РЕШЕНИЕ Большой палаты Европейского суда по правам человека от 04.07.2001"ПО ВОПРОСУ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЖАЛОБЫ n 48787/99, ПОДАННОЙ ИЛИЕ ИЛАШКУ, АЛЕКСАНДРУ ЛЕШКО, АНДРЕЕМ ИВАНЦОК И ТУДОРОМ ПЕТРОВЫМ-ПОПОЙ ПРОТИВ МОЛДАВИИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" [рус., англ.]

с английского] <*>
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
БОЛЬШАЯ ПАЛАТА
РЕШЕНИЕ
ПО ВОПРОСУ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЖАЛОБЫ N 48787/99,
ПОДАННОЙ ИЛИЕ ИЛАШКУ, АЛЕКСАНДРУ ЛЕШКО, АНДРЕЕМ
ИВАНЦОК И ТУДОРОМ ПЕТРОВЫМ-ПОПОЙ ПРОТИВ
МОЛДАВИИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Страсбург, 4 июля 2001 года)
Европейский суд по правам человека в ходе заседания Большой палаты, состоявшегося 4 июля 2001 года, в составе:
--------------------------------
<*> Перевод с английского Берестнева Ю.Ю.
председателя Большой палаты
Л. Вильдхабера,
судей:
Э. Пальм,
Х. Розакиса,
Г. Ресса,
Ж.-П. Коста,
Л. Феррари Браво,
Л. Лукайдеса,
Е. Макарчика,
К. Бырсана,
К. Джунгвирта,
Сэра Николаса Братца,
Ж. Касадеваля,
Дж. Хедигана,
В. Томассен,
Т. Панцыру,
Э. Левитса,
А. Ковлера,
с участием П. Дж. Махони, секретаря - канцлера Суда,
имея в виду, что указанная жалоба была подана 5 апреля 1999 года и зарегистрирована 14 июня 1999 года,
принимая во внимание Решение от 20 марта 2001 года, согласно которому Палата первой секции, в которую данное дело было первоначально направлено, уступила юрисдикцию в пользу Большой палаты (в порядке ст. 30 Конвенции),
принимая во внимание меморандум, представленный властями государств - ответчиков, а также ответные возражения заявителей;
принимая во внимание замечания, представленные властями Румынии в порядке вступления в процесс,
принимая во внимание устные заявления сторон и властей Румынии, сделанные в ходе судебного заседания 2 июня 2001 года,
с учетом обсуждений, состоявшихся 6 июня и 4 июля 2001 года,
принял следующее Решение:
ФАКТИЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА
Заявители - граждане Молдавии, 1952, 1955, 1961 и 1963 годов рождения соответственно, проживающие в городе Кишиневе, за исключением четвертого заявителя, который проживает в городе Тирасполе (Приднестровье, Молдавия). Первый и третий заявители имеют также румынское гражданство. В настоящее время заявители содержатся в заключении в городе Тирасполе, за исключением первого заявителя, который был освобожден из-под стражи 5 мая 2001 года. Заявление подано супругами заявителей: Ниной Илашку, Татьяной Лешко, Евдокией Иванцок и Раисой Петровой-Попой. Второго заявителя в Суде представляет г-н Александру Танасе, член Кишиневской коллегии адвокатов, остальных заявителей представляет г-н Корнелиу Дину, член Бухарестской коллегии адвокатов.
A. Обстоятельства дела
Фактические обстоятельства дела, согласно материалам, представленным сторонами, состоят в следующем.
1. Общая вводная информация: события, связанные
с отделением Приднестровья и провозглашением
независимости Молдавии
Решением Верховного Совета СССР 2 августа 1940 года была образована Молдавская Советская Социалистическая Республика. В ее состав вошли часть Бессарабии и узкая полоса территории на левобережье реки Днестра, известная под названием Приднестровье, где проживает преимущественно славяноязычное население.
В июне 1990 года Молдавская Советская Социалистическая Республика была переименована в Советскую Социалистическую Республику Молдову. 23 июня 1990 года эта Республика объявила о своем суверенитете.
2 сентября 1990 года было объявлено об образовании Приднестровской Молдавской Республики (ПМР).
23 мая 1991 года Советская Социалистическая Республика Молдова была переименована в Республику Молдову.
25 августа 1991 года "Верховный Совет ПМР" принял Декларацию о независимости "ПМР".
