ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 9 Совета Министров Союзного государства"О ПРЕДЛОЖЕНИИ О РАЗРАБОТКЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ИНТЕРЕСАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА"(Вместе с "СИСТЕМОЙ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕНИЯМИ И ОБЪЕМАМИ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ БЮДЖЕТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2004 - 2007 ГОДЫ")(Принято 29.04.2003)


СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 9
О ПРЕДЛОЖЕНИИ О РАЗРАБОТКЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПЕРСПЕКТИВНЫХ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ИНТЕРЕСАХ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА"
(29 апреля 2003 года)
Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Согласиться с Предложением Российского авиационно-космического агентства и Национальной академии наук Беларуси о разработке научно-технической программы Союзного государства "Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства".
Программа утверждена Постановлением N 31 от 29.12.2003. 2. Определить государственным заказчиком-координатором указанной программы Российское авиационно-космическое агентство, государственным заказчиком - Национальную академию наук Беларуси.
3. Российскому авиационно-космическому агентству и Национальной академии наук Беларуси внести в III квартале 2003 г. в Совет Министров Союзного государства согласованный в установленном порядке проект программы "Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства".
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.КАСЬЯНОВ



Одобрено
Постановлением
Совета Министров
Союзного государства
от 29 апреля 2003 г. N 9
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
РОССИЙСКОГО АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО
АГЕНТСТВА И НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ
О РАЗРАБОТКЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО
ГОСУДАРСТВА "РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ
КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ИНТЕРЕСАХ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА"
Наименование проблемы и анализ причин ее возникновения
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года, определяют важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также систему экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность.
Поэтому приоритетные направления развития науки, технологий и техники федерального значения, Перечень технологий федерального значения и целевые программы научных исследований и экспериментальных разработок формируются в целях обеспечения реализации важнейших инновационных проектов государственного значения по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.
Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации на втором месте признаны "Космические и авиационные технологии", а в Перечне критических технологий Российской Федерации на первом месте находится "Авиационная и ракетно-космическая техника с использованием новых технических решений".
Для реализации приоритетных направлений Основами политики Российской федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу предусмотрено развитие международного научно-технического сотрудничества. Важнейшей задачей в этой области является создание благоприятных условий и механизмов для развития взаимовыгодного и равноправного международного сотрудничества в научной, научно-технической и инновационной сферах, к которой относится и космическая деятельность.
Пунктом 27 "Основ..." предусмотрено развитие научных и научно-технических связей с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, создание единого научно-технического и информационного пространства в рамках Союза Беларуси и России.
В бывшем СССР исторически сложилась кооперация передовых предприятий и организаций Беларуси и России при создании сложнейшей космической техники, требующей, как и принято во всем цивилизованном мире, государственных вложений.
Например:
- в настоящее время оптико-электронные комплексы предприятия Республики Беларусь "Пеленг" обеспечивают выведение в космос российских ракет-носителей космического назначения с космодрома "Байконур";
- озонометрическая аппаратура разработки Беларуси, предназначенная для контроля состояния атмосферы, функционирует на космических аппаратах серии "Метеор";
- министерства и ведомства Беларуси используют космическую информацию, получаемую с Российских космических аппаратов связи, навигации и дистанционного зондирования Земли, в том числе решая важнейшую для человечества задачу ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- предприятия Беларуси и России решают проблему создания унифицированного ряда навигационной аппаратуры потребителей космической информации и организации транспортных перевозок с использованием космических навигационных систем России;
- планируется проведение ряда совместных Беларуси и России экспериментов на Международной космической станции;
И таких примеров можно привести множество. Однако техника и технологии, созданные ранее, не могут оставаться на месте и сейчас требуется принятие незамедлительных мер для совершенствования и создания новой космической техники и технологий мирового уровня.
В условиях становления нового Союзного государства Советом Министров Союзного государства было принято, что "...программы Союзного государства (далее именуются - союзные программы), являются одним из важнейших средств дальнейшего развития экономической интеграции в рамках Союзного государства, осуществления скоординированных действий по совместному решению отдельных социально-экономических проблем, представляющих взаимный интерес".
Космическая деятельность относится именно к этой сфере в соответствии с основополагающими документами правительств Беларуси и России.
Естественно возникает проблема отсутствия единого информационного поля в области космической деятельности и отсутствие единых космических средств и технологий, создающих его. Эта проблема находится в области разработки и использования перспективных космических средств и технологий в интересах оборонного, экономического и научно-технического развития Союзного государства, решение которой должно привести к интеграции предприятий космических отраслей России и Беларуси при создании образцов космической техники, конкурентоспособных на мировом рынке космических услуг, и создании единого научно-технического и информационного пространства в области космической деятельности.
1. Обоснование актуальности разработки союзной Программы,
ее экономическая эффективность для Беларуси и России
Для решения данной проблемы необходима разработка союзной программы (программы Союзного государства).
Союзная программа с возможным наименованием "Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства" на период 2004 - 2007 годы основана на необходимости решения задач, изложенных в Договоре о создании Союзного государства, подписанного Президентами Республики Беларусь и Российской Федерации и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации указанного Договора от 08.12.1998 года.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства принята 08.12.1999. Предложение о разработке программы Союзного государства подготовлено в соответствии с "Порядком разработки и реализации программ Союзного государства", утвержденным Постановлением Совета Министров Союзного государства от 11 октября 2000 г. N 7.
Одной из основных целей Союзного государства, определенной в Договоре о его создании, является обеспечение социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики.
Для Союзного государства применение космических средств имеет особое значение. Специфика его географического положения, размещения ресурсов и социально-экономических объектов такова, что ни одна серьезная социально-экономическая программа не может быть успешно реализована без использования космической техники, в том числе при решении задач создания единого информационного пространства, рациональном использовании природных ресурсов, развитии навигации и телекоммуникаций, проведения экологического мониторинга земной поверхности, эффективного использования транспорта и повышения качества гидрометеорологических прогнозов.
Высокие требования к характеристикам применяемой космической аппаратуры, уровню надежности и работоспособности космических объектов в жестких условиях космической среды стимулируют создание высокоэффективных технологий. Космические технологии являются базой для производства высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке, и мощным рычагом развития научно-технического прогресса.
Основой для восстановления и развития интеграционных процессов в области исследования и использования космического пространства в рамках Союзного государства является:
- Формирование общего научно-технического и информационного пространства.
- Проведение общей политики Союзного государства в области создания единого геоинформационного пространства (геодезия, картография, дистанционное зондирование Земли из космоса) и создания на этой основе геоинформационной системы органов государственной власти Союзного государства.
- Осуществление совместной политики в области экологической безопасности, гидрометеорологии, мониторинга и охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
- Традиционное распределение работ по космической тематике в бывшем СССР.
- Сохранение и развитие, представляющего взаимный государственный интерес для обеспечения космической деятельности, ранее созданного научно-промышленного комплекса в Российской Федерации и в Республике Беларусь.
- Совместные работы по космической тематике России и Беларуси в рамках Межгосударственных соглашений по исследованию и использованию космического пространства стран СНГ в период 1994 - 1998 годы, работы по реализации белорусско-российской Программы "Разработка и использование космических средств и технологий получения, обработки и отображения космической информации на 1999 - 2002 гг.", работы отдельных белорусских предприятий по прямым контрактам с российскими предприятиями.
Экономическая эффективность, в первую очередь, определятся тем, что сложность и многообразие задач в сфере совместной космической деятельности Республики Беларусь и Российской Федерации не позволяет обеспечить их решение в рамках отдельных проектов. Поэтому требуется консолидация бюджетных и внебюджетных финансовых источников, материальных, научных и других ресурсов Союзного государства в течение длительного периода, что обуславливает необходимость применения программно-целевых методов и разработки соответствующей союзной программы.
В 2002 году завершаются работы по реализации совместной белорусско-российской Программы "Разработка и использование космических средств и технологий получения, обработки и отображения космической информации на 1999 - 2002 гг." (шифр "Космос - БР"), которая была утверждена Постановлением Исполнительного комитета Союза Беларуси и России от 9 декабря 1998 г. N 11.
В результате реализации совместной Программы "Космос - БР" разработаны и находятся на завершающей стадии создания:
1. Базовые элементы и технологии экспериментального пункта приема, обработки и распространения космической информации. Монтаж станции приема космической информации проводится в г. Минске. Потребителями информации данного пункта являются как белорусские, так и российские организации использующие различные виды доставки информации.
2. Стендовый образец мобильного комплекса обеспечения потребителей космической информацией, позволяющий отрабатывать технологии космического мониторинга регионов в зоне возникновения чрезвычайных ситуаций. Мобильный комплекс оснащен специальной аппаратурой и размещен на основной базе головного разработчика в Московской области. Мобильный комплекс способен перемещаться по территории Республики Беларусь и Российской Федерации и осуществлять оперативную передачу информации с использованием современных каналов связи (НТВ-спутниковый, Internet и др.).
3. Ключевые элементы российского (г. Юбилейный Московской обл.) и белорусского (г. Минск) сегментов совместной информационно-навигационной системы, обеспечивающей контроль и управление движением транспорта на трассе Москва - Минск.
4. Основные элементы экспериментального мобильного телеметрического измерительного пункта с использованием малогабаритной приемно-регистрирующей станции и антенно-фидерного устройства нового поколения (г. Москва), которые могут быть оперативно передислоцированы на западную границу Республики Беларусь, либо в другие регионы, для расширения зоны приема телеметрической информации с российских космических аппаратов различного назначения и разгонных блоков, а также оперативной передачи ее в центры управления полетом.
5. Телевизионный канал формирования изображений на базе модернизированного видеокинотеодолита "Висмутин" для получения и передачи телевизионных изображений и координат объекта. Модернизированный видеокинотеодолит поставлен белорусскими предприятиями на Космодром "Байконур", прошел межведомственные испытания и введен в эксплуатацию.
6. Комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по теоретическим и экспериментальным исследованиям и созданию экспериментальных образцов кремниевых и пленочных солнечных элементов и фотошаблонов на предприятиях "Квант", "Пульсар" (г. Москва) и НИО "Кибернетика" (г. Минск) для применения в составе перспективных низкоорбитальных космических аппаратов.
7. Российскими (НИИ точных приборов, ЦНИИМаш, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ИРЭ РАН и др.) и белорусскими (НИО "Кибернетика" и др.) разработаны теоретические основы и создан опытный образец системы автоматического проектирования заказных сверхбольших интегральных схем, предназначенных для использования в бортовой аппаратуре перспективных космических аппаратов, а также проведена разработка методов и технологий повышения устойчивости космических аппаратов к воздействию электромагнитных факторов внешней среды.
Реализация мероприятий Программы "Космос-БР" позволила

ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 8 Совета Министров Союзного государства"О ПРОГРАММЕ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОГРАНИЧНЫХ ПУНКТОВ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ (ПУНКТОВ ПРОПУСКА) НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПЕРИОД 2002 - 2004 ГОДОВ"(Принято 29.04.2003)  »
Международное законодательство »
Читайте также