РЕКОМЕНДАЦИЯ n 161 Международной организации труда"О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ПЕРИОДАХ ОТДЫХА НА ДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ"(Принята в г. Женеве 27.06.1979 на 65-ой сессии Генеральной конференции МОТ)


[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 161
О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ПЕРИОДАХ ОТДЫХА
НА ДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
(Женева, 27 июня 1979 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 6 июня 1979 года на свою шестьдесят пятую сессию,
постановив принять ряд предложений о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте, что является пятым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего двадцать седьмого дня июня месяца тысяча девятьсот семьдесят девятого года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1979 года о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте:
I. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ
1. Настоящая Рекомендация применяется к лицам, работающим по найму на предприятиях, занятых перевозками для третьих сторон или на предприятиях, перевозящих грузы или пассажиров за свой счет на автомобилях, используемых профессионально для внутренних или международных автомобильных перевозок товаров или пассажиров, а именно:
a) к водителям;
b) к сопровождающим лицам, помощникам водителей, кондукторам и другим лицам, передвигающимся на транспортном средстве, занятым работой, связанной с автомобильным транспортом, его пассажирами или перевозимым грузом.
2. Разделы II и VII - IX настоящей Рекомендации, а также соответствующие положения разделов X - XII этой же Рекомендации также применяются к владельцам транспортных средств, занятым профессионально дорожными перевозками, и к членам их семей, которые не получают заработной платы, когда они занимаются деятельностью, указанной в подпунктах "a" или "b" параграфа 1 настоящей Рекомендации.
3. 1) Компетентные власти или органы в каждой стране могут исключать из сферы применения настоящей Рекомендации или из сферы применения некоторых ее положений лиц, охваченных параграфами 1 и 2 настоящей Рекомендации, обеспечивающих:
a) внутригородские перевозки или некоторые виды таких перевозок, учитывая присущие им особые технические условия эксплуатации и местные условия;
b) перевозки, осуществляемые сельскохозяйственными предприятиями или предприятиями лесного хозяйства, в той мере, в какой эти перевозки выполняются тракторами или другими машинами, предназначенными для местных сельскохозяйственных работ или работ по лесному хозяйству, и служат исключительно целям эксплуатации этих предприятий;
c) перевозки больных и раненых, перевозки для спасательных работ и для противопожарных служб;
d) перевозки, осуществляемые для нужд национальной обороны и полиции, а также для других важнейших нужд государственной власти, в той мере, в какой упомянутые последние виды перевозок не конкурируют с перевозками, осуществляемыми транспортными предприятиями, работающими для третьих сторон;
e) перевозки на такси;
f) перевозки, которые, в зависимости от типа используемого транспортного средства, их вместимости или грузоподъемности, ограниченной величины пробегов, осуществляемых ими, или максимально разрешенной скорости, могут рассматриваться как не требующие особого регулирования продолжительности рабочего времени и отдыха.
2) Компетентные власти или органы в каждой стране должны устанавливать соответствующие нормы относительно продолжительности рабочего времени и отдыха лиц, исключенных из сферы применения настоящей Рекомендации или некоторых ее положений, согласно положениям пункта 1 настоящего параграфа.
II. КОНСУЛЬТАЦИИ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ И ТРУДЯЩИМИСЯ
4. Компетентные власти или органы в каждой стране должны консультироваться с представительными организациями заинтересованных предпринимателей и трудящихся до принятия решения по любым вопросам, на которые распространяются положения настоящей Рекомендации.
III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
5. В целях настоящей Рекомендации термин "продолжительность рабочего времени" означает время, затраченное лицами, которые указаны в параграфе 1 Рекомендации:
a) на вождение и другие работы во время передвижения транспортного средства;
b) на вспомогательную работу, связанную с транспортным средством, его пассажирами или его грузом.
6. Периоды простого присутствия или ожидания на транспортном средстве или на рабочем месте, когда трудящиеся не располагают свободно своим временем, а также время, затраченное ими на свою профессиональную подготовку и усовершенствование, если это согласовано между заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, могут также рассматриваться как часть рабочего времени в размере, определяемом в каждой стране компетентными властями или органом, коллективными договорами или любыми другими средствами, соответствующими национальной практике.
IV. НОРМАЛЬНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
A. Нормальная продолжительность рабочей недели
7. Нормальная продолжительность рабочего времени, а именно время, к которому не применяются национальные положения о сверхурочной работе, не должна превышать 40 часов в неделю.
8. Нормальная продолжительность рабочей недели, указанная в параграфе 7 настоящей Рекомендации, может вводиться постепенно и поэтапно.
9. 1) В случае перевозок на большие расстояния и при других перевозках, когда норма, предусмотренная в параграфе 7 настоящей Рекомендации, может оказаться неприменимой в рамках одной недели, такая норма может определяться из расчета в среднем за максимальный период в четыре недели.
