РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"ОБ ИНФОРМАЦИИ О ХОДЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"(Принято в г. Москве 25.04.2003)


РЕШЕНИЕ
ОБ ИНФОРМАЦИИ О ХОДЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
В РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(Москва, 25 апреля 2003 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
принять к сведению Информацию Исполнительного комитета СНГ о ходе разработки и реализации межгосударственных и межправительственных программ в рамках Содружества Независимых Государств.
Совершено в городе Москве 25 апреля 2003 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
Председатель
Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
И.ТАСМАГАМБЕТОВ



ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
В РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
В настоящее время в рамках Содружества Независимых Государств утверждены или находятся в стадии разработки 24 межгосударственные и межправительственные программы, из которых 14 разработаны, утверждены и находятся в стадии реализации, а 10 - в стадии разработки проектов. Объем финансовых ресурсов, необходимых для подготовки и реализации указанных 24-х программ, составляет 5564770,2 тыс. рублей РФ, в том числе за счет бюджетных источников финансирования (из национальных бюджетов государств Содружества) - 1173017,9 тыс. рублей РФ (21,1%). за счет внебюджетных источников - 4391752,3 тыс. рублей РФ (78,9%).
По направлениям сотрудничества межгосударственные программы распределяются следующим образом:
16 - в научно-технической, транспортной и энергетической сферах, агропромышленном комплексе, а также в области информатизации;
5 - в рамках военно-технического сотрудничества;
2 - в сфере охраны общественного порядка, борьбы с организованной преступностью и с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ;
1 - в социальной сфере (комплексная Программа реабилитации ветеранов войн, участников локальных конфликтов и жертв терроризма).
Заказчиками межгосударственных программ являются министерства и ведомства государств Содружества, отраслевые и другие органы СНГ, Исполнительный комитет СНГ.
В подготовке и реализации указанных программ в той или иной мере участвуют все 12 государств Содружества.
Большинство утвержденных программ направлено на содействие научно-техническому прогрессу, укреплению безопасности государств, защите интересов граждан, решению важнейших социально-экономических проблем, развитию отдельных отраслей и направлений, представляющих взаимный интерес для государств Содружества. В их числе - Межгосударственная радионавигационная программа; Программа "Высоконадежный трубопроводный транспорт"; Программы: использования природного газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств; научно-технического сотрудничества по фундаментальным и приоритетным прикладным научным проблемам общего аграрного рынка; по разработке стандартов в области безопасности и охраны труда на взаимопоставляемую продукцию; военно-технического сотрудничества; создания и развития объединенной системы противовоздушной обороны; совместных мер борьбы с преступностью; по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и другие.
В информационный банк включены:
Межгосударственная программа по разработке стандартов в области безопасности и охраны труда на взаимопоставляемую продукцию на 2000 - 2005 годы, утвержденная Решением Совета глав правительств СНГ 20.06.2000,
Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на период с 2000 до 2003 года, утвержденная Решением Совета глав государств СНГ 25.01.2000,
Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2003 - 2004 годы, утвержденная Решением Совета глав государств СНГ 07.10.2002,
Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 2002 - 2004 годы, утвержденная Решением Совета глав государств СНГ 05.07.2002 - 07.10.2002. Актуальной также является разработка проекта рациональной схемы транспортно-экономических связей государств Содружества на период до 2010 года с учетом формируемых международных транспортных коридоров, направленной на углубление интеграционных процессов в рамках СНГ, а также на интеграцию национальных транспортных комплексов в динамично развивающуюся глобальную систему европейских и мировых транспортных связей.
В то же время анализ показывает, что разработка и реализация многих программ ведется со значительным отставанием от намечаемых сроков.
Из общего перечня межгосударственных программ в настоящее время частично финансируется 9. На их осуществление направлено 318892,6 тыс. рублей РФ, в том числе 12675,0 тыс. рублей РФ - из бюджетных средств (4,0%), 306217,6 тыс. рублей РФ - из внебюджетных (96,0%). Таким образом, уровень финансирования программ составил 5,7%, в том числе за счет бюджетных средств - 1,1%, внебюджетных источников - 7,0%.
Объем финансовых ресурсов, необходимых для продолжения работ по разработке и реализации межгосударственных программ, по состоянию на 1 января 2003 г. составляет 5245877,55 тыс. рублей РФ, в том числе бюджетных средств - 1160302,85 тыс. рублей РФ (22,1%), внебюджетных - 4085574,7 тыс. рублей РФ (77,9%).
Информация о ходе финансирования межгосударственных и межправительственных программ прилагается <*>.
--------------------------------
<*> Не публикуется.