27 августа 1991 года Парламент Молдавии принял Декларацию о независимости Республики Молдова. Поскольку Четырнадцатая армия Одесского военного округа Министерства обороны СССР (далее - 14 армия), штаб-квартира которой находилась в городе Кишиневе с 1956 года, была дислоцирована на территории Молдавии, Парламент Молдавии обратился к Правительству СССР с просьбой "начать переговоры с Правительством Молдавии с тем, чтобы положить конец незаконной оккупации Республики Молдавии и вывести советские войска с молдавской территории".
1 декабря 1991 года в районах (raioane), расположенных на левобережье Днестра (в Приднестровье), состоялись президентские выборы, которые власти Молдавии объявили незаконными. Г-н Игорь Смирнов был избран "президентом ПМР".
В конце 1991 года - начале 1992 года происходили ожесточенные столкновения между силами сепаратистов и силами безопасности Правительства Молдавии, в ходе этих столкновений погибли сотни людей.
6 декабря 1991 года Президент, спикер Парламента и премьер-министр Молдавии выступили с обращением к международному сообществу и Совету Безопасности ООН, в котором выразили протест против оккупации 3 декабря 1991 года молдавских городов и поселков Григориополь, Дубоссары, Слободзея, Тирасполь и Рыбницы на левобережье Днестра силами 14 армии под командованием генерал-лейтенанта Яковлева. Они заявили, что за этими действиями стоят органы власти СССР, в частности, Министерство обороны. Были выдвинуты обвинения в том, что военнослужащие 14 армии раздали военное снаряжение приднестровским сепаратистам и сформировали из них военные подразделения, терроризировавшие гражданское население.
5 марта 1992 года Парламент Молдавии выразил протест против молчания российских властей (которое он охарактеризовал как пособничество) по поводу поддержки, якобы оказываемой приднестровским сепаратистам вооруженными формированиями российских казаков из Союза казаков - объединения, признанного российскими властями. Парламент Молдавии обратился к Верховному Совету Российской Федерации с просьбой вмешаться и обеспечить незамедлительный вывод российских казаков с территории Молдавии.
24 марта 1992 года Парламент Молдавии выразил протест против вмешательства Российской Федерации в дела Молдавии, усмотрев таковые в заявлении Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 20 марта 1992 года, содержавшем указания Молдавии о путях урегулирования конфликта в Приднестровье, которые обеспечили бы уважение прав "населения Приднестровья".
28 марта 1992 года Президент Молдавии объявил о введении чрезвычайного положения.
Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1992 года N 320 части и соединения Вооруженных сил бывшего СССР, дислоцированные на территории Молдавии, были переведены под юрисдикцию Российской Федерации, а 14 армия была преобразована в оперативную группировку российских войск в Приднестровском районе Республики Молдавии (далее - ОГРВ или "бывшая 14 армия").
20 мая 1992 года Постоянное бюро Парламента Республики Молдовы выразило протест против оккупации 19 мая 1992 года других регионов Приднестровья, являющихся неотъемлемой частью территории Молдавии, силами бывшей 14 армии Российской Федерации при поддержке казаков и российских наемников и военизированных формирований Приднестровья. В заявлении секретариата спикера отмечалось, что вооруженная агрессия со стороны Российской Федерации явилась нарушением суверенитета молдавского государства и норм международного права, сделала призрачными перспективы проводившихся в тот период переговоров в целях разрешения конфликта в Приднестровье. Обвиняя Российскую Федерацию в предоставлении оружия приднестровским сепаратистам, секретариат спикера Парламента Молдавии призвал Верховный Совет Российской Федерации остановить агрессию и вывести Вооруженные силы России с территории Молдавии.
Этот протест был направлен и против выступлений вице-президента Российской Федерации г-на Руцкого в Москве и Тирасполе, в которых усматривались агрессивные настроения в отношении Молдавии, а также против заявления Военного Совета ОГРВ от 19 мая 1992 года.
26 мая 1992 года Парламент Молдавии направил письмо в Верховный Совет Украины в связи с актом оккупации, совершенным 19 мая 1992 года, в котором была выражена благодарность Парламента Молдавии украинским властям за то, что последние не сочли возможным принять участие в этом акте.
22 июня 1992 года Парламент Молдавии выступил с призывом к международному сообществу и выразил протест против нового нападения на Приднестровье, совершенного 21 июня 1992 года войсками бывшей 14 армии Российской Федерации, в результате чего большое число гражданских лиц, опасаясь разрушений и грабежа, покинули свои дома. Парламент призвал международное сообщество направить к месту событий экспертов, чтобы остановить "геноцид" против местного населения.
