отношений и межрегионального сотрудничества;
- проведение согласованной макроэкономической политики, в том числе кредитно-денежной и валютной, бюджетно-налоговой, ценовой, инвестиционной и инновационной, промышленной, внешнеэкономической, социальной;
- синхронизация институциональных преобразований, гармонизация и унификация законодательной и нормативно-правовой базы, в том числе хозяйственного и гражданского законодательства, законодательства в социально-трудовой сфере, налогового законодательства, инвестиционного и др.;
- формирование единого экономического пространства, в том числе таможенного, научно-технологического и информационного, фондового рынка и рынка труда;
- объединение транспортных, энергетических, телекоммуникационных систем, систем связи;
- разработка и реализация совместных межгосударственных программ и их финансового обеспечения.
Реализация вышеуказанных основных направлений строительства Союзного государства потребует значительных усилий в области гармонизации национальных интересов Беларуси и России. Это позволит продвинуться на пути решения проблем, которые возникли в текущем периоде при формировании единого таможенного и экономического пространства, согласовании монетарной, фискальной и ценовой политики, синхронизации темпов рыночных реформ, создании равных условий хозяйствования субъектам двух стран.
Основной проблемой в прогнозном периоде является реализация принятых программных документов и соглашений по введению российского рубля в качестве единой денежной единицы Союзного государства. В первую очередь это касается выполнения Программы совместных действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации Договора о создании Союзного государства, Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства от 30 ноября 2000 г. и принятого в его развитие 4 июня 2002 г. Плана совместных действий Правительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации по введению единой денежной единицы Союзного государства на период 2001 - 2005 годы, мероприятия которых направлены на выравнивание условий для субъектов хозяйствования и граждан двух стран, создание единого экономического пространства Республики Беларусь и Российской Федерации, прежде всего, на унификацию принципов, механизмов и инструментов денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, внешнеэкономической, структурной политики.
В этих целях в прогнозном периоде должны быть решены ключевые вопросы двусторонних экономических отношений, и прежде всего: о принципах бюджетной политики в Союзном государстве; о принципах взимания косвенных налогов при реализации товаров (работ, услуг) хозяйствующими субъектами; о механизме компенсации потерь бюджетов в условиях создания единого экономического пространства и применения во взаимной торговле Республики Беларусь и Российской Федерации налога на добавленную стоимость по принципу страны происхождения; об отмене таможенного контроля и оформления в отношении товаров из третьих стран на белорусско-российской границе.
Кроме того, необходимо подготовить и согласовать предложения о модели устройства единого эмиссионного центра Союзного государства, его статусе, задачах и функциях для включения в проект Конституционного акта, юридически оформить вступление в силу Межправительственного соглашения о создании равных условий в области ценовой политики, а также урегулировать вопросы оплаты и поставки природного газа в Республику Беларусь.
Сделанные ранее взаимные уступки обеих сторон в рамках создания равных условий субъектам хозяйствования при условии их соблюдения в прогнозном периоде создают возможности по повышению эффективности производства и, учитывая тесные кооперационные связи между белорусскими и российскими промышленными предприятиями, ускорению экономического роста в двух странах с одновременным расширением экспорта в третьи страны.
Реализация мер по основным направлениям строительства Союзного государства Беларуси и России в социально-экономической сфере в прогнозном периоде будет направлена прежде всего на дальнейшее согласование макроэкономической политики и выравнивание основных макроэкономических показателей, синхронизацию процессов рыночной трансформации, унификацию национальных законодательств, формирование общего экономического пространства. Вместе с тем финансовое обеспечение реализации совместных межгосударственных программ и проектов ограничено относительно небольшими объемами бюджета Союзного государства.
Основные направления, механизмы и мероприятия по углублению интеграции и формированию общего экономического пространства заложены в Программе экономического сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации на 1999 - 2008 гг., Программе экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в рамках Союзного государства на 2000 - 2005 гг., а также изложены в данном Прогнозе.
Важнейшими макроэкономическими параметрами, сближение которых необходимо для создания предпосылок углубления экономической интеграции Беларуси и России в прогнозном периоде, являются:
- ВВП на душу населения;
- темпы инфляции;
- темпы девальвации официальных обменных курсов российского и белорусского рубля;
- ставки рефинансирования центральных банков, процентные ставки по срочным депозитам и кредитам;
- налоговая нагрузка, дефицит государственного бюджета, государственный долг (% к ВВП);
- сальдо торгового баланса.
Одним из важнейших макроэкономических показателей сближения экономик Беларуси и России является среднегодовое производство ВВП на душу населения. В 2002 г. отношение данного показателя по Беларуси к российскому составляло 59%, в 2003 г. ожидается на уровне 58%, в 2004 г. - 55 - 57%, в 2005 г. - 59 - 61% и в 2006 г. - 60 - 63%. На динамику данного соотношения в прогнозном периоде окажут влияние такие факторы, как темпы роста реального ВВП, изменение численности населения двух стран, курс белорусского рубля к российскому.