2) Компетентные власти или орган в каждой стране должны определять максимальное количество рабочих часов в отдельно взятую неделю, если норма, указанная в параграфе 7, используется как средняя величина согласно пункту 1 настоящего параграфа.
B. Нормальная продолжительность рабочего дня
10. Нормальная продолжительность рабочего времени, как она определена в параграфе 7 настоящей Рекомендации, не должна превышать в среднем восьми часов.
11. 1) В случае, когда нормальная продолжительность рабочей недели распределяется неравномерно по разным дням недели, нормальная продолжительность рабочего дня не должна превышать десяти часов.
2) В случае, когда нормальная продолжительность рабочего дня включает продолжительные периоды простого присутствия, ожидания или перерывы в работе, или когда необходимо дать экипажу транспортного средства возможность доехать до соответствующего места отдыха, максимальный предел, указанный в пункте 1 настоящего параграфа, может быть более десяти часов, но не должен превышать двенадцати часов в день.
V. МАКСИМАЛЬНЫЙ ПЕРИОД НЕПРЕРЫВНОЙ РАБОТЫ
12. 1) Каждый трудящийся, работающий по найму, должен иметь право на перерыв после непрерывного пятичасового периода работы, в соответствии с определением продолжительности рабочего времени, данным в параграфе 5 настоящей Рекомендации.
2) Продолжительность перерыва, указанного в пункте 1 настоящего параграфа, и, в случае необходимости, его дробление по частям, должны определяться компетентными властями или органами в каждой стране.
VI. КОЛЕБАНИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ДНЯ
13. 1) Компетентные власти или органы в каждой стране должны предписывать для различных отраслей дорожного транспорта максимальное количество часов, которое может разделять два последовательных периода отдыха.
2) Колебание должно быть такой продолжительности, чтобы не сокращать периода ежедневного отдыха, на который трудящиеся имеют право.
VII. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВОЖДЕНИЯ
14. 1) Ни одному водителю не следует разрешать управлять без перерыва транспортным средством более четырех часов.
2) Компетентные власти или органы в каждой стране могут, учитывая особые национальные условия, разрешить превышение не более чем на один час периода, указанного в пункте 1 настоящего параграфа.
3) Продолжительность перерыва, указанного в настоящем параграфе, и, в случае необходимости, его дробление должны определяться компетентными властями или органами в каждой стране.
4) Компетентные власти или органы в каждой стране могут указывать, в каких случаях положения настоящего параграфа не применяются ввиду того, что водители имеют достаточные перерывы в результате остановок, предусмотренных графиком, или в результате прерывистого характера их работы.
15. Максимальная общая продолжительность вождения, включая сверхурочную работу, не должна превышать девяти часов в день или сорока восьми часов в неделю.
16. Общая продолжительность вождения, указанная в параграфе 15 настоящей Рекомендации, может подсчитываться в среднем за максимальный период продолжительностью четыре недели.
17. Общая продолжительность вождения, указанная в параграфе 15 настоящей Рекомендации, может быть сокращена при перевозках, осуществляемых в особо трудных условиях. Компетентные власти или органы в каждой стране могут устанавливать виды перевозок, осуществляемых в таких условиях, и определять общую продолжительность вождения для заинтересованных водителей.
VIII. ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОТДЫХ
18. Ежедневный отдых лиц, охваченных параграфами 1 и 2 настоящей Рекомендации, должен составлять не менее 11 последовательных часов в течение любого двадцатичетырехчасового периода, считая с начала рабочего дня.
19. Ежедневный отдых может подсчитываться в среднем за периоды, которые должны определяться компетентными властями или органами в каждой стране; однако такой отдых ни в коем случае не должен быть менее восьми часов.
20. Компетентные власти или органы в каждой стране могут предусматривать ежедневные периоды отдыха различной продолжительности, в зависимости от того, идет ли речь о пассажирских или грузовых перевозках, и от того, используется ли отдых в месте проживания водителя или в другом месте, при условии соблюдения минимальной продолжительности отдыха, указанной в параграфах 18 и 19 настоящей Рекомендации.
21. Компетентные власти или органы в каждой стране могут предусматривать исключения из положений параграфов 18 и 19 настоящей Рекомендации в отношении продолжительности периодов ежедневного отдыха и использования таких периодов отдыха в случае, если на транспортных средствах имеется два водителя и если транспортные средства перевозят на паромах или поездах.
22. Во время ежедневного отдыха от экипажа не следует требовать находиться на транспортном средстве или вблизи от него, если им приняты необходимые меры предосторожности для обеспечения безопасности транспортного средства и его груза.