21 июля 1992 года было заключено Соглашение о прекращении огня. Его подписали Президент Молдавии г-н Снегур и Президент России г-н Ельцин при участии г-на Смирнова.
29 июля 1994 года в Молдавии была принята новая Конституция, предусматривавшая, в частности, нейтралитет государства и запрещавшая размещение иностранных войск на его территории.
21 октября 1994 года между Молдавией и Российской Федерацией был подписан Договор о правовом статусе воинских частей и соединений Российской Федерации, временно дислоцированных на территории Молдавии, а также были достигнуты договоренности о порядке и графике вывода войск. Договор предусматривал, что воинские части бывшей 14 армии будут выведены с территории Молдавии и что объекты, высвобождаемые после вывода войск, будут переданы местным властям Республики Молдавии, в течение трех лет после вступления Договора в силу. 9 ноября 1994 года Правительство Молдавии приняло Решение об исполнении Договора. Правительство Российской Федерации приняло Решение (дата принятия Решения неизвестна) о представлении Договора в Государственную Думу на ратификацию.
В информационный банк включено Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовом статусе, порядке и сроках вывода воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова, заключенное в г. Москве 21.10.1994. 20 марта 1998 года г-ном Черномырдиным от имени Российской Федерации и "президентом ПМР" г-ном Смирновым были подписаны соглашения по вопросам, связанным с имуществом бывшей 14 армии. Согласно этим документам, выручка от реализации излишков оружия, боеприпасов и иного имущества, которые могли быть реализованы в местах хранения, подлежала разделу между сторонами поровну: 50 процентов - Российской Федерации и 50 процентов - Приднестровью. Соглашениями также предусматривалась передача помещений, освобождаемых российскими военнослужащими, в распоряжение местных органов власти Приднестровья, по официальным документам, с указанием фактической стоимости объектов.
17 ноября 1998 года, ввиду того, что Договор от 21 октября 1994 года так и не был ратифицирован Государственной Думой, Министерство иностранных дел Российской Федерации обратилось к Думе с просьбой снять этот Договор с рассмотрения на том основании, что "любое дальнейшее решение Министерства вернуться к этому вопросу [будет] зависеть от развития отношений с Республикой Молдавией и с Приднестровьем, а также от политического урегулирования в регионе".
В январе 1999 года Договор был снят с рассмотрения Думой и до сих пор не вступил в силу.
На саммите ОБСЕ 1999 г. в Стамбуле Российская Федерация обязалась завершить вывод своих войск с территории Молдавии к концу 2002 года. Правительство Российской Федерации представило Суду график, составленный штабом Сухопутных войск Российской Федерации, в котором указаны сроки и этапы вывода российских войск и вооружений с территории Приднестровья.
16 апреля 2001 года Президент Республики Молдавии г-н Воронин и Президент Российской Федерации г-н Путин подписали Совместное заявление, в котором говорится (пункт 5):
"Президенты высказались за скорейшее справедливое решение приднестровской проблемы исключительно мирными средствами на основе уважения принципа суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова и соблюдения международных стандартов в области прав человека".
2. О поддержке, якобы оказанной приднестровским
сепаратистам Российской Федерацией: позиции заявителей
Заявители ссылались на следующие факты, которые, согласно их заявлениям, явно свидетельствуют о поддержке, оказанной приднестровским сепаратистам со стороны Российской Федерации:
a) в ходе противостояния с Вооруженными силами Правительства Молдавии воинские части Российской Федерации перешли на сторону сепаратистов, как и ранее Парканский инженерный батальон под командованием генерала Буткевича, уничтоживший мосты в Дубоссарах, Гуре Бакулуи-Бациоце и Кошнице;
b) передача российских воинских частей Вооруженным силам Приднестровья;
c) участие старших офицеров бывшей 14 армии в государственных делах на территории Приднестровья: военный комендант Тираспольского гарнизона бывшей 14 армии генерал Бергман в течение нескольких месяцев исполнял должность мэра города; от российского военного коменданта года Бендеры зависело решение вопросов освобождения заключенных и планов работы для них;
d) участие военнослужащих бывшей 14 армии в выборах в Приднестровье, в военных парадах приднестровских Вооруженных сил и других общественных мероприятиях;
e) присутствие казаков, прибывших из России для ведения боевых действий совместно с сепаратистами на основе соглашения с российскими властями;
f) в заявлениях перед журналистами тогдашний вице-президент России г-н Руцкой признал "законность образования, созданного на левобережье Днестра";
g) заявление Президента Российской Федерации г-на Ельцина по телевидению, которое было опубликовано и в печати: "Россия оказывала, оказывает и будет оказывать экономическую и политическую поддержку Приднестровью";
h) Постановление Государственной Думы от 17 ноября 1995 года N 1334-1, в котором Приднестровье объявлено "зоной особых стратегических интересов Российской Федерации";
i) Соглашения от 20 марта 1998 года, подписанные г-ном Черномырдиным, выступавшим от имени Российской Федерации, и г-ном Смирновым от имени "ПМР" о разделе имущества бывшей 14 армии;
j) выдача российских паспортов лидерам Приднестровья, в том числе г-ну Смирнову, г-ну Маракуте и г-ну Караману.
