"РЕКОМЕНДАЦИИ "ГРУППЫ ВОСЬМИ" ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ"(Вместе со <СПИСКОМ КОНВЕНЦИЙ И ПРОТОКОЛОВ ООН ПО ВОПРОСАМ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ>)(Подписаны в г. Уистлере 12.06.2002 - 13.06.2002)


РЕКОМЕНДАЦИИ
"ГРУППЫ ВОСЬМИ" ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ
(Уистлер, 12 - 13 июня 2002 года)
Преамбула
"Группа восьми" придает самое большое значение усилиям по предупреждению терроризма и борьбе с ним. С целью оказания помощи в этих усилиях "Группа восьми" наметила ряд принципов, служащих руководством для расширения возможностей в области борьбы с терроризмом. Нижеследующие рекомендации представляют собой результат пересмотра выработанных Группой экспертов по борьбе с терроризмом 25 мер, которые были приняты в Париже в 1996 году. Этот пересмотр был начат Соединенными Штатами, проводился Группой экспертов "Группы восьми" по борьбе с терроризмом (Римской группой) и координировался Канадой в период ее председательства.
Эти рекомендации обновляют разработанные Группой экспертов по борьбе с терроризмом 25 мер с целью учета новых террористических угроз, дополняя при этом 40 рекомендаций, подготовленных Группой "Группы восьми" по борьбе с преступностью, известной как Лионская группа (1990 г.). В Лионские рекомендации также были внесены изменения для более эффективного реагирования на угрозы, связанные с транснациональной преступностью. Пересмотренные рекомендации Лионской группы, которые сегодня называются Рекомендациями "Группы восьми" по борьбе с транснациональной преступностью, были одобрены министрами юстиции и внутренних дел стран "Группы восьми" (Мон-Трамблан, 13 и 14 мая 2002 г.).
Цель этих рекомендаций - дополнить работу экспертов в других региональных организациях и на международных форумах. К ним относятся другие группы экспертов "Группы восьми", такие, как Группа экспертов по нераспространению, которой были разработаны принципы, направленные на недопущение доступа террористов или тех, кто их укрывает, к оружию массового уничтожения, радиологическому оружию и ракетам.
Приводимые ниже пересмотренные рекомендации "Группы восьми" по борьбе с терроризмом включают в себя нормы, принципы, наилучшую практику, меры и взаимосвязи, которые, по мнению "Группы восьми", позволяют улучшить уже существующие механизмы, процедуры и сети защиты нашего общества от террористических угроз. Они призваны служить обязательствами "Группы восьми", которые мы рекомендуем в качестве руководящих принципов для всех государств.
Государства должны обеспечить, чтобы их стратегия борьбы с терроризмом была динамичной и достаточно гибкой и новаторской, что позволяло бы учитывать постоянно меняющиеся вызовы. Мы настоятельно призываем все государства присоединиться к "Группе восьми" в деле осуществления нижеследующих мер.
Раздел 1
Незамедлительное осуществление существующих
инструментов, касающихся борьбы с терроризмом
Мы обязуемся и настоятельно призываем все другие государства:
1. Принять меры для обеспечения по возможности в кратчайшие сроки полного присоединения к нижеследующим инструментам, касающимся предупреждения и пресечения терроризма:
а) 12 перечисленным в Приложении конвенциям и протоколам Организации Объединенных Наций по вопросам борьбы с терроризмом;
б) всем соответствующим резолюциям Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, в частности Резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности Организации Объединенных Наций; и
2. Стать участником, если на это имеется право, Конвенции Совета Европы о борьбе с киберпреступлениями (2001 г.), обеспечив всестороннее и скорейшее осуществление всех ее положений, или обеспечить создание правовой основы, аналогичной тем мерам, к которым призывает эта Конвенция, поскольку в ней предусматриваются полезные меры борьбы с проникновением террористов и других преступных элементов в компьютерные системы, а также меры для сбора электронных данных о терроризме и других преступлениях.
Раздел 2
Поддержка дополнительных многосторонних
инициатив и инструментов по борьбе с терроризмом
Мы обязуемся и призываем все другие государства:
1. Совместно с системой Организации Объединенных Наций доработать проект Всеобъемлющей конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе с международным терроризмом и координировать наши усилия в этой области;
2. Оказать содействие соответствующей деятельности многосторонних организаций, членами которых мы являемся, в том числе на региональном уровне, с тем чтобы конструктивно дополнить меры по борьбе с терроризмом, которые уже принимаются или разрабатываются на глобальном уровне.