В то же время ВВП на душу населения по ППС составлял в Беларуси по отношению к российскому в 2002 г. по отдельным расчетам более 90% и с учетом более высоких темпов роста ВВП в прогнозном периоде ожидается тенденция сближения данного показателя с российским уровнем.
Что касается реальных располагаемых доходов населения, то их прирост в 2003 г. оценивается в Российской Федерации на уровне 13,5%, в Республике Беларусь - 6%. В прогнозном периоде (в 2004 - 2005 гг.) в Беларуси предусматриваются более высокие темпы роста данного показателя по сравнению с российскими, что будет способствовать их сближению.
Основой сближения показателей денежно-кредитной и валютной политики и формирования важнейших условий введения с 1 января 2005 г. российского рубля в качестве единой денежной единицы Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации является реализация Плана совместных действий Правительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации по введению единой денежной единицы Союзного государства на период 2001 - 2005 гг., призванного обеспечить необходимый уровень экономической конвергенции.
В 2000 - 2003 гг. в Республике Беларусь осуществлены заметные шаги в направлении выполнения отмеченных требований. В области валютного регулирования и валютного контроля был достигнут значительный прогресс в направлении либерализации валютных операций, что позволило обеспечить конвертируемость белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса.
Политика курсообразования в двух странах осуществляется на рыночных принципах в результате взаимодействия спроса и предложения. Участие центральных банков в процессе курсообразования ограничивается валютными интервенциями, направленными на сглаживание локальных диспропорций сезонного и конъюнктурного характера. Курс российского рубля устанавливается в режиме регулируемого плавания, а белорусского рубля - в режиме номинального таргетирования с привязкой к российскому рублю, схожего с "валютным коридором".
Влияние, оказываемое экономической конъюнктурой в Российской Федерации на характеристики социально-экономического развития Республики Беларусь, расширение и углубление интеграционных процессов в развитии экономики Республики Беларусь и Российской Федерации вызывают необходимость использования в 2004 г. официального обменного курса белорусского рубля к российскому рублю в качестве контрольного показателя денежно-кредитной политики.
Уровень обменного курса белорусского рубля к валютам других стран будет определяться на основе кросс-курса российского рубля к валютам других стран. При этом курс белорусского рубля к доллару США будет использоваться в качестве индикативного показателя денежно-кредитной политики.
Предполагается, что в первом полугодии 2004 г. обменный курс белорусского рубля к российскому рублю снизится на 4 - 5% и его номинальный уровень на 1 июля 2004 г. составит 76,5 - 77,2 белорусского рубля за 1 российский рубль. Во втором полугодии 2004 г. обменный курс белорусского рубля к российскому рублю будет зафиксирован. При этом жесткая фиксация обменного курса белорусского рубля к российскому рублю будет осуществляться при возможном отклонении в отдельные периоды курса белорусского рубля к российскому рублю от курса фиксации до плюс-минус 5%.
С учетом изменения курса российского рубля к доллару США и курса белорусского рубля к российскому рублю обменный курс белорусского рубля к доллару США может снизиться на 4 - 10% и на 1 января 2005 г. составит 2260 - 2390 белорусских рублей за 1 доллар США.
Сложившийся в настоящее время уровень гармонизации в области валютного регулирования и валютного контроля Республики Беларусь и Российской Федерации достаточно высок. Имеющиеся различия не настолько существенны, чтобы вызывать опасения о возникновении негативных последствий в валютной сфере Беларуси в результате полной гармонизации соответствующего законодательства.
В результате постепенного перехода в Беларуси к более жесткой денежно-кредитной политике созданы условия для финансовой стабилизации на макроэкономическом уровне и существенного снижения темпов инфляции. Это позволило добиться значительного сокращения разрыва темпов инфляции в двух странах (табл. 2).
Таблица 2
Фактические и прогнозные значения индекса
потребительских цен в России и Беларуси в 2000 - 2006 гг.
