"СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН"(Подписано в г. Москве 04.05.2001)


СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
(Москва, 4 мая 2001 года)
3 - 5 мая 2001 года по приглашению Президента Российской Федерации В.В. Путина с государственным визитом Российскую Федерацию посетил Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов.
Обстоятельно обсудив вопросы развития российско-узбекских связей, ситуацию в Центральноазиатском регионе и вокруг него, ключевые международные проблемы, президенты двух государств заявляют о следующем.
1. Россия и Узбекистан, опираясь на прочный фундамент взаимодействия, который образуют Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 30 мая 1992 года, Декларация о развитии и углублении всестороннего сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 2 марта 1994 года, договоренности, зафиксированные в Совместном заявлении Президентов России и Узбекистана от 6 мая 1998 года, и другие основополагающие документы, вступают в начале XXI столетия в новую стадию своих отношений.
Подтверждая обоюдную решимость развивать связи между двумя государствами на принципах подлинного равноправия, взаимной помощи, уважения суверенитета, территориальной целостности и интересов друг друга в духе традиционной братской дружбы между народами России и Узбекистана, Президенты выступают за всестороннее и последовательное наращивание межгосударственного сотрудничества во всех областях, укрепление реального стратегического партнерства.
2. Руководители двух государств условились продолжить практику регулярных и доверительных контактов, откровенного обмена мнениями по актуальным вопросам российско-узбекских отношений и мировой политики, совместного поиска решений возникающих проблем. Более активным и целенаправленным будет взаимодействие между внешнеполитическими, оборонными и другими ведомствами России и Узбекистана. Дальнейшее развитие получит договорно-правовая база сотрудничества.
3. Президенты с удовлетворением отмечают позитивную динамику развития российско-узбекских торгово-экономических связей, однако считают, что объемы сотрудничества еще далеко не в полной мере отвечают возможностям двух стран и должны быть существенно увеличены.
Особая ответственность в этом плане возлагается на Межправительственную комиссию по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. Необходимо повысить ее координирующую роль в реализации уже достигнутых договоренностей, поиске оптимальных решений имеющихся проблем. В поле зрения Комиссии должны постоянно находиться вопросы претворения в жизнь Программы экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан на 1998 - 2007 годы, неукоснительного выполнения Сторонами обязательств по заключенным договорам и соглашениям.
4. Президенты России и Узбекистана подчеркивают важное значение развития военных и военно-технических связей. Ратифицирован и реализуется Договор о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях, подписан план мероприятий на 2001 год. Правительствам даны поручения продолжить работу по совершенствованию конкретных механизмов и форм взаимодействия на этих направлениях, выводу его на качественно новый уровень.
5. Руководители двух государств отмечают необходимость активизации работы по совершенствованию правового оформления деловых отношений между российскими и узбекскими партнерами, упорядочению системы взаиморасчетов хозяйствующих субъектов Сторон.
Будет продолжена работа по созданию необходимых условий для взаимного участия государственных и частных структур в национальных программах приватизации, обеспечению государственной поддержки совместным предприятиям в топливно-энергетической сфере, машиностроении, металлургии, сельском хозяйстве.
6. Россия и Узбекистан придают важное значение развитию партнерских связей на межрегиональном уровне. Президенты заявляют о своей готовности обеспечить всемерную поддержку развитию прямых контактов между российскими и узбекскими регионами.
Особое значение Стороны придают углублению многостороннего экономического сотрудничества, прежде всего _ созданию зоны свободной торговли как необходимой предпосылки формирования в рамках Содружества Независимых Государств полноценной рыночной инфраструктуры, перехода к более высоким ступеням хозяйственного сотрудничества, развития в будущем общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.
Стороны считают необходимым скорейшее завершение переговоров по совместному использованию мощностей ГАО "Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова" в интересах обеих Сторон.
Президенты достигли договоренности о проведении согласованной политики в вопросах поставки в третьи страны продукции совместного производства.
7. Президенты подчеркивают приоритетный характер сотрудничества в гуманитарной области, включая культуру, науку, образование, взаимодействие в сфере информации, развитие контактов между людьми и общественными организациями, поощрение деятельности культурно-информационных центров и объединений соотечественников. Стороны подтвердили важность создания условий для изучения русского языка в Республике Узбекистан и узбекского языка в Российской Федерации, подготовки соответствующих педагогических кадров для преподавания в образовательных учреждениях, оказания необходимой государственной поддержки.
Правительствам дано указание ускорить проработку возможностей открытия в Узбекистане филиалов ведущих российских вузов, активизировать связи между соответствующими научными центрами и организациями Сторон, продолжить работу по расширению договорно-правовой базы гуманитарного сотрудничества. Стороны также подтверждают право постоянно проживающих на их территориях граждан другой Стороны свободно выражать и сохранять языковую, этническую, культурную и религиозную самобытность.
С Российской Стороны была подтверждена заинтересованность в открытии консульских учреждений в крупных культурно-исторических центрах Узбекистана - Самарканде и Фергане.
8. Главы государств, отмечая совпадение и близость позиций по ключевым международным вопросам, договорились о дальнейшем углублении взаимодействия двух стран в области внешней политики, в том числе в рамках ООН и других международных и региональных организаций и форумов.
Стороны рассматривают Организацию Объединенных Наций как универсальный инструмент упрочения предусмотренной Уставом ООН системы коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях, выступают за повышение эффективности этой международной организации в условиях современного многополярного мира. Возрастает роль ООