РЕШЕНИЕ Совета глав государств СНГ"ОБ АНАЛИТИЧЕСКОМ ДОКЛАДЕ "ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СНГ ЗА 10 ЛЕТ И ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ" И ЗАЯВЛЕНИИ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В СВЯЗИ С 10-ЛЕТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ СНГ"(Принято в г. Москве 30.11.2001)


РЕШЕНИЕ
ОБ АНАЛИТИЧЕСКОМ ДОКЛАДЕ "ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СНГ
ЗА 10 ЛЕТ И ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ" И ЗАЯВЛЕНИИ ГЛАВ
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
В СВЯЗИ С 10-ЛЕТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ СНГ
(Москва, 30 ноября 2001 года)
Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Принять к сведению Аналитический доклад "Итоги деятельности СНГ за 10 лет и задачи на перспективу" (прилагается).
2. Принять Заявление глав государств - участников Содружества Независимых Государств в связи с 10-летием образования СНГ (прилагается).
Опубликовать Заявление глав государств - участников Содружества Независимых Государств в связи с 10-летием образования СНГ в печати государств - участников СНГ.
3. Поручить министерствам иностранных дел государств - участников Содружества Независимых Государств принять совместные меры для распространения Заявления в ООН, ОБСЕ и других международных организациях.
Совершено в городе Москве 30 ноября 2001 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)



АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
"ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СНГ ЗА 10 ЛЕТ
И ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ"
1. СНГ - опыт 10-летнего сотрудничества,
главные итоги и уроки
В декабре 2001 года Содружеству Независимых Государств исполняется 10 лет. Прошедшее десятилетие показало, что сегодня Содружество является оптимальной формой развития многостороннего сотрудничества в интересах всех стран, которые оно объединяет. Углубление партнерства в рамках СНГ идет в русле общемировых тенденций и отвечает национальным интересам государств - участников. Вместе с тем ясно, что это длительный и сложный процесс, параметры которого определяются степенью заинтересованности участников в тех или иных формах взаимодействия.
Распад СССР поставил перед бывшими союзными республиками неотложную и беспрецедентную по масштабам задачу радикального переустройства политических и экономических отношений на обширном евроазиатском пространстве. Содружество Независимых Государств возникло как ответ на этот исторический вызов.
Подписанные в декабре 1991 года Соглашение о создании СНГ, Протокол к нему и Алма-Атинская декларация, определив принципы отношений между новыми независимыми государствами, сформировали условия для решения широкого спектра непростых проблем, связанных с распадом СССР. Были урегулированы вопросы, касавшиеся ядерного оружия, выполнения международных договоров о разоружении и контроле над вооружениями, правопреемства, включая в основном вопросы собственности. Был осуществлен согласованный переход от единой армии к созданию национальных вооруженных сил государств - участников СНГ. Несмотря на отдельные локальные конфликты, удалось предотвратить развитие событий по непредсказуемому сценарию.
Не менее важно и то, что заключенные еще в начальный период существования СНГ многосторонние соглашения позволили на фоне больших геополитических перемен обеспечить нормальное функционирование необходимых для повседневной жизни людей социальных механизмов: выплаты пенсий и пособий, работу транспорта и энергетики, сохранение беспрепятственного передвижения на всем постсоветском пространстве и т.д.
Таким образом, несомненна заслуга Содружества в том, что размежевание бывших союзных республик прошло упорядоченно и не вызвало глубоких геополитических потрясений.
СНГ выступило структурообразующим фактором создания принципиально новых - межгосударственных - отношений при сохранении складывавшейся веками дружбы народов государств - участников.
Обеспечив институциональные и правовые условия для равноправного диалога и сотрудничества по сложнейшим проблемам, многие из которых не имели аналогов в мировой практике, Содружество выполнило тем самым и важную историческую миссию содействия становлению суверенных, независимых государств, выбору каждым из них собственного внешнеполитического курса, модели экономических реформ и путей государственного строительства.
Правовые и организационные основы таких отношений определены вышеупомянутыми учредительными документами СНГ, а также Уставом организации, принятым в 1993 году. На этой базе была постепенно создана разветвленная инфраструктура сотрудничества. В рамках СНГ функционируют около 70 отраслевых структур, которые координируют взаимодействие в формате заинтересованных государств в сферах экономики, военного сотрудничества, в охране границ и борьбе с организованной преступностью, в области транспорта, экологии, культуры, туризма, печати и др.