IX. ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОТДЫХ
23. Минимальная продолжительность еженедельного отдыха должна составлять двадцать четыре последовательных часа, которым предшествует или за которыми следует ежедневный отдых.
24. Еженедельный отдых должен, по мере возможности, совпадать с воскресным днем или с традиционными и принятыми днями отдыха, и должна в течение определенного периода предоставляться возможность использовать этот отдых в месте проживания определенное число раз, которое должно устанавливаться компетентными властями или органами в каждой стране.
25. При перевозках на большие расстояния время еженедельного отдыха может объединяться за две последовательные недели. В соответствующих случаях компетентные власти или органы в каждой стране могут разрешать объединять время такого отдыха за более длительный период.
X. ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ И СВЕРХУРОЧНАЯ РАБОТА
26. 1) Компетентные власти или органы в каждой стране могут разрешать в виде временных исключений, но лишь в той степени, в которой это требуется для выполнения необходимых работ, увеличения продолжительности рабочего времени, увеличения времени вождения и сокращения продолжительности отдыха, предусмотренные в предыдущих параграфах настоящей Рекомендации:
a) при несчастном случае, неисправности, непредвиденной задержке, перебоях в обслуживании или приостановке дорожного движения;
b) в случае чрезвычайных обстоятельств;
c) в случае срочной и исключительной необходимости обеспечить работу коммунальных учреждений.
2) Компетентные власти или органы в каждой стране могут также разрешать продлевать часы работы, продлевать время вождения и сокращать продолжительность отдыха, предусмотренные в предыдущих параграфах настоящей Рекомендации, если это необходимо для того, чтобы экипаж мог достигнуть ближайшего пункта остановки или конечного пункта своего маршрута, в зависимости от обстоятельств, при условии, что дорожная безопасность при этом не ставится под угрозу.
27. Компетентные власти или органы в каждой стране могут давать разрешение на увеличение, в виде временного отклонения от правил, нормальной продолжительности рабочего времени в случае необычно большого объема работы.
28. Все часы сверх нормальной продолжительности рабочего времени должны рассматриваться как сверхурочное время и оплачиваться, как таковое, по более высокой ставке или компенсироваться иным образом, согласно положениям национального законодательства или правил, коллективных договоров или любыми другими путями в соответствии с национальной практикой.
XI. МЕРЫ КОНТРОЛЯ
29. Компетентные власти или органы в каждой стране должны:
a) предусматривать ведение индивидуальной контрольной книжки и предписывать условия ее выдачи, ее содержание и способ ее заполнения водителями;
b) устанавливать процедуру объявления часов, отработанных в соответствии с положениями параграфа 26 настоящей Рекомендации, и обстоятельств, обосновывающих их;
c) устанавливать порядок получения разрешения в отношении часов работы, которая может осуществляться в соответствии с параграфом 27 настоящей Рекомендации, а также количества часов, на которое может быть выдано такое разрешение, в соответствии с характером перевозок и методом подсчета продолжительности рабочего времени.
30. Каждый предприниматель должен:
a) вести, согласно образцу, утвержденному компетентными властями или органами в каждой стране, ведомость с указанием часов работы и отдыха каждого лица, охваченного настоящей Рекомендацией и работающего на его предприятии;
b) предоставлять эту ведомость в распоряжение контрольных органов власти, способом, установленным компетентными властями или органами в каждой стране.
31. Традиционные средства контроля, указанные в параграфах 29 и 30 настоящей Рекомендации, должны, если это окажется необходимым в отношении некоторых категорий транспорта, заменяться или дополняться, по мере возможности, современными средствами, такими, например, как тахографы, согласно правилам, устанавливаемым компетентными властями или органами в каждой стране.
32. Компетентные власти или органы каждой страны должны предусматривать:
a) соответствующую систему инспекции, включающую проведение контроля на предприятиях и на дорогах;
b) соответствующие санкции в случае несоблюдения положений настоящей Рекомендации.
XII. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ
33. 1) Положения настоящей Рекомендации могут применяться либо путем законодательства или правил, либо посредством коллективных договоров или арбитражных решений, либо посредством сочетания этих средств, либо любым другим способом, соответствующим национальной практике, согласно методу, который может лучше отвечать национальным условиям и нуждам каждой категории дорожного транспорта.
2) Положения настоящей Рекомендации, непосредственно связанные с обеспечением дорожной безопасности, а именно: положения, касающиеся максимального периода непрерывной работы, продолжительности вождения, ежедневного отдыха и мер контроля, должны предпочтительно применяться посредством законодательства или правил.

КОНВЕНЦИЯ n 153 Международной организации труда"О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ПЕРИОДАХ ОТДЫХА НА ДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ"(Принята в г. Женеве 27.06.1979 на 65-ой сессии Генеральной конференции МОТ)  »
Международное законодательство »
Читайте также