ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 3 Высшего Государственного Совета Союзного государства"О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ДО 2005 ГОДА"(Принято 20.01.2003)


ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 3
О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ДО 2005 ГОДА
(20 января 2003 года)
Высший Государственный Совет Союзного государства постановляет:
1. Утвердить Концепцию социального развития Союзного государства до 2005 года (прилагается).
2. Предложить Совету Министров Республики Беларусь и Правительству Российской Федерации при разработке и проведении согласованной социальной политики руководствоваться положениями Концепции.
3. Совету Министров Союзного государства ежегодно информировать Высший Государственный Совет Союзного государства о ходе реализации положений Концепции.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
Высшего Государственного Совета
Союзного государства
А.ЛУКАШЕНКО



Утверждена
Постановлением
Высшего Государственного Совета
Союзного государства
от 20 января 2003 г. N 3
КОНЦЕПЦИЯ
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ДО 2005 ГОДА
Введение
Образование Союзного государства создает обязательные политические предпосылки для разработки единой концепции социального развития. В соответствии со статьей 2 Договора о создании Союзного государства одной из основных целей Союзного государства является "проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека", а в статьей 31 Договора предусмотрено, что "в Союзном государстве действует унифицированное трудовое законодательство в области социальной защиты населения, пенсионного обеспечения".
Разработка единой концепции социального развития Союзного государства объективно обусловлена тем, что наличие общих целей и приоритетов в развитии и их суть предопределены конституционно: как известно, объединяющиеся страны провозгласили себя социальными государствами (статья 7 Конституции Российской Федерации и статья 1 Конституции Республики Беларусь).
Единая Концепция социального развития должна представлять собой систему взаимосогласованных государствами-участниками Союзного государства взглядов на общие цели и приоритеты социального развития в условиях углубления межгосударственных отношений, пути, мероприятия, механизмы и этапы их практического осуществления. Направления этого взаимодействия предопределяются национальными стратегиями и имеющимися для их реализации экономическими ресурсами.
В этой связи формирование единого социального и экономического пространства в рамках развития Союзного государства является важнейшим приоритетом внешней и внутренней политики Республики Беларусь и Российской Федерации.
К основным направлениям и приоритетам социального развития Союзного государства относятся:
в социально-трудовой сфере
сближение правовой базы социально-трудовой сферы и уровня социальных гарантий граждан Беларуси и России;
активизация политики в области заработной платы, доходов и уровня жизни;
разработка, на основе общих принципов и подходов, комплексной нормативной правовой базы по охране труда;
формирование общего рынка труда;
формирование системы социальной защиты населения Союзного государства;
обеспечение единых подходов к формированию систем социального страхования;
в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни
увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
улучшение репродуктивного здоровья населения;
улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;
в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи
создание предпосылок для повышения рождаемости;
всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
создание условий для самореализации молодежи;
обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка;
в области миграции и расселения
регулирование миграционных процессов в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Союзного государства;
повышение эффективности миграционных процессов на основе достижения соответствия объемов, направлений и структуры миграционного движения населения интересам социально-экономического развития Союзного государства;
обеспечение интеграции мигрантов в общество и формирование толерантного к ним отношения;
в области образования
создание механизма принятия согласованных управленческих решений по развитию системы образования Союзного государства;
разработка нормативной правовой базы, включая создание единых образовательных стандартов, нормативной базы по лицензированию, аттестации и аккредитации учреждений образования;
информационное и научно-методическое обеспечение систем образования, в том числе учебной и учебно-методической литературы;
развитие дистанционного образования на основе передовых информационных и коммуникационных технологий;
создание системы подготовки и переподготовки кадров для Союзного государства;
в области здравоохранения
проведение согласованной политики в области обеспечения охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
оптимизация использования научных, технических, трудовых и финансовых ресурсов, направленных на улучшение качества и формирование здорового образа жизни, повышения медико-гигиенических знаний населения;
гармонизация нормативно-правовой базы в области обеспечения охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
создание постоянно действующей межгосударственной информационной системы по профилактике инфекционных и неинфекционных болезней;
сотрудничество в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров;
в области культуры
обеспечение единого пространства для межнациональных и межгосударственных культурных контактов между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в рамках Союзного государства;
создание особых условий для объединения усилий двух государств и их регионов по совместной реализации значимых культурных проектов на основе союзной идеи культурного разнообразия и единства;
координация политики в области культуры с целью духовного обогащения народов двух стран и их активного участия в культурной жизни Союзного государства;
создание единого информационного культурного пространства, в первую очередь через развитие современных средств коммуникации и информатизации, создание баз данных по культурному наследию, широкого информационного поля о состоянии дел в культурной сфере обоих государств;
создание экономических условий для развития творческой активности и инициативы в области культуры, поддержки спонсорства и меценатства;
развитие образования в области культуры с целью становления гармоничной личности и ее открытости в отношении иных культурных концепций;
ознакомление с культурным наследием двух государств, составляющим основу культурной самобытности каждого народа;
принятие законов и нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правоотношений в сфере культуры;
в области физической культуры и спорта
создание условий, способствующих развитию массовой физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, а также достойному выступлению белорусских и российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях;
формирование понимания у людей необходимости занятия физической культурой и спортом;
