РЕКОМЕНДАЦИЯ n 157 Международной организации труда"О ЗАНЯТОСТИ И УСЛОВИЯХ ТРУДА И ЖИЗНИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА"(Вместе с "ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ")(Принята в г. Женеве 21.06.1977 на 63-ей сессии Генеральной конференции МОТ)


[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 157
О ЗАНЯТОСТИ И УСЛОВИЯХ ТРУДА И ЖИЗНИ
СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
(Женева, 21 июня 1977 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 1 июня 1977 года на свою шестьдесят третью сессию,
признавая жизненно важную роль, которую играет сестринский персонал вместе с другими трудящимися в области здравоохранения, в охране и улучшении здоровья и благосостояния населения,
подчеркивая необходимость развития служб здравоохранения посредством сотрудничества между правительствами и заинтересованными организациями трудящихся и предпринимателей с тем, чтобы обеспечить общество сестринскими службами, отвечающими его нуждам,
признавая, что государственный сектор, выступающий как работодатель для сестринского персонала, должен играть особо активную роль в улучшении условий занятости и труда сестринского персонала,
отмечая, что современное положение сестринского персонала во многих странах, где ощущается нехватка квалифицированных кадров, и где существующий персонал не всегда используется достаточно эффективно, является препятствием для развития эффективного медицинского обслуживания,
напоминая, что на сестринский персонал распространяются многие международные конвенции и рекомендации в области труда, устанавливающие общие нормы относительно занятости и условий труда, такие как акты о дискриминации, о свободе ассоциации и праве на ведение коллективных переговоров, о добровольном примирении и арбитраже, о продолжительности рабочего времени, о ежегодных оплачиваемых отпусках и оплачиваемых учебных отпусках, о социальном обеспечении и бытовом обслуживании и об охране материнства и здоровья трудящихся,
считая, что ввиду особых условий, в которых трудится сестринский персонал, следует дополнить эти общие нормы специально касающимися сестринского персонала нормами, предназначенными для обеспечения ему условий, соответствующих его роли в области здравоохранения и приемлемых для него самого,
отмечая, что нижеследующие нормы были подготовлены в сотрудничестве со Всемирной организацией здравоохранения и что такое сотрудничество с этой Организацией будет продолжаться в целях содействия и обеспечения применения этих норм,
постановив принять ряд предложений о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала, что является шестым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего двадцать первого дня июня месяца тысяча девятьсот семьдесят седьмого года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1977 года о сестринском персонале:
I. Сфера применения
1. В целях настоящей Рекомендации понятие "сестринский персонал" включает все категории лиц, которые обеспечивают сестринский уход и сестринское обслуживание.
2. Настоящая Рекомендация применяется ко всему сестринскому персоналу, независимо от его места работы.
3. Компетентный орган власти может, после консультаций с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, где такие организации существуют, устанавливать особые правила, касающиеся сестринского персонала, работающего на добровольной основе; эти правила не должны отменять положений разделов II, III, IV и IX настоящей Рекомендации.
II. Политика в отношении сестринских служб
и сестринского персонала
4. 1) Каждый член Организации должен принимать и осуществлять методами, соответствующими национальным условиям, политику в отношении сестринских служб и сестринского персонала, направленную, в рамках общей программы здравоохранения, на обеспечение населения сестринским уходом, необходимым в количественном и качественном отношении для достижения возможно более высокого уровня здравоохранения населения, с учетом имеющихся ресурсов для медицинского обслуживания в целом.
2) Эта политика должна:
a) координироваться с политикой, касающейся других аспектов медицинского обслуживания и других трудящихся в области здравоохранения, при консультации с представителями этих трудящихся;
b) включать принятие законодательства или правил, касающихся обучения, подготовки и осуществления профессиональной деятельности в качестве медицинской сестры, а также приспособление этого законодательства или правил к изменениям в квалификации и обязанностях, требующихся от сестринского персонала для удовлетворения всех потребностей в сестринском обслуживании;
c) включать меры для:
i) содействия эффективному использованию сестринского персонала в общенациональном масштабе;
ii) поощрения полного использования квалификации сестринского персонала в различных учреждений, областях и секторах, где он работает;
d) разрабатываться в консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся.
5. 1) Должны приниматься меры, в консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, для создания рациональной структуры сестринского персонала путем классификации сестринского персонала по ограниченному числу категорий, определенных согласно уровню образования и подготовки, уровню функций и разрешению на выполнение практической деятельности.
2) Такая структура может включать, в соответствии с национальной практикой, следующие категории:
a) профессиональных медсестер, прошедших обучение и подготовку, которые признаются необходимыми для выполнения весьма сложных и ответственных функций, и имеющих разрешение на их выполнение;
b) вспомогательных сестер, прошедших по крайней мере обучение и подготовку, которые признаются необходимыми для выполнения менее сложных функций, в случае необходимости под руководством профессиональной медицинской сестры, и имеющих разрешение на их выполнение;
c) санитаров, прошедших предварительное обучение или подготовку во время работы, позволяющую им выполнять конкретные задачи под руководством профессиональной или вспомогательной сестры.
6. 1) Функции сестринского персонала должны классифицироваться в соответствии с требуемым опытом, способностью принимать решения, сложностью взаимоотношений с другими функциями, уровнем требуемой технической квалификации и степенью ответственности для осуществления сестринского обслуживания.
2) Необходимо использовать полученную таким образом классификацию для обеспечения большего единообразия структуры занятости в различных учреждениях, отраслях и секторах, использующих сестринский персонал.
3) Сестринский персонал данной категории не должен использоваться для замены сестринского персонала более высокой категории, за исключением чрезвычайных случаев на временной основе и при условии, что он имеет соответствующую профессиональную подготовку или опыт и ему предоставляется соответствующая компенсация.
III. Обучение и профессиональная подготовка
7. 1) Должны приниматься меры для предоставления необходимой информации и ориентации относительно сестринской профессии лицам, желающим работать в этой профессии.
2) В случае необходимости, первоначальное обучение по этой профессии должно проводиться в учреждениях национальной общеобразовательной системы на уровне, аналогичном уровню обучения, предоставляемого сходным профессиональным группам.
3) Законодательство должно предписывать основные требования в отношении обучения и профессиональной подготовки сестринского персонала и предусматривать контроль за таким обучением и подготовкой, или должно уполномочивать компетентный орган власти или компетентные и профессиональные органы осуществлять такой контроль.
4) Обучение и подготовка сестринского персонала должны быть организованы в зависимости от признанных нужд общества, с учетом имеющихся в стране ресурсов и должны координироваться с обучением и подготовкой других трудящихся в области здравоохранения.
8. 1) Обучение и подготовка сестринского персонала должны одновременно включать теорию и практику согласно программе, официально признанной компетентными органами власти.
2) Практическая подготовка должна проходить в утвержденных лечебно-профилактических службах и службах профессиональной реабилитации под надзором квалифицированных сестер.
9. 1) Продолжительность первоначального обучения и подготовки сестринского персонала должны зависеть от уровня минимального образования, требуемого для поступления на курсы подготовки, и от целей подготовки.
2) Признанное первоначальное обучение и подготовка должны осуществляться на двух уровнях:
a) повышенный уровень, предназначенный для подготовки профессиональных сестер, имеющих достаточно широкую и углубленную подготовку, необходимую для того, чтобы иметь возможность обеспечить наиболее сложные виды сестринского ухода, а также организовывать и давать оценку такому уходу в больницах и других службах здравоохранения; по мере возможности, обучающиеся, допущенные для прохождения программ обучения и подготовки, на этом уровне должны иметь общее образование, необходимое для поступления в высшее учебное заведение;
b) менее высокий уровень, предназначенный для подготовки вспомогательных медсестер, способных обеспечивать общий сестринский уход, который является менее сложным, но требует технических навыков и умения в отношениях с людьми;
обучающиеся, принятые для обучения и подготовки на этом уровне, должны иметь как можно более высокий уровень среднего образования.
10. Следует предусмотреть программы высшего обучения сестринского персонала для подготовки его к выполнению самых ответственных обязанностей по прямому и вспомогательному сестринскому уходу, в управлении сестринскими службами, обучении сестринскому делу, исследованиях и развитии в области сестринского ухода.
11. Санитары должны проходить теоретическую и практическую подготовку, соответствующую их функциям.
12. 1) Непрерывное обучение и подготовка как на рабочем месте, так и вне его, должны являться составной частью программы, предусмотренной в пункте 1 параграфа 8 настоящей Рекомендации, и быть доступными для всех с тем, чтобы обеспечить возможность повышения квалификации и совершенствования знаний и дать возможность сестринскому персоналу приобретать и применять новые идеи и методы в области сестринского ухода и смежных наук.
2) Непрерывное обучение и подготовка сестринского персонала должны предусматривать наличие программ, которые содействовали бы и поощряли профессиональный рост санитаров и вспомогательных сестер.
3) Такое обучение и подготовка должны также предусматривать наличие программ, которые содействовали бы возвращению после перерыва на работу по оказанию сестринского ухода.
IV. Практическая работа медицинской сестры
13. Законодательство или правила, касающиеся практической работы медицинских сестер, должны:
a) указывать требования, которые предъявляются для профессиональной деятельности в качестве как профессиональных, так и вспомогательных медицинских сестер, а в странах, где получение документа, удостоверяющего наличие требуемого уровня образования и подготовки, не дает автоматически права на работу в этой профессии - уполномочивать орган, в который входят представители сестринского персонала, выдавать такие разрешения;
b) позволять практику в этой профессии лишь лицам, имеющим надлежащие разрешения;
c) в случае необходимости, пересматриваться и обновляться в соответствии с последними нововведениями и практикой, применяемыми в этой профессии.
14. Нормы, касающиеся практической работы сестринского персонала, должны координироваться с нормами, касающимися других медицинских профессий.
15. 1) Сестринский персонал не должен назначаться на работу, выполнение которой превышает его квалификацию и компетенцию.
2) Если отдельные лица не имеют квалификации для выполнения работы, на которой они уже заняты, они должны как можно скорее пройти подготовку для получения необходимой квалификации, и им должны предоставляться возможности для такой подготовки к получению этой квалификации.
16. Необходимо рассмотреть меры, которые могут потребоваться в связи с проблемой гражданской ответственности сестринского персонала в результате выполнения ими своих служебных функций.
17. Любые дисциплинарные правила, применяемые к сестринскому персоналу, должны разрабатываться с участием представителей сестринского персонала и должны гарантировать сестринскому персоналу справедливое решение и должные процедуры обжалования, включая право на то, чтобы его представляли свободно избранные им лица на всех уровнях процедуры, согласно национальным условиям.
18. Сестринский персонал должен иметь возможность освобождаться, без всякого ущерба для себя, от выполнения отдельных обязанностей, если выполнение таких обязанностей противоречит их религиозным, моральным или этическим убеждениям; при этом сестринский персонал должен своевременно извещать своего руководителя о своем отказе, с тем чтобы могли быть приняты необходимые дополнительные меры в целях обеспечения того, чтобы требуемый для пациентов уход не пострадал.
V. Участие
19. 1) Должны приниматься меры для содействия участию сестринского персонала на всех уровнях в планировании и в принятии решений, касающихся национальной политики в области здравоохранения в целом и их профессии в частности, в соответствии с национальными условиями.
2) В частности:
a) квалифицированные представители сестринского персонала или организаций, представляющих этот персонал, должны участвовать в разработке и применении политики и общих принципов, касающихся профессии медицинской сестры, включая политику и принципы, касающиеся обучения, профессиональной подготовки и практической деятельности в этой профессии;
b) условия занятости и труда должны определяться посредством переговоров между заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся;
c) урегулирование споров, возникающих в связи с определением условий занятости, должно достигаться посредством переговоров между сторонами или посредством беспристрастных и независимых процедур, таких как посредничество, примирение и добровольный арбитраж, с тем чтобы для представляющих этот персонал организаций не требовалось прибегать к таким другим мерам, которые обычно доступны для организаций других трудящихся в целях защиты их законных интересов;
d) по месту работы сестринский персонал или его представители должны, согласно статье 3 Конвенции 1971 года о представителях трудящихся, принимать участие в принятии решений, касающихся их профессиональной жизни, в согласии с методом, отвечающим характеру рассматриваемых вопросов.
20. Представители сестринского персонала должны пользоваться защитой, предусмотренной Конвенцией и Рекомендацией 1971 года о представителях

КОНВЕНЦИЯ n 149 Международной организации труда"О ЗАНЯТОСТИ И УСЛОВИЯХ ТРУДА И ЖИЗНИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА" [рус., англ.](Принята в г. Женеве 21.06.1977 на 63-ой сессии Генеральной конференции МОТ)  »
Международное законодательство »
Читайте также