(в %, декабрь к декабрю предыдущего года)
---------------T-----------------------------------------------------------------¬
¦ Страны ¦ годы ¦
¦ +-----------------T---------T-------------------------------------+
¦ ¦ отчет ¦ оценка ¦ прогноз ¦
¦ +-----T-----T-----+---------+---------T-------------T-------------+
¦ ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦
+--------------+-----+-----+-----+---------+---------+-------------+-------------+
¦Беларусь ¦207,5¦146,1¦134,8¦118 - 124¦114 - 118¦ 110 - 112 ¦ 107 - 108 ¦
+--------------+-----+-----+-----+---------+---------+-------------+-------------+
¦среднемесячные¦ 6,3¦ 3,2¦ 2,5¦1,4 - 1,8¦1,1 - 1,4¦ 0,8 - 1,0 ¦ 0,6 - 0,7 ¦
¦темпы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+-----+-----+-----+---------+---------+-------------+-------------+
¦Россия ¦120,2¦118,6¦115,1¦ 112 ¦108 - 110¦106,5 - 108,5¦105,5 - 107,5¦
+--------------+-----+-----+-----+---------+---------+-------------+-------------+
¦среднемесячные¦ 1,5¦ 1,4¦ 1,2¦0,8 - 0,9¦0,6 - 0,8¦ 0,5 - 0,7 ¦ 0,4 - 0,6 ¦
¦темпы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+-----+-----+-----+---------+---------+-------------+--------------
В прогнозном периоде тенденция снижения темпов роста потребительских цен в Республике Беларусь закрепится и к 2006 году рост цен в обеих странах может быть синхронизирован на уровне 107% в год.
Снижение темпов инфляции в Беларуси предполагает переход к значительно более жесткой денежно-кредитной политике. Следовательно, возможности финансирования государственных программ и кредитной поддержки предприятий реального сектора за счет эмиссионного источника будут существенно ограничены, что осложнит бюджетный процесс и развитие отдельных секторов белорусской экономики.
Основными направлениями государственной ценовой политики в Республике Беларусь в 2004 - 2006 годах будут дальнейшая либерализация ценообразования, совершенствование механизмов регулирования цен, ограничивающих рост издержек производителей, реализация Программы ликвидации перекрестного субсидирования. В 2004 году необходимо завершить работу по гармонизации ценового механизма Республики Беларусь и Российской Федерации. Выработка единых подходов к формированию цен и тарифов в рамках единого экономического пространства создаст равные условия для производителей обеих стран. Особенно это касается цен и тарифов на продукцию естественных монополий.
Беларуси необходимо учитывать также и то обстоятельство, что в связи с предстоящим вступлением в ВТО Россия вынуждена будет перейти на другой уровень цен. Россия намерена решать проблему ценовых соотношений на отдельные виды топлива, ориентированных на мировые цены. Предполагается, с учетом реальной потребительской ценности энергоносителей, поэтапное выравнивание соотношения цен на уголь энергетический, газ и мазут, которое должно соответствовать соотношению мировых цен на эти энергоносители в пересчете на одинаковую теплотворность.
В Российской Федерации утверждена Программа поэтапного совершенствования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке, рассчитанная на период до 2010 года. Первый этап определил действия на 2002 - 2003 гг. На втором этапе (2004 - 2006 гг.) будет введена дифференциация цен на газ для конечных потребителей в зависимости от режима и сезона потребления. Прирост реальных цен на газ (без учета инфляции) в 2004 году составит 10%, в 2005 году - не более 16%, в 2006 году - 4 - 7%.
К 2006 году цены на газ для промышленных потребителей (без НДС и оплаты транспортировки по газораспределительным сетям) должны достигнуть 36 - 37 долл. США за 1000 куб. м. (в 2003 году, по оценке, цены составят 23,5 долл. США за 1000 куб. м., в 2004 году - 27,4 долл. США). В целом за период 2004 - 2006 гг. прирост реальных цен на газ (без учета инфляции) составит 33 - 36%.
Централизация финансовых ресурсов государством в Республике Беларусь согласно Прогнозу на 2004 г. составит 44,7%, а в 2006 г. не более 45% к ВВП, при этом доходы консолидированного бюджета составят соответственно не более 35,0% к ВВП. Уровень реальной налоговой нагрузки (налоговые доходы бюджета, доходы бюджетных и внебюджетных фондов) в Республике Беларусь должен составить в 2004 - 2006 гг. не более 39 - 40% к ВВП.
По прогнозу дефицит бюджета Республики Беларусь в 2004 - 2006 гг. должен быть не более 1,5% к ВВП.
С 2004 г. предусмотрен переход на финансирование дефицита государственного бюджета Республики Беларусь за счет выпуска ценных бумаг и внешних займов и отказ от привлечения кредитов со стороны Национального Банка.
По прогнозу внешний долг Беларуси, в 2004 - 2006 гг. должен быть не более 4,0%, а внутренний долг не более 6,0% к ВВП. Таким образом, уровни внутреннего и внешнего долга находятся в пределах параметров экономической безопасности Республики Беларусь.
По плану бюджета Российской Федерации на 2004 г. предусмотрен профицит бюджета, который оказывает положительное влияние на стабильность основных макроэкономических показателей. Важную роль в обеспечении профицита бюджета Российской Федерации играет благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на мировом нефтяном рынке.