Раздел 3
Химическое, биологическое,
радиологическое и ядерное оружие
Мы обязуемся и настоятельно призываем все другие государства:
1. а) в отношении обеспечения эффективных мер пресечения использования биологического оружия террористами - признать преступлениями правонарушения, предусмотренные в Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (1972 г.), предусмотреть, что лица, совершающие такие правонарушения, должны подлежать выдаче в соответствии с действующими договорами и законами и совместно работать над наилучшей практикой по выявлению и недопущению таких правонарушений;
б) принять меры по обеспечению совместной работы для налаживания эффективных механизмов выявления случаев незаконного владения отдельными видами биологических веществ и передачи их на национальном и международном уровнях, а также изучить дополнительные меры по предотвращению применения биологических веществ для совершения террористических нападений;
2. Провести работу в рамках системы Организации Объединенных Наций по завершению подготовки проекта Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и усилить нашу совместную деятельность на этом направлении;
Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма принята 13.04.2005 Резолюцией 59/290 на 91-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. 3. В развитие Конвенции 1980 года о физической защите ядерных материалов совместно изучить возможные дополнительные международные меры для достижения целей Конвенции и рассмотреть возможность принятия расширенных мер для решения проблемы контрабанды ядерных материалов;
4. Совместно работать с целью определения на соответствующих международных форумах наилучшей практики для обеспечения защиты химических, биологических, радиологических, ядерных и других соответствующих объектов от террористического нападения и изучить пути предотвращения использования террористами чувствительной информации, связанной с такими объектами, для целей нападения на них;
5. Координировать усилия и поощрять оказание поддержки на других форумах, в рамках которых осуществляются совместные превентивные программы в области химических, биологических, радиологических и ядерных материалов, например в рамках Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ);
6. Разработать руководящие принципы, касающиеся наилучшей практики, для целей планирования на случай чрезвычайных ситуаций на национальном уровне и укрепить существующие механизмы реагирования на случай возникновения кризисных ситуаций.
Раздел 4
Взрывчатые вещества и огнестрельное оружие
Мы обязуемся и настоятельно призываем все другие государства:
1. Ускорить изучение и разработку методов обнаружения взрывчатых веществ, огнестрельного оружия и других вредных веществ, вызывающих смерть и увечья, и провести консультации относительно разработки стандартов маркировки взрывчатых веществ с тем, чтобы можно было устанавливать их происхождение при проведении расследований после взрывов и, в случае необходимости, оказать содействие сотрудничеству в этой области;
2. Принять эффективные внутренние законы и положения, включая меры экспортного контроля, для регулирования производства, сбыта, перевозки и экспорта огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и любых устройств, предназначенных для нанесения серьезных увечий, ущерба или разрушений, с целью предотвращения их использования для террористических акций.
Раздел 5
Финансирование терроризма
Мы обязуемся и настоятельно призываем все другие государства:
1. По возможности в кратчайшие сроки обеспечить всестороннее осуществление Резолюции 1373 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и принятых Целевой группой по финансовым операциям (ФАТФ) Специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма (2001 г.), а также принять участие в осуществлении глобальных планов действия ФАТФ;
2. Предпринять шаги по устранению препятствий на пути осуществления эффективных совместных мер по борьбе с финансированием террористических операций, которые изложены в Докладе Совещания "Группы восьми" по правовым мерам борьбы с финансированием терроризма (2002 г.), принятом министрами юстиции и внутренних дел "Группы восьми" (2002 г.), и перейти от замораживания активов террористических организаций к их конфискации с целью полного лишения террористов их финансовых средств;
В информационный банк включен Доклад о ходе работы по борьбе с терроризмом, подписанный в г. Уистлере 12.06.2002 - 13.06.2002. 3. Выполнить рекомендации по "отмыванию денег, связанному с этим финансированием террористической деятельности и конфискацией активов", которые содержатся в Рекомендациях "Группы восьми" по борьбе с транснациональной преступностью (2002 г.);
4. Способствовать с помощью соответствующих внутренних мер обнаружению средств террористических организаций и обеспечивать, чтобы просьбы об оказании взаимной правовой помощи не отклонялись на основании необходимости соблюдения тайны банковских вкладов или же по той причине, что соответствующая просьба связана с нарушением налоговых правил.