3. Арест и осуждение заявителей: позиция заявителей
Заявители были арестованы в период со 2 по 4 июня 1992 года лицами, заявлявшими, что они представляют власти "ПМР".
Илие Илашку, являвшийся в рассматриваемый период руководителем местного отделения Народного фронта Молдавии (партии, представленной в Парламенте Молдавии) и активным сторонником объединения Молдавии и Румынии, был арестован 2 июня 1992 года, около 4.30 утра, когда 10 - 12 человек с автоматами ворвались в его дом в Тирасполе. Эти лица произвели обыск и изъяли некоторые вещи. Среди изъятых вещей был и пистолет, который, по словам заявителя, был подброшен лицами, проводившими обыск. Заявитель утверждал, что его арест и обыск были произведены без ордера. Заявителю сообщили, что его арестовывают потому, что, будучи членом Народного фронта, он представляет угрозу стабильности "ПМР", находившейся в состоянии войны с Молдавией. Заявитель Александру Лешко был арестован в ночь на 2 июня 1992 года в 2.45 ночи. На следующий день в его доме был произведен обыск, в присутствии соседей.
Андрей Иванцок был арестован в собственном доме 2 июня 1992 года в 8 часов утра. К нему явились несколько вооруженных людей, избили его прикладами автоматов и ногами. По словам заявителя, во время последовавшего за этим обыска были конфискованы несколько ковров, 50 тысяч рублей и "великолепные" часы.
Тудор Петров-Попа был арестован 4 июня 1992 года в 6.45 утра, двумя людьми, один из которых был полицейский Виктор Гусан. Примерно в 11 часов утра двое прокуроров, Старожук и Глазырин,
произвели обыск, причем в отсутствие заявителя.
В обвинительном акте объемом в 140 страниц, в подготовке которого участвовал, в частности, и г-н Старожук, заявители обвинялись в ведении антисоветской деятельности и борьбы незаконными средствами против законного Приднестровского государства, под контролем Народного фронта Молдавии и Румынии. Им также были предъявлены обвинения в совершении ряда преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Молдавии или Уголовным кодексом Молдавской ССР.
Заявители предстали перед "Верховным судом Приднестровской Молдавской Республики", заседавшим в актовом зале завода им. Кирова, а затем в зале Тираспольского дома культуры. В период судебного разбирательства, которое началось 21 апреля 1993 года, а завершилось 9 декабря 1993 года, в зал суда допускались только граждане Молдавии, имевшие прописку в Приднестровье. В зале суда и на возвышении, на котором восседали судьи, находились вооруженные милиционеры и военнослужащие. Заявители находились в зале суда в железной клетке для подсудимых.
Свидетели, дававшие показания, имели возможность находиться в зале суда на протяжении всего заседания, их не просили удалиться, когда показания давали другие свидетели. Неоднократно во время суда заявители имели возможность общаться со своими адвокатами - только в присутствии вооруженных милиционеров. Слушания проходили в напряженной атмосфере, присутствовавшие на заседаниях представители общественности держали плакаты враждебного по отношению к заявителям содержания. В зале суда был сделан фотоснимок, который затем был опубликован в одной из молдавских газет и предъявлен заявителями в канцелярию Суда. На нем виден один из этих плакатов со словами: "Террористов - к ответу!".
Дело заявителей рассматривал суд в составе трех судей под председательством г-жи О. Ивановой, в прошлом судьи Верховного суда Молдавии, которая была отстранена от этой должности Решением Парламента Молдавии от 5 февраля 1992 года. Второй судья - г-н А. Мязин, которому в период судебного разбирательства было 28 лет, до этого он в течение года проработал в генеральной прокуратуре Молдавии; третьим был г-н А.М. Зенин.