В настоящее время для макроэкономического положения Российской Федерации большое негативное значение имеет внешний долг. По данным Министерства финансов РФ, средняя стоимость его обслуживания 6 - 7% годовых. Согласно графику выплат по внешнему долгу до 2006 г. объемы ежегодных платежей в пользу иностранных кредиторов составят от 14 до 20 млрд. долл. Даже при благоприятной динамике ВВП и увеличении реального курса рубля их осуществление потребует не менее 4 - 6% ВВП России. Благоприятное положение на мировом нефтяном рынке позволяет России осуществлять платежи по погашению и обслуживанию внешнего долга, не прибегая к новым зарубежным заимствованиям.
Поэтому важной задачей Союзного государства является минимизация внешнего долга стран-участниц, которая позволит существенно снизить расходы на его обслуживание, сократить потери национального дохода, повысить внутреннее потребление товаров и услуг.
В отличии от Российской Федерации, которая имеет на протяжении ряда лет значительное положительное сальдо торгового баланса (текущего счета платежного баланса по товарам и услугам), в Республике Беларусь сложилась обратная ситуация - чистый экспорт товаров и услуг отрицательный. При этом основное влияние на состояние сальдо по товарам и услугам оказывает дисбаланс в торговле с Российской Федерацией.
В отношении сальдо торгового баланса как и в предыдущие годы продолжает сохраняться действие факторов, носящих разнонаправленный характер. Если сложившаяся достаточно благоприятная для России цена на нефть на мировом рынке способствует ее экономическому росту и в том числе активному сальдо торгового баланса, то для Республики Беларусь отрицательное сальдо внешней торговли в значительной мере обусловлено импортом минеральных продуктов, включая нефть и природный газ. Наблюдается асимметричная ситуация - положительное сальдо торгового баланса в России и отрицательное в Беларуси (в рамках торговли с Россией). То есть Россия выступает как чистый экспортер, в то время как Беларусь является чистым импортером, что соответствующим образом отражается на динамике важнейших макропоказателей.
3. ГАРМОНИЗАЦИЯ И СИНХРОНИЗАЦИЯ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Интеграция в Союзное государство предполагает единую экономическую среду, институциональная и правовая совместимость которой определяется прежде всего отношениями собственности, формируемыми в результате проведения разгосударствления и приватизации государственного сектора экономики.
Российская Федерация при достигнутой высокой степени разгосударствления (в ключевых отраслях промышленности свыше 70%) придерживается курса на дальнейшую активизацию приватизационного процесса. Государство намерено продавать принадлежащие ему пакеты акций в акционерных обществах, в которых госдоля составляет менее 25% от уставного капитала. Предполагается, что эти пакеты будут доминировать в числе продаваемых.
Реформирование государственной собственности в Российской Федерации является одним из важнейших механизмов социально-экономических преобразований, а также заметным источником бюджетных доходов. Основными направлениями структурной реформы являются продажа федерального имущества и целенаправленное формирование на этой базе корпоративных структур. Наиболее значимые изменения осуществляются на транспорте, в энергетике, нефтегазовой промышленности, угольной отрасли, военно-промышленном комплексе.
К настоящему времени в Республике Беларусь реформировано около трети общей численности предприятий, подлежащих приватизации, на которых работает около 20% занятых в народном хозяйстве. Всего за период рыночных преобразований в республике реформировано 3680 объектов государственной собственности. На их базе создано 1586 акционерных обществ, по конкурсу и на аукционах продан 1371 объект. Акционирование преобладало относительно крупных предприятий республиканской собственности, аукционная или конкурсная продажа - небольших объектов коммунальной собственности.
На 2004 год основные задачи в области реформирования собственности определены в рамках Концепции управления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001 - 2005 годы.
Согласно Концепции до 2005 г. предстоит в основном завершить приватизацию предприятий с численностью работающих до 200 человек, прежде всего сферы торговли и общественного питания. Должно быть завершено акционирование государственных унитарных предприятий с численностью работающих до 500 человек.
В этот период приватизация небольших объектов государственной собственности будет осуществляться путем их продажи по конкурсу или на аукционах за денежные средства. Реформировать средние предприятия предполагается путем преобразования в открытые акционерные общества с последующей продажей акций, принадлежащих государству, отечественным и иностранным инвесторам.
Применительно к государственным унитарным предприятиям с численностью занятых более 1000 человек будет использована концепция длительного приватизационного цикла при тщательном подборе стратегических инвесторов. В отношении их будет преобладать приватизация посредством акционирования на основе эффективных индивидуальных инвестиционных проектов (допуская передачу в установленном порядке новым собственникам земельных участков) с последующей продажей акций, находящихся в государственной собственности. При реформировании крупных имущественных комплексов будет рассматриваться целесообразность их реструктуризации и проведения аукционов и конкурсов по продаже (либо по передаче в коммунальную собственность) выделяемых структурных подразделений.