Основные причины такого положения, на наш взгляд, в первую очередь связаны с недостаточным уровнем проработки предложений по программному решению проблем на межгосударственном уровне и слабой организаторской работой заказчиков и координаторов программ. В отдельных программах, представленных на утверждение, не определены государственные заказчики, доли государств по финансированию, распределение их по годам реализации программ.
Заказчики и координаторы ряда программ не обосновали необходимость их финансирования, особенно в период формирования проектов бюджетов на последующий год, и привлечения внебюджетных источников. Осуществляется недостаточный контроль за ходом их реализации, проведения внутригосударственных процедур для вступления в силу решений о подготовке и реализации программ. Вопросы хода разработки и реализации программ редко вносятся на рассмотрение уставных и отраслевых органов СНГ.
Программы, в которых отработаны схемы финансирования, заказчики и исполнители, частично реализуются. В качестве таких можно отметить Межгосударственную комплексную программу реабилитации ветеранов войн, участников локальных конфликтов и жертв терроризма на 2001 - 2005 годы (профинансирована за 2001 - 2002 гг. на 21%); Межгосударственную программу "Высоконадежный трубопроводный транспорт" (с момента утверждения в 1999 году профинансирована на 12,5%); Межгосударственную радионавигационную программу государств-участников Содружества Независимых Государств на 2001 - 2005 годы (за 2001 - 2002 гг. профинансирована на 11,3%), а также некоторые другие.
Другие программы, где нет четкого определения источников финансирования, практически не реализуются. В числе таких программ можно отметить Программу по разработке стандартов в области безопасности и охраны труда на взаимопоставляемую продукцию, Программу научно-технического сотрудничества по фундаментальным и приоритетным прикладным научным проблемам общего аграрного рынка. Не финансировалась в 2002 году Межгосударственная программа создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года и ряд других.
Аналогичное положение и с разработкой проектов программ.
На качестве проектов программ сказывалось и отсутствие утвержденного единого Порядка разработки, реализации и финансирования межгосударственных целевых программ Содружества Независимых Государств.
В настоящее время Исполнительным комитетом СНГ подготовлен проект такого Порядка. Он рассмотрен в государствах Содружества, одобрен Комиссией по экономическим вопросам и будет представлен на рассмотрение очередного заседания Экономического совета СНГ 20 июня 2003 года.
Порядок утвержден Решением Совета глав правительств СНГ от 16.04.2004. Во исполнение Решения Экономического совета СНГ от 20 декабря 2002 года "О проекте единого бюджета органов СНГ, финансируемых за счет бюджетных средств государств-участников Содружества Независимых Государств, на 2003 год" (пункт 4) Исполком СНГ обратился с просьбой в государства Содружества (Письмо N 08/065 от 22.01.03) сообщить в возможно короткий срок об оценке социально-экономической целесообразности и финансовых возможностях государств по финансированию программ в 2003 году и последующие годы за счет средств национальных бюджетов государств Содружества, единого бюджета органов СНГ, а также внебюджетных источников.
По состоянию на 3 апреля 2003 года ответы получены от Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины. Отдельные государства (Беларусь, Кыргызстан) сообщили о том, какие программы будут финансироваться ими в 2003 году.
Одновременно определились три различных подхода к схемам финансирования программ. Одни государства считают, что программы должны финансироваться в пределах и за счет средств единого бюджета органов СНГ, другие - что этот подход неприемлем, третьи - что финансирование должно осуществляться за счет средств и в пределах лимитов, предусматриваемых ежегодно в бюджете заинтересованных министерств, ведомств, организаций и предприятий государств Содружества.
Не удалось получить предложения государств Содружества о том, какие программы и в каких объемах с учетом их актуальности необходимо финансировать в 2004 году и в последующие годы.
В целях активизации работы по реализации утвержденных и разработке проектов новых программ считали бы целесообразным, чтобы правительства государств Содружества дали поручения соответствующим министерствам и ведомствам рассмотреть возможность изыскания дополнительных ресурсов для реализации в 2003 году утвержденных межгосударственных и межправительственных программ и подготовить предложения о финансировании программ в 2004 году, а также по обеспечению повышения уровня проработки предложений по программному решению проблем на межгосударственном уровне, ответственности национальных заказчиков и координаторов программ в решении вопросов, связанных с разработкой и реализацией программ, эффективным использованием выделяемых средств, качеством конечных результатов.
В настоящее время Исполком СНГ продолжает работу по анализу хода реализации программ с учетом суждений государств по этому вопросу.
Исполнительный комитет СНГ

РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"ОБ ИНФОРМАЦИИ О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ СОВЕТА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ОТ 1 ИЮНЯ 2001 ГОДА О МЕРОПРИЯТИЯХ В СВЯЗИ С 15-ЛЕТИЕМ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"(Принято в г. Москве 25.04.2003)  »
Международное законодательство »
Читайте также