Раздел 6
Безопасность перевозок
Мы обязуемся и настоятельно призываем все другие государства:
1. Постоянно оказывать за счет добровольных взносов существенную финансовую поддержку деятельности, осуществляемой Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) в области обеспечения безопасности воздушных перевозок с целью соблюдения ее стандартов и рекомендованной практики в интересах недопущения терроризма и отслеживания террористической деятельности;
2. Объединить усилия для оперативного проведения в ИКАО обзора конвенций, международных стандартов и рекомендованной практики в области обеспечения безопасности воздушных перевозок с целью обновления этих стандартов в интересах недопущения терроризма и отслеживания террористической деятельности, включая применение механизмов, указанных в рекомендациях "Группы восьми" по борьбе с транснациональной преступностью;
3. По возможности оперативно принять меры для введения общего глобального стандарта для сбора и передачи предварительной информации о пассажирах (ПИП);
4. Расширить свои возможности по обмену информацией на международном уровне с правоохранительными органами других стран в том, что касается пассажиров, в отношении которых имеются конкретные серьезные основания полагать, что они могут участвовать в совершении террористического акта;
5. Тесно сотрудничать друг с другом и Международной морской организацией (ИМО) с целью расширения возможностей правительств по недопущению террористических нападений на морские суда или использования таких судов для террористических операций и преследованию в судебном порядке за такие действия;
6. Объединить усилия для оперативного проведения в ИМО обзора конвенций, международных стандартов и рекомендованной практики в области обеспечения безопасности морских перевозок с целью обновления этих стандартов в интересах недопущения терроризма и отслеживания террористической деятельности;
7. Совместно с соответствующими международными организациями разработать и ввести в действие усовершенствованный глобальный режим обеспечения безопасности контейнерных перевозок с целью выявления и проверки контейнеров, связанных с повышенным риском, обеспечения их неприкосновенности во время транзита, а также ввести глобальные общие стандарты для электронной таможенной отчетности и совместно со Всемирной таможенной организацией проработать вопрос о предоставлении предварительной информации о контейнерах по возможности на самом раннем этапе перевозки;
8. В срочном порядке ускорить проведение консультаций между сотрудниками по обеспечению безопасности перевозок и другими соответствующими должностными лицами с целью расширения возможностей правительств по предупреждению, расследованию террористических нападений на такие виды массового наземного транспорта, как железные дороги, метро и автобусные транспортные системы, и принятию ответных мер, а также сотрудничать с другими правительствами в этой области.
Раздел 7
Внутренняя координация усилий по борьбе с терроризмом
Мы обязуемся и настоятельно призываем все другие государства:
укрепить внутреннее сотрудничество между различными национальными учреждениями и службами, в сферу компетенции которых могут входить различные аспекты противодействия терроризму.
Раздел 8
Международное сотрудничество
Мы обязуемся и настоятельно призываем все другие государства:
1. Принимать все возможные меры, чтобы лишить убежищ тех, кто финансирует, планирует, поддерживает или совершает террористические акты, а также предоставляет убежище;
2. Обеспечить, в соответствии с международным правом, и в частности Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протоколом к ней 1967 года, чтобы не было злоупотреблений статусом беженцев исполнителями, организаторами или пособниками террористических актов;
3. Выявлять и в максимальной степени устранять все препятствия для выдачи, включая те, которые упомянуты в Рекомендациях "Группы восьми" по транснациональной преступности, часть II: "Укрепление международного сотрудничества" (2002 г.);
4. Принимать строгие меры, включая, в случае необходимости, соответствующие законодательные меры, в сотрудничестве с другими странами для предупреждения террористических актов и международного передвижения террористов, усиливая, в частности, пограничный, иммиграционный контроль и контроль за проездными документами и расширяя обмен информацией;
5. Отдавать особый приоритет взаимной правовой помощи и сотрудничеству в правоохранительной области в том, что касается террористических правонарушений, чтобы обеспечить быстрые и эффективные ответные действия, включая те, которые упомянуты в Рекомендациях "Группы восьми" по транснациональной преступности: "Взаимная правовая помощь и правоохранительные каналы" (2002 г.);
6. Разрабатывать эффективные меры для обеспечения быстрого замораживания, изъятия и конфискации активов, связанных с террористической деятельностью;
7. Обеспечить, чтобы ссылки на политические мотивы не признавались в качестве основания для отказа в просьбе о выдаче предполагаемых террористов, и исключить или максимально ограничить применение оговорок в отношении политических преступлений в ответ на просьбу о взаимной правовой помощи

"ДОКЛАД О ХОДЕ РАБОТЫ ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ"(Принят в г. Уистлере 12.06.2002 - 13.06.2002)  »
Международное законодательство »
Читайте также