Не потеряли своей актуальности инвестиционные конкурсы по продаже принадлежащих республике пакетов акций предприятий нефтехимии. Это относится, в частности, к ОАО "Нафтан", ОАО "Полимир", ОАО "Гродно Азот", ОАО "Гродно Химволокно". Акционировано крупнейшее в Беларуси предприятие РУП "Белтрансгаз" с численностью работающих около 6 тыс. человек. На его базе возможно создание совместного белорусско-российского предприятия. По названым открытым акционерным обществам в собственности Республики Беларусь предполагается сохранение контрольного пакета акций.
Принципиально важно обеспечить прозрачность процедур разгосударствления и приватизации, полный контроль государства на каждом этапе их проведения, экономическую безопасность и приоритетность интересов государства и граждан Республики Беларусь в целях избежания негативных социально-экономических последствий проводимых преобразований.
Особенности процессов приватизации в Беларуси в свою очередь сдерживают развитие рынка корпоративных ценных бумаг, который всегда играл второстепенную роль в сравнении с рынком государственных фондовых инструментов. Несмотря на то, что в 2002 году наблюдаются самые высокие темпы объемов эмиссии по сравнению с предшествующими годами, по объему, значению, капитализации, перечню инструментов и другим характеристикам этот сегмент рынка ценных бумаг по-прежнему несопоставим с российским аналогом.
Рынок акций в Республике Беларусь все еще редко используется как источник финансирования. Капитализация акций (в процентах к ВВП) составляет около 6%. Сохраняется низкий оборот акций на фондовом рынке, что связано с действием запрета на отчуждение в период безвозмездной приватизации акций, приобретенных гражданами Республики Беларусь у государства за денежные средства на льготных условиях. В 2003 г. этот запрет был частично отменен. В 2004 году предполагается продолжить деятельность в данном направлении.
Гармонизация рынка корпоративных ценных бумаг в Республике Беларусь и Российской Федерации в 2003 г. и на период до 2005 г. связана, прежде всего, с дальнейшей активизацией процессов приватизации в Республике Беларусь (первичный рынок).
Предполагаемые в 2004 г. мероприятия по полному снятию ограничений на отчуждение акций, а также по развитию рынка корпоративных облигаций, призваны создать предпосылки для ускорения развития вторичного рынка корпоративных ценных бумаг в Республике Беларусь.
Не менее важным является совершенствование расчетно-клиринговых механизмов путем унификации механизмов расчетов на различных секторах биржевого финансового рынка, оптимизации использования денежных ресурсов и обеспечения перетока финансовых средств между биржевыми сегментами.
Важнейшей задачей фондового рынка Республики Беларусь остается совершенствование нормативно-правовой базы. Более трех лет ведется работа по подготовке к принятию новой редакции Закона "О ценных бумагах и фондовых биржах", однако Национальным собранием он принят только в первом чтении. В 2003 г. подготовлен проект нового варианта Закона Республики Беларусь "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью". Принятие в прогнозируемом периоде этих законов существенно продвинет развитие рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, а также позволит обеспечить дальнейшую гармонизацию и синхронизацию рынков корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь и Российской Федерации в 2004 г.
Основными направлениями совершенствования рынка ценных бумаг Союзного государства являются:
- совершенствование нормативно-правовой базы путем унификации законодательства по функционированию и интеграции рынков ценных бумаг Беларуси и России;
- совершенствование инфраструктуры фондового рынка. В частности завершение создания эффективной системы расчетов по сделкам со всеми видами эмиссионных ценных бумаг;
- обеспечение информационной прозрачности РЦБ. Должны быть созданы доступные для всех участников рынка ценных бумаг информационные базы данных об эмитентах, состоянии торговли ценными бумагами этих эмитентов, профессиональных участниках рынка ценных бумаг, о состоянии рынка ценных бумаг Союзного государства;
- активизация рынка корпоративных облигаций за счет снятия ряда существующих в настоящее время ограничений, а также снижения налоговых ставок на доходы от операций с этим видом финансовых инструментов;
- подготовка кадров. Проведение обучения руководителей и специалистов предприятий по привлечению инвестиций в производство с использованием инструментов рынка ценных бумаг;
- совершенствование механизма привлечения инвестиций с помощью инструментов РЦБ. Создание правовой базы для организации выпуска ипотечных ценных бумаг;
- экономические меры по стимулированию выпуска и обращения ценных бумаг. Целесообразно, в частности, предусмотреть снижение налога на дивиденды, выплачиваемые эмитентами-резидентами эмиссионных ценных бумаг отечественным владельцам ценных бумаг.
Дальнейшая интеграция Республики Беларусь и Российской Федерации требует в прогнозном периоде согласованных действий в сфере малого и среднего предпринимательства, его развития и государственной поддержки, унификации нормативной правовой базы.