В развитии СНГ изначально наметился определенный разрыв между завышенными ожиданиями в отношении Содружества и практикой. Такие положения учредительных документов, как формирование общего экономического пространства и Таможенного союза, сохранение объединенного командования над общим военно-стратегическим пространством, коллективная охрана внешних рубежей вошли в противоречие с закономерностями строительства новых независимых государств и не были востребованы.
Набирал обороты процесс экономического и политического обособления государств - участников СНГ. На фоне внешнеэкономической переориентации большинства стран Содружества на "дальнее зарубежье" сворачивались взаимные хозяйственные связи.
Поиск государствами - участниками СНГ собственного места в мире порождал расхождения в подходах к вопросам безопасности, многим региональным и глобальным проблемам. Складывалось неодинаковое отношение и к деятельности самого Содружества. Не случайно половина участников присоединилась лишь к 40 - 70% подписанных в рамках СНГ документов - преимущественно об экономической проблематике.
Эта центробежная тенденция стала, по сути, продолжением процессов распада СССР. Поскольку хозяйственные связи между союзными республиками устанавливались и поддерживались преимущественно на административно-командной основе, разрушение единого государства в условиях перехода к рынку не могло не привести к их серьезным структурным деформациям, что выразилось в резком снижении объема взаимной торговли, который составляет сегодня менее трети совокупного внешнеторгового оборота государств - участников СНГ.
Сыграли свою роль существенные различия в темпах и направленности экономических реформ в каждой стране - понимание задач в этой области варьировалось в диапазоне от либерально-рыночных до директивно-централизованных установок.
Сказалось и то, что широкомасштабное сотрудничество по всему спектру отношений - политических, экономических, военно-технических, гуманитарных - не всегда отвечало интересам отдельных государств Содружества.
Тяжким грузом легли на плечи народов и государств, вставших на путь независимого развития, сохраняющиеся конфликты, которые осложняют политические, социально-экономические условия жизни государств, препятствуют построению демократических гражданских обществ.
Осложняла продвижение многостороннего сотрудничества на постсоветском пространстве также политика международных финансовых организаций, зачастую игнорировавших как национальную специфику ряда стран СНГ, так и их потребности во взаимных связях.
Решающее значение для развития СНГ объективно имела и имеет противоположная, центростремительная, тенденция. Она опирается на историческую общность народов, сохраняющиеся взаимодополняемость и взаимозависимость национальных экономик, многообразные связи в социальной, гуманитарной, информационной сферах, а также на принципиальное сходство избранных путей развития, которые, при всех национальных особенностях, ориентированы в целом на разрыв с тоталитарным прошлым, построение рыночной экономики и политической демократии, достойное вхождение в мировое сообщество.
Диалектика центробежных и центростремительных тенденций на постсоветском пространстве во многом определила нынешний облик Содружества. Для него характерен, в частности, свободный выбор государствами форм и масштабов своего участия в многостороннем взаимодействии. На сегодняшний день его реальное содержание в общем формате СНГ проявляется в отраслевом сотрудничестве, реализации проектов в торгово-экономической области, антитеррористической и антикриминальной работе, в контактах по военной линии (например, в рамках Объединенной системы ПВО), а также в достаточно интенсивно функционирующей системе консультаций на различных уровнях. При этом изначально осторожное отношение государств - участников к приданию органам Содружества наднациональных функций привело к тому, что не были созданы даже такие механизмы исполнения принятых решений, которые вполне возможны на межгосударственной основе и не требуют выхода на наднациональный уровень.
В результате сегодня Содружество представляет собой объединение со свободным и на деле малообязывающим характером связей, где отсутствует система ответственности за выполнение принятых обязательств.
В конце 90-х годов государства - участники предприняли усилия для совершенствования деятельности Содружества. Этапами этой работы стали состоявшееся в октябре 1997 года заседание Совета глав государств и Специальный межгосударственный форум. Он подготовил Протокол о внесении изменений и дополнений в принятое Соглашение о зоне свободной торговли. Выводы форума также легли в основу мер по реорганизации структуры органов СНГ.
Было утверждено разграничение полномочий между Советом глав государств и Советом глав правительств, принято новое Положение о Совете министров иностранных дел и создан Экономический совет СНГ, которые стали основными исполнительными органами, обеспечивающими сотрудничество во внешнеполитической и экономической деятельности государств - участников. Было также закреплено соблюдение сроков председательства в органах Содружества на основе принципа ротации. Новой организационной формой работы стал Совет постоянных полномочных представителей при уставных и других органах СНГ. При Экономическом совете на постоянной основе действует Комиссия по экономическим вопросам, состоящая из полномочных представителей государств Содружества.