9 декабря 1993 года Суд вынес приговор. Первый заявитель был признан виновным в совершении ряда преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Молдавской ССР, в том числе в подстрекательстве к совершению преступлений против безопасности государства (ст. 67), организации деятельности, направленной на совершение преступлений, представляющих крайнюю опасность для государства (ст. 69), убийстве представителя государства с целью распространения террора (ст. 63), убийстве (ст. 88), незаконной реквизиции транспортных средств (ст. 182), злостном уничтожении чужого имущества (ст. 127) и незаконном или несанкционированном использовании боеприпасов или взрывчатых веществ (ст. 227); он был осужден и приговорен к смертной казни с конфискацией имущества.
Второй заявитель был признан виновным в убийстве представителя государства с целью распространения террора (ст. 63), злостном уничтожении чужого имущества (ст. 127) и несанкционированном использовании боеприпасов или взрывчатых веществ (ст. 227, § 2), осужден и приговорен к лишению свободы сроком на 12 лет с отбыванием наказания в лагере строгого режима и с конфискацией имущества.
Третий заявитель был признан виновным в убийстве представителя государства с целью распространения террора (ст. 63), несанкционированном использовании и хищении боеприпасов или взрывчатых веществ (ст. 227 и 227.1, § 2), незаконной реквизиции гужевого транспорта (ст. 182, § 3), злостном уничтожении чужого имущества (ст. 127) и совершении нападения (ст. 96, § 2), был осужден и приговорен к лишению свободы сроком на 15 лет с отбыванием наказания в лагере строгого режима и с конфискацией имущества.
Четвертый заявитель был признан виновным в убийстве представителя государства с целью распространения террора (ст. 63), совершении нападения (ст. 96, § 2), незаконной реквизиции гужевого транспорта (ст. 182, § 3), злостном уничтожении чужого имущества (ст. 127) и несанкционированном использовании и хищении боеприпасов или взрывчатых веществ (ст. 227 и 227.1, § 2), был осужден и приговорен к лишению свободы сроком на 15 лет с отбыванием наказания в лагере строгого режима и с конфискацией имущества.
В тот же день (9 декабря 1993 года) Президент Республики Молдова объявил осуждение заявителей незаконным на том основании, что они были осуждены судом, который сам был неконституционным.
28 декабря 1993 года заместитель Генерального прокурора Республики Молдова вынес постановление о проведении уголовного расследования в отношении "судей", "обвинителей" и других участников преследования и осуждения заявителей в Приднестровье по обвинению в незаконном аресте в соответствии со ст. 190 и 192 Уголовного кодекса Республики Молдова.
3 февраля 1994 года Верховный суд Республики Молдова по собственной инициативе рассмотрел приговор от 9 декабря 1993 года, вынесенный "Верховным судом ПМР", отменил его на том основании, что вынесший его суд является неконституционным, и издал распоряжение о передаче дела Государственному прокурору Молдавии на новое расследование в соответствии со ст. 93 Уголовно-процессуального кодекса. О результатах этого расследования Суд не был проинформирован.
Кроме того, Верховный суд Республики Молдова отменил распоряжение о содержании заявителей под стражей до суда, издал распоряжение об их освобождении из-под стражи и обратился к Государственному прокурору с просьбой рассмотреть вопрос о целесообразности привлечения к ответственности судей так называемого Верховного суда Приднестровья за вынесение заведомо незаконного приговора, что является преступлением, предусмотренным ст. 190 - 192 Уголовного кодекса.
В связи с Судебным решением от 3 февраля 1994 года власти "ПМР" не предприняли никаких действий.
Указом от 4 августа 1995 года Президент Республики Молдова объявил амнистию в честь первой годовщины принятия Конституции Молдавии. Действие амнистии распространялось, в частности, и на обвинительные приговоры, вынесенные за преступления, а также на сами преступления, предусмотренные ст. 227, 227.1 и 227.2 Уголовного кодекса, совершенные в ряде районов левобережья Днестра в период со 2 января 1990 года.
3 октября 1995 года Парламент Молдавии принял Решение, в котором, во-первых, обратился с просьбой к Правительству Молдавии в срочном порядке решить проблему содержания заявителей под стражей в качестве политзаключенных и регулярно информировать Парламент о ходе этой работы и о мерах, предпринимаемых в этой связи, и, во-вторых, призвал Министерство иностранных дел обратиться к государствам, в которых Молдавия имеет дипломатические представительства, твердо выступить за освобождение заявителей ("группы Илашку").