Функционирование малого предпринимательства в Республике Беларусь и в Российской Федерации регулируются соответственно законами "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" и "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Указанные законы определяют критерии по отнесению предпринимательских структур к категории "малых" и направления государственной поддержки малого бизнеса.
Критерии отнесения предприятий к категории "малых" по численности в Республике Беларусь и Российской Федерации и в отраслевом разрезе в основном совпадают. В России для малых предприятий имеются ограничения по правовому статусу: по цели деятельности и составу учредителей. Таких ограничений в белорусском законодательстве нет.
С принятием Декрета Президента Республики Беларусь N 4 от 27 января 2003 г. "О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности" возникли существенные различия в статусе индивидуальных предпринимателей, работающих без образования юридического лица.
Согласно российскому законодательству численность работающих у индивидуальных предпринимателей не ограничивается, в белорусском законодательстве - установлена предельная численность наемных работников до 3 человек на условиях гражданско-правовых и (или) трудовых договоров.
В мае 2003 года Европейская комиссия приняла решение, в соответствии с которым рекомендуются следующие критерии отнесения предприятий к малым и средним по численности наемных работников:
- микропредприятия - менее 10 человек
- малые предприятия - менее 50 человек
- средние предприятия - менее 250 человек
В российском и белорусском законодательстве нет критериев определения микропредприятий и средних предприятий, которые имеются в странах Европейского Союза и в ряде других стран, где малое и среднее предпринимательство получило широкое развитие. Для сопоставления показателей развития малого и среднего предпринимательства в государствах-участниках Союзного государства и странах Европейского Союза актуально внесение соответствующих изменений в национальные законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь по унификации критериев отнесения предприятий к малым и средним.
В Республике Беларусь разрабатывается новая редакция Закона "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь", в котором будут уточнены критерии по отнесению предприятий к категории "малых" и определены критерии выделения "средних" предприятий.
Правительство Российской Федерации намеревается в 2004 году изменить критерии, по которым предприятия будут относиться к категории малых и средних. Предполагается, что предприятия с численностью работающих до 10 человек и годовым оборотом до 15 млн. рублей будут относиться к микропредприятиям. Предприятия с числом работающих до 100 человек должны называться "малыми". При этом у них не устанавливаются ограничения по годовому обороту. Предприятия с числом работающих до 250 человек и годовым оборотом до 500 млн. рублей предлагается отнести к "средним". Предпринимателей без образования юридического лица предполагается отнести к категории малых, если у них работает по найму не более 99 человек.
Существуют серьезные различия в подходах к реализации государственной политики в сфере малого предпринимательства в двух странах.
В Российской Федерации предусматривается создание благоприятного предпринимательского климата для развития малого предпринимательства путем коррекции форм государственного вмешательства, отказа от избыточного бюрократического регулирования и повышения эффективности действий государственной власти в тех сферах, где ее участие абсолютно необходимо. На развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на 2004 год выделяется 3 млрд. российских рублей, что эквивалентно 100 млн. долларов.
Указанные средства предполагается направить через систему гарантий Российского банка развития на привлечение финансовых ресурсов на рынке и обеспечение долгосрочными кредитами потребностей малого и среднего бизнеса.
В Республике Беларусь принимаются определенные меры по развитию предпринимательства. Вместе с тем вносимые в законодательство отдельные изменения не всегда улучшают правовую и финансовую сторону деятельности, недостаточна финансовая поддержка со стороны государства. Административные барьеры на пути малого предпринимательства выше, чем в других странах с переходной экономикой.
Для дальнейшего роста частного сектора, как в России, так и в Беларуси требуется политическая воля руководства государств и государственная поддержка, которая должна быть направлена на:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов;
- совершенствование системы налогообложения;
- развитие международного сотрудничества;
- улучшение информационного обеспечения в области новых технологий;
- создание условий для взаимодействия с общественными организациями предпринимателей;
- подготовку кадров для предпринимательства;
- создание интеграционных структур с участием малого, среднего бизнеса и крупных предприятий.
В Республике Беларусь на 1 января 2003 г. функционировало около 27 тыс. частных малых предприятий и около 190 тыс. индивидуальных предпринимателей (предпринимателей без образования юридического лица). Удельный вес работающих в сфере малого предпринимательства на конец 2002 г. составил около 13% от занятых в экономике, вклад в ВВП - около 7%.
В Российской Федерации на 1 января 2003 г. число малых предприятий составило 882,3 тыс. и увеличилось за год на 4,7%. Малый бизнес обеспечивает 20% и создал 13 млн. рабочих мест (17% от общего числа занятого населения).
В прогнозном периоде как в Беларуси, так и России планируется дальнейшее развитие предпринимательских структур, рост числа занятых и увеличение объемов производства и реализации продукции в этом секторе экономики.