Исполнительный Секретариат, аппарат Межгосударственного экономического Комитета реорганизованы в Исполнительный комитет СНГ, который является постоянно действующим исполнительным органом Содружества. Сокращена штатная численность органов СНГ, упразднены рабочие аппараты девяти органов отраслевого сотрудничества. В результате инвентаризации договорно-правовой базы Содружества на треть сокращено количество составлявших ее документов.
В октябре 1999 года Советом глав правительств был утвержден Механизм реализации решений Совета глав государств и Совета глав правительств.
Анализ достижений и неудач десяти лет существования СНГ позволяет сделать вывод о том, что СНГ в целом решило ряд важных исторических задач, однако пока не смогло стать эффективным механизмом обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, сближения народов и государств. Вместе с тем Содружество обладает значительным позитивным потенциалом.
Главный урок состоит в том, что развитие многостороннего сотрудничества в СНГ не противоречит процессам укрепления суверенитета государств - участников.
Очевидно также, что содержательное многостороннее взаимодействие невозможно без опоры на развитие сотрудничества в двусторонних форматах.
Наконец, со всей определенностью выявилась важность создания эффективных механизмов практической реализации многостороннего сотрудничества.
2. Основные тенденции развития Содружества
в начале XXI века
Очевидно, что единственной прочной опорой многостороннего сотрудничества является совпадение интересов. В настоящее время, когда национально-государственные приоритеты государств - участников СНГ в основном определились, вырисовываются следующие области их принципиального совпадения:
- необходимость обеспечения устойчивого и поступательного социально-экономического развития;
- стремление достойно интегрироваться в мировое сообщество.
В реализации этого консолидированного интереса объединение усилий государств - участников способно дать "кумулятивный эффект". Страны Содружества располагают колоссальным людским и территориальным потенциалом, богатейшими природными ресурсами, развитой наукой и богатой культурой, значительными оборонными возможностями. При условии тесного взаимодействия они могут в достаточно короткие сроки выйти на путь динамичного прогресса, занять достойное место в мире.
Ключом к выработке общего понимания целей и задач Содружества на перспективу является прагматизм. При таком подходе главной целью СНГ представляется реализация вышеупомянутого совпадающего интереса путем развития взаимовыгодного многостороннего сотрудничества государств - участников. Таким образом, межгосударственное взаимодействие выступает не как самоцель, а как инструмент совместного решения конкретных проблем. Критерий результативности здесь один - практическая польза, получаемая участниками.
Из сформулированной таким образом цели Содружества вытекает ряд задач, которые в основном отражены в Программе действий по развитию СНГ на период до 2005 года. В их числе - содействие дальнейшему становлению государств Содружества как политически и экономически устойчивых субъектов международных отношений, формирование долговременных хозяйственных и иных взаимных связей, обеспечение стабильности на пространстве Содружества, совершенствование механизма выполнения договоренностей, достигнутых в рамках СНГ.
Продвижение регионального и трансрегионального сотрудничества на пространстве Содружества является объективной тенденцией. Сложившаяся в СНГ уже на начальной стадии его развития практика многоформатной и разноскоростной интеграции получает дальнейшее развитие, поскольку отражает, помимо прочего, закономерный поиск государствами - участниками оптимальных конфигураций и методов взаимодействия. Сотрудничество в рамках Союзного государства, Евразийского экономического сообщества, Договора о коллективной безопасности, ГУУАМ, Центральноазиатского экономического сообщества является примером налаживания такого взаимодействия и не противоречит участию государств в Содружестве. Это подразумевает, конечно, что такие объединения носят открытый характер и являются взаимно транспарентными, а их цели и практическая деятельность лежат в общем русле развития СНГ.
Магистральной тенденцией развития Содружества в XXI веке является наполнение форм многостороннего сотрудничества реальным содержанием, их адаптация к масштабным разноплановым задачам, стоящим перед государствами - участниками и СНГ в целом.
На этом пути постепенно будут складываться предпосылки эволюции СНГ в полноценное интеграционное объединение широкоформатного сотрудничества.
3.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.11.2001 n 159-ФЗ"О РАТИФИКАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТ 15 МАЯ 1992 ГОДА"(принят ГД ФС РФ 17.10.2001)  »
Международное законодательство »
Читайте также