создание мотиваций и установок на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработка умения и навыков здорового образа жизни, сознание каждым человеком собственной ответственности за свое здоровье.
1. Основные направления и приоритеты развития
Союзного государства в социально-трудовой сфере
1.1. Формирование общего рынка труда - важный фактор экономического подъема и гармонизации интеграционных процессов
Система согласованных мер по воспроизводству, распределению, обмену и совместному использованию рабочей силы в рамках Союзного государства призвана обеспечить увеличение занятости населения, снижение безработицы, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, предоставление социальных гарантий гражданам в области труда, медицинского страхования, получения профессионального образования, соблюдения ряда других социальных стандартов и нормативов. В конечном итоге реально функционирующий общий рынок труда предполагает создание единых правовых, экономических условий и механизмов, максимально учитывающих интересы работников обоих государств.
Приоритетами политики на общем рынке труда Республики Беларусь и Российской Федерации выступают:
увязка мер социально-экономического развития, бюджетной и налоговой политики при разработке и реализации программ социально-экономического развития двух государств с мероприятиями по обеспечению занятости населения;
координация профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях всех уровней с учетом потребностей территориальных рынков труда;
выработка единых образовательных стандартов и механизма непрерывного образования;
формирование системы комплексной подготовки кадров для социально-трудовой сферы на основе единых образовательных стандартов;
развитие и повышение эффективности реализуемых государственными службами занятости населения программ и мероприятий по обеспечению занятости, разрабатываемых на основе единых подходов и механизмов реализации;
выработка единых подходов по достижению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;
разработка основных принципов сотрудничества в подготовке специальных программ создания и сохранения рабочих мест;
совершенствование организации общественных работ на основе расширения их видов и масштабов, изменения механизма финансирования общественных работ с привлечением средств из различных источников;
обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости;
проведение согласованной политики по повышению уровня мобильности трудовых ресурсов, в том числе на основе оптимизации трудовой миграции, установления единых социально-трудовых гарантий трудящимся-мигрантам и членам их семей - гражданам обоих государств с одновременной разработкой мер противодействия нелегальной миграции из других стран;
формирование и введение межгосударственной автоматизированной системы банка данных о наличии свободных рабочих мест, условиях и оплате труда, жилищно-бытовых условиях на основе тесного сотрудничества миграционных служб и служб занятости;
защита национальных и общего рынков труда, содействие возвращению высококвалифицированных специалистов из других стран.
Для решения поставленных задач требуется унификация нормативных правовых актов в области занятости и рынка труда. Основ законодательства о труде, Закона о занятости населения, введение единых стандартов социальной защиты.
Целесообразно внести в законодательство о труде обоих государств статьи, предусматривающие создание единой системы трудоустройства и льгот для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, а также гарантии социальной поддержки безработных граждан, потерявших работу в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятий и организаций, сокращением штата работников.
Развитие общего рынка труда требует разработки единых нормативных документов, определяющих условия трудовой миграции граждан обоих государств и предусматривающих обеспечение гарантий занятости граждан принимающей стороны. В числе первоочередных мер необходимо осуществить дальнейшие практические шаги по созданию условий для свободного перемещения законодательно защищенных потоков рабочей силы на территории Союзного государства, а также разработать Классификатор занятий, адаптированный к международным стандартам, а также Межгосударственный классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
1.2. Формирование единых подходов к установлению условий и механизма оплаты труда, доходов и уровня жизни
Данное направление социально-экономической политики имеет особое значение, выступая одновременно и средством реализации основных социальных целей формирования и развития Союзного государства, и важнейшим фактором обеспечения эффективного спроса в экономике, активизации человеческого фактора и достижения на этой основе экономического роста.
Актуальными задачами в этой области являются:
обеспечение роста реальных денежных доходов населения и сокращение масштабов бедности;
повышение минимальных социально-трудовых стандартов, их приближение к нормативам, характеризующим стоимость жизни и ее динамику;
повышение уровня оплаты труда занятых в различных сферах и отраслях экономики с учетом обеспечения количественных и качественных результатов хозяйственной деятельности;
формирование в реальном секторе экономики рыночных механизмов организации оплаты труда, основанных на социальном партнерстве, перенос центра тяжести с прямых ограничений в этой области на налогово-бюджетные рычаги;
совершенствование системы тарификации и оплаты труда на основе отработки и внедрения гибких механизмов, позволяющих осуществлять их эффективное регулирование в соответствии с экономическими и социальными приоритетами;
совершенствование структуры доходов населения, содействие увеличению доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.
Следующим этапом реформирования в области заработной платы, доходов и уровня жизни должно стать повышение размера оплаты труда, позволяющего каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни, обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей, регулирующей и социальной функций заработной платы. Это может быть достигнуто в результате:
создания макроэкономических условий для усиления стимулирующей роли заработной платы в увеличении производства продукции (услуг) и повышения его эффективности;
обеспечения опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы.
В реальном секторе экономики главным механизмом регулирования оплаты труда должно стать коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений. Роль Союзного государства в этом направлении заключается в развитии законодательного обеспечения процесса социального диалога: в повышении ответственности сторон за выполнение

ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 2 Высшего Государственного Совета Союзного государства"О РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОЙ КОМИССИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИОННОГО АКТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА"(Вместе с "СОСТАВОМ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОЙ КОМИССИИ...")(Принято 20.01.2003)  »
Международное законодательство »
Читайте также