В Республике Беларусь на конец 2004 года количество малых предприятий составит 31,2 тыс., в том числе малых частных 28,2 тыс. и возрастет на 4%. Число занятых на этих предприятиях увеличится на 3,4%, выручка от реализации товаров и услуг - на 17,2%.
Количество индивидуальных предпринимателей на конец 2004 года увеличится до 194,5 тыс.
По оценке, в Российской Федерации в 2003 г. число малых предприятий уменьшится на 1,3%. За 2004 - 2006 гг., согласно прогнозу, число малых предприятий уменьшится до 850,6 - 814,8 тыс.
На период до 2006 г. прогнозируется увеличение удельного веса занятых на малых предприятиях до 15% от занятых в экономике.
В 2006 г. в выручке от реализации продукции, товаров, работ и услуг доля малого предпринимательства прогнозируется на уровне 25 - 26%.
Решение существующих проблем в области малого и среднего предпринимательства, отмеченных выше, позволят более динамично развиваться этому важному сектору экономики.
4. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА, ФОРМИРОВАНИЕ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВМЕСТНОГО БЮДЖЕТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Унификация налогового законодательства и проведение согласованной налоговой политики Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Договора о создании Союзного государства является одним из основных направлений формирования единого экономического пространства двух стран. Унификация налогового законодательства в 2004 году и в перспективе до 2006 года будет определяться поэтапным сближением применяемых в России и Беларуси:
понятийного и терминологического аппарата;
принципов и правил налогообложения;
прав и обязанностей налогоплательщиков на территории Союзного государства;
перечня основных налогов, исчисляемых от результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков;
подходов к определению налоговой базы;
размеров ставок и принципов взимания косвенных налогов как налогов, непосредственно влияющих на уровень цен товаров и оказывающих прямое воздействие на состояние товарооборота между Республикой Беларусь и Российской Федерацией и ситуацию на потребительском рынке;
подходов к налогообложению доходов, получаемых отдельными категориями налогоплательщиков;
уровней налоговой нагрузки на экономику (налоговые ставки, количество применяемых налогов и сборов, льготы).
Несмотря на уже достигнутые результаты в унификации налогового законодательства Беларуси и России, в настоящее время в налоговых системах обеих стран существует ряд различий.
В частности, сохраняются некоторые терминологические различия. Однако унификация основных категорий налогового права не является обязательным условием полной унификации налогового законодательства стран-участниц. Для проведения согласованной налоговой политики необходимо исключить все ненужные формальные различия между законодательствами в области бюджетно-налоговой политики, сохранив только содержательные, экономически целесообразные.
Наиболее существенные расхождения существуют в отношении платежей и сборов целевого характера, что вызвано, в первую очередь, различиями в отраслевой структуре экономик России и Беларуси и выбранными приоритетами развития. В частности, в Республике Беларусь сохраняются такие специфические налоги, как чрезвычайный налог, поступления от которого направляются на ликвидацию последствий Чернобыльской аварии, отчисления на поддержку сельскохозяйственных производителей, содержание и ремонт жилищного фонда, отчисления в жилищно-инвестиционные и инновационные фонды, взимаемые из выручки от реализации товаров (работ, услуг).
В Российской Федерации значительная роль отводится платежам, связанным с использованием минерально-сырьевой базы и водного пространства Российской Федерации, которые по объективным причинам не могут быть полностью адаптированы в налоговой системе Республики Беларусь.
Имеются различия в определении налоговой базы для налогов на прибыль организаций и разная шкала ставок подоходного налога с физических лиц. Есть расхождения в составе местных налогов и сборов.
Одним из основных проблемных вопросов в системах налогообложения двух стран является применяемый в настоящее время во внешней торговле Беларуси и России принцип страны происхождения при взимании косвенных налогов. Этот вопрос должен быть урегулирован в первоочередном порядке как препятствующий свободному передвижению товаров по территории Союзного государства.
Очевидно, что унификация налогового законодательства России и Беларуси не может осуществляться путем полного повторения норм законодательства одной страны в законодательстве другой. В этой связи в целях устранения имеющихся недоработок в области унификации налогового законодательства и проведения согласованной налоговой политики Союзного государства, прежде всего, необходимо ускорить подготовку и принятие Налогового кодекса Союзного государства, как основного налогового документа, направленного на создание оптимальных правовых условий в области налогообложения на территории Союзного государства, а также основополагающих элементов унифицированного налогового законодательства. Кроме того, для обеспечения качественного и своевременного процесса унификации необходимо четкое соблюдение требований, предусмотренных Межправительственным соглашением о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства, в том числе согласованное внесение в национальные законодательные органы соответствующих законопроектов с одновременным предоставлением друг другу информации о принятых законодательных актах о налогах и сборах.