Первый заявитель, находясь в заключении, был избран в Парламент Молдавии 25 февраля 1994 года и повторно 22 марта 1998 года, но так и не имел возможности приступить к исполнению обязанностей депутата.
16 августа 2000 года Государственный прокурор отменил распоряжение от 28 декабря 1993 года на том основании, что незаконное лишение свободы карается по ст. 190 и 192 Уголовного кодекса только в том случае, если это преступление совершено судьями и прокурорами, назначенными в соответствии с законодательством Республики Молдова, а в данном случае это было не так. Тогда же Государственный прокурор принял решение о нецелесообразности возбуждения следствия по делу о незаконном лишении свободы или незаконном использовании полномочий или звания должностного лица, а эти преступления предусмотрены соответственно ст. 116 и 207 Уголовного кодекса, на основании истечения срока давности.
В тот же день прокурор издал постановление о проведении уголовного следствия в отношении начальника тюрьмы в городе Хлинайя по обвинению в незаконном лишении свободы и незаконном использовании полномочий и звания должностного лица на основании ст. 116 и 207 Уголовного кодекса.
4 октября 2000 года по заявлению г-на Илашку власти Румынии предоставили ему румынское гражданство в соответствии с Законом Румынии о гражданстве (Закон N 21/1991).
В декабре 2000 года г-н Илашку был избран депутатом Парламента Румынии.
10 апреля 2001 года г-н Иванцок также получил румынское гражданство.
5 мая 2001 года г-н Илашку был освобожден из заключения. Он сообщил, что 5 мая 2001 года его доставили в г. Кишинев, в одной машине с Владимиром Шевцовым, который известен под фамилией Антюфеев как "министр безопасности" Приднестровья. По прибытии в Кишинев г-н Шевцов в присутствии руководителя службы безопасности Молдавии г-на Пасата зачитал акт передачи заключенного, в котором говорилось: "Заключенный Илашку, приговоренный к смертной казни, передается компетентным органам Республики Молдовы". Вручив указанный документ, г-н Шевцов заявил, что приговор остается в силе и в случае возвращения г-на Илашку в Приднестровье будет приведен в исполнение.
4. Условия содержания заявителей под стражей:
позиция заявителей
По словам первого заявителя, сразу после ареста его доставили в здание Министерства безопасности "ПМР", где находились пятеро неизвестных, которых ему представили как полковников службы контрразведки России. Те предложили ему в обмен на освобождение в интересах Приднестровья выдать себя за агента румынских спецслужб, используя навыки, полученные в период прохождения воинской службы в войсках спецназа СССР. Заявитель утверждает, что в ответ на его отказ от этого предложения ему сказали, что у него теперь одна дорога - в могилу.
Двух других заявителей доставили в отделение милиции в Тирасполе. Через несколько дней всех заявителей поместили на гауптвахту бывшей 14 армии, где продержали почти два месяца. Все это время у них не было возможности помыться и переодеться, они не получали писем, их лишь выводили на прогулку в тюремный дворик на 15 минут в день. Им не давали свиданий с адвокатами.
Г-н Илашку в первый раз получил свидание с адвокатом через несколько месяцев после ареста - в сентябре 1992 года.
В неустановленный день заявители были переведены в тюрьму города Тирасполя для подготовки к судебному процессу. В период содержания под стражей до суда заявители подвергались разного рода бесчеловечному и унизительному обращению: их жестоко избивали, травили собаками, изолировали друг от друга и подвергали активной обработке с использованием ложной информации о политической ситуации и состоянии здоровья их родственников, затем обещали освободить, если они подпишут признательные показания; им угрожали смертной казнью.
Илие Илашку несколько раз выводили на расстрел, зачитывали приговор, однажды тюремщики надели на него бронежилет и выстрелили в него; в другой раз ему завязали глаза и вывели в поле, где тюремщики стреляли в него холостыми патронами, пока он не потерял сознание.
Андрей Иванцок и Тудор Петров-Попа подвергались воздействию психотропных препаратов. После такого воздействия г-н Иванцок был доставлен на встречу с тележурналистом, перед которым он дал признательные показания. В результате указанного воздействия у заявителя возникли психические расстройства. Он пытался повеситься, разорвав на полосы свою футболку и сделав из них веревку, но попытка не удалась. После этого случая его раздели догола и на целые сутки оставили голым. Его направили на медицинское обследование в больницу в г. Одессу (Украина), где его обследовал врач и рекомендовал поместить его в психиатрическую лечебницу. Однако его привезли обратно в Тирасполь, где другой врач дал заключение, что он здоров.