Намечаемые в Республике Беларусь на 2004 год меры должны существенно упростить налоговую систему и унифицировать ее по основным положениям с российским налоговым законодательством. Конкретно, в целях повышения эффективности налоговой системы и снижения налогового давления будут реализованы следующие мероприятия:
снижение ставок так называемых оборотных налогов и сборов, взимаемых из выручки от реализации товаров и услуг. Предполагается, в частности, снизить с 1 до 0,75% ставку целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, с 0,5 до 0,4% - целевого сбора на формирование жилищно-инвестиционных фондов;
применение единых с Российской Федерацией подходов при взимании налога на добавленную стоимость. Намечено снижение стандартной ставки этого налога с 20 до 18%;
упорядочение на основе подписания соответствующих соглашений с Российской Федерацией вопросов налогообложения взаимной торговли;
отмена отдельных малоэффективных налоговых платежей, суммы которых относятся на затраты налогоплательщиков, уменьшая налогооблагаемую прибыль. В частности, предполагается отмена отчислений в фонд "Пожарная безопасность", экологического сбора за проезд автотранспортных средств по территории национальных парков и заповедников;
расширение налоговой базы каждого из основных налогов и сборов за счет значительного сокращения предоставляемых налоговых льгот;
установление исчерпывающего закрытого перечня местных налогов и сборов и снижение их ставок. Общий совокупный размер ставок этих налогов не должен превышать 4% суммы прибыли (дохода), остающейся в распоряжении юридических лиц.
В перспективе до 2006 года планируется также рассмотреть вопрос о введении по аналогии Российской Федерацией единой пропорциональной ставки подоходного налога с физических лиц, усилив роль прямого подоходного налогообложения. Предусматривается и поэтапная отмена налогов и сборов, взимаемых из выручки от реализации товаров (работ, услуг).
С 1 января 2004 г. вступает в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, что явится основой устранения понятийных и терминологических отличий в налоговых системах Российской Федерации и Республики Беларусь и введения единых общепринятых в мировой практике норм и правил налогообложения.
Радикальное совершенствование бюджетного процесса предполагается осуществить на основе подготовки и введения в действие проекта Бюджетного кодекса Республики Беларусь, унифицированного по основным положениям с аналогичным российским документом.
В прогнозируемом периоде продолжится работа по обновлению актов бюджетного законодательства Союзного государства, дальнейшему совершенствованию механизма формирования и исполнения Союзного бюджета, выработке взаимосогласованной позиции в вопросах формирования и исполнения национальных бюджетов государств-участников.
Начиная с 2004 года в рамках реализации Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства планируется продолжить переход к принятию общих нормативно-правовых актов в области бюджетной и налоговой политики, разграничению бюджетных полномочий, функций и прав союзных и национальных органов Союзного государства.
На сегодняшний день основными показателями уровня интеграции являются размеры Союзного бюджета и возникающей в процессе выполнения союзных программ союзной собственности (см. таб. 4 и 5).
Таблица 4
Динамика Союзного бюджета
---------T-----------------T-------------------T-----------------¬
¦ Годы ¦ Финансирование ¦Рост к предыдущему ¦ Количество ¦
¦ ¦в млн. рос. руб. ¦году в сопоставимых¦ совместных ¦
¦ ¦ ¦ ценах, в % ¦ программ, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ проектов и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ мероприятий ¦
+--------+-----------------+-------------------+-----------------+
¦1998 г. ¦ 585 ¦ 100 ¦ - ¦
+--------+-----------------+-------------------+-----------------+
¦1999 г. ¦ 800 ¦ 137 ¦ 34 ¦
+--------+-----------------+-------------------+-----------------+
¦2000 г. ¦ 2230 ¦ 280 ¦ 48 ¦
+--------+-----------------+-------------------+-----------------+
¦2001 г. ¦ 2360 ¦ 105 ¦ 36 ¦
+--------+-----------------+-------------------+-----------------+
¦2002 г. ¦ 2643 ¦ 113 ¦ 35 ¦
+--------+-----------------+-------------------+-----------------+
¦2003 г. ¦ 2438 ¦ 92 ¦ 35 ¦
+--------+-----------------+-------------------+-----------------+
¦2004 г. ¦ 2578 ¦ 106 ¦ 36 ¦
L--------+-----------------+-------------------+------------------
Таблица 5
Доходы Союзного бюджета по проекту на 2004 г., %
----------------------------------------T-------T----------------¬
¦ ¦ Всего ¦ В том числе, % ¦
¦ ¦ +-------T--------+
¦ ¦ ¦Россия ¦Беларусь¦
+---------------------------------------+-------+-------+--------+
¦Всего

"ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ВЫДАЧЕ" (ets n 24) [рус., англ.](Заключена в г. Париже 13.12.1957)  »
Международное законодательство »
Читайте также