Заявители содержались в тюрьме г. Тирасполя и после осуждения.
В 1994 году первого заявителя перевели в тюрьму в г. Хлинайя, где он содержался до 1998 года, после чего вновь был переведен в Тирасполь.
В письме, направленном в Парламент Молдавии в марте 1999 года, в связи с правительственным кризисом в Молдавии г-н Илашку заявил о своей поддержке Иона Стурзы, кандидата на пост премьер-министра. Это письмо было оглашено спикером Парламента, что позволило обеспечить необходимое большинство голосов для назначения г-на Стурзы на пост премьер-министра. В письме от 14 мая 1999 года Андрей Иванцок отмечал, что после того, как Илие Илашку написал упомянутое письмо, условия содержания заявителей, особенно Илие Илашку, ухудшились.
Заявителям были запрещены свидания и переписка.
Из-за таких условий содержания их состояние здоровья ухудшилось. Илие Илашку страдал острым артритом, у него гноились зубы, но ему не давали возможности обратиться к врачу. Кроме того, у него ухудшилось зрение.
Несмотря на состояние здоровья заявителей, им не давали возможности обратиться к врачу, а представителям Международного Красного Креста было отказано в просьбах встретиться с ними.
В письме от 14 мая 1999 года Андрей Иванцок указал, что 13 мая 1999 года к нему в камеру вошли какие-то люди в штатском, в вязаных шлемах с прорезями для глаз и избили его. Они били его дубинкой по голове, по спине, в печень и кулаками в грудь. Затем его выволокли в коридор, где он увидел, как полковник Гусаров бьет Илие Илашку головой о стену и пинает ногами. Затем г-н Гусаров вставил дуло пистолета Илашку в рот и угрожал застрелить его. Со слов полковника Гусарова заявители поняли, что подверглись нападению из-за того, что подали заявление в Европейский суд по правам человека.
После этих событий заявителей два дня не кормили и три дня держали в темноте. В том же письме Андрей Иванцок призвал Парламент и Правительство Молдавии, международные средства массовой информации и правозащитные организации вмешаться и положить конец пыткам, которым подвергались он и остальные трое заявителей.
В письменном заявлении от 29 июля 1999 года Андрей Иванцок, который уже в течение 77 суток проводил голодовку в знак протеста против условий содержания, обвинил Правительство Кишинева в том, что оно ничего не делает для защиты прав человека в Молдавии и "кутит" с лидерами приднестровских сепаратистов. Он также жаловался на то, что администрация тираспольской тюрьмы отказывает ему и Илие Илашку в возможности получения медицинской помощи, и указал, что Илие Илашку, которого некоторое время держали в одиночной камере, подвергается издевательствам. Из его камеры убрали всю мебель, у него забрали всю одежду, кроме жилета, его избивали люди из "спецназа" и предлагали ему покончить жизнь самоубийством. Один раз, по его словам, ему даже принесли заготовленную петлю.
В письме от 10 мая 2000 года первый заявитель сообщал, что у него не было возможности обратиться к врачу с 1997 года, когда его обследовали врачи из Кишинева и дали полное заключение о состоянии его здоровья. В том же письме заявитель обвинил власти Республики Молдова в лицемерии, так как, несмотря на заявления с требованиями об освобождении заявителей, на практике они делают "все", чтобы заявители не вышли на свободу.
5. Позиция властей Молдавии
В письменном Меморандуме от 24 октября 2000 года власти Молдавии заявили, что согласны с информацией заявителей о событиях, предшествовавших их аресту, осуждению и содержанию в заключении. В тех же разъяснениях отмечается, что, разумеется, заявители были арестованы без каких-либо ордеров, что в течение двух месяцев их держали на территории гарнизона бывшей 14 армии и что обыски и конфискации также производились в отсутствие каких-либо ордеров.
Что касается информации заявителей об условиях их содержания, власти Молдавии считают, что эта информация вполне правдоподобна.
В ходе слушаний 6 июня 2001 года власти Молдавии заявили о своем желании отказаться от мнений, ранее выраженных в разъяснениях от 24 октября 2000 года, однако не выразили никакой новой позиции в отношении фактов, изложенных заявителями.
22 июня 2001 года власти Молдавии сообщили Суду, что у них нет никаких документов о помиловании или амнистировании г-на Илашку, а также документа, подтверждающего передачу его властям Республики Молдова. Президент Республики Молдова г-н Воронин узнал об освобождении г-на Илашку из письма, направленного ему г-ном Смирновым 5 мая 2001 года.
6. Позиция властей Российской Федерации
В отношении изложенных фактов власти Российской Федерации ограничились следующим.
Бывшая 14 армия находилась на территории Молдавии до того, как разразился конфликт в Приднестровье. Российские войска никоим образом не участвовали в этом конфликте и не участвовали в событиях, являющихся предметом жалоб заявителей. Однако в тех случаях, когда в отношении военнослужащих бывшей 14 армии предпринимались незаконные вооруженные действия, принимались соответствующие меры в соответствии с нормами международного права.
Соглашение о прекращении огня от 21 июля 1992 года со стороны Республики Молдовы было подписано не только Президентом этого государства г-ном Снегуром, но и г-ном Смирновым. Российское Правительство предоставило заверенный текст этого Соглашения, на котором имеется собственноручная подпись г-на Смирнова без указания его должности, тогда как должности г-на Снегура и г-на Ельцина указаны. Российское Правительство заявило, что Российская Федерация подписала указанное Соглашение не как участник конфликта, а в качестве миротворца.
Власти оспорили тот факт, что заявители были задержаны на территории гарнизона бывшей 14 армии и что указанная армия принимала участие в их аресте. В частности, власти утверждают, что полковник Гусаров не служил в российских частях, дислоцированных на территории Приднестровья, а служил в "Министерстве внутренних дел ПМР". Однако власти не исключают, что некие лица, утверждавшие, что они - военнослужащие бывшей 14 армии, могли принимать участие в событиях, являющихся предметом данной жалобы, но при этом отмечают, что если бы это действительно было так, подобные действия явились бы грубым нарушением российского законодательства, и виновные были бы наказаны за свои деяния.
Кроме того, Правительство отметило, что сохраняло нейтралитет в этом конфликте и, в частности, не оказывало никакой поддержки, ни военными, ни финансовыми средствами ни одной из сторон, равно как и представители бывшей 14 армии.
7. Международная реакция на осуждение заявителей
и содержание их в заключении
28 сентября 1999 года Председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы и Генеральный секретарь призвали сепаратистские власти Приднестровья предоставить возможность представителям Международного Красного Креста (МКК) встретиться с заявителями и потребовали незамедлительного улучшения условий их содержания.
B. Заявления и оговорки, сделанные Республикой Молдова
Документ о ратификации Конвенции, представленный Республикой Молдова 12 сентября 1997 года, содержит ряд заявлений и оговорок, которые приводятся ниже в части, касающейся данного дела:
"1. Республика Молдова заявляет, что не сможет гарантировать соблюдение положений Конвенции, касающихся упущений и действий органов самопровозглашенной Приднестровской Республики в пределах территории, фактически находящейся под контролем указанных органов, вплоть до окончательного и определенного разрешения конфликта в регионе.
2. В соответствии со статьей 64 [в настоящее время статья 57] Конвенции Республика Молдова формулирует оговорку в отношении статьи 4...
3. В соответствии со статьей 64 Конвенции Республика Молдова формулирует оговорку в отношении статьи 5, пункта 3...
4. В соответствии со статьей 64 Конвенции Республика Молдова формулирует оговорку в отношении статьи 5...
5. Республика Молдова толкует положения, изложенные во втором предложении статьи 2 первого Дополнительного протокола..."
C. Соответствующее национальное законодательство

Статья 11 Конституции Молдавии от 29 июля 1994 года гласит:. "1) Республика Молдова провозглашает постоянный нейтралитет.

Статья 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод предусматривает:. "Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе I настоящей Конвенции".

"СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ ЭКВАТОРИАЛЬНАЯ ГВИНЕЯ ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ЭКВАТОРИАЛЬНАЯ ГВИНЕЯ ПЕРЕД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПО РАНЕЕ ПРЕДОСТАВЛЕННЫМ КРЕДИТАМ"(Вместе с "ГРАФИКОМ ПОГАШЕНИЯ КОНСОЛИДИРУЕМЫХ СУММ ЗАДОЛЖЕННОСТИ")(Заключено в г. Москве 04.07.2001)  »
Международное законодательство »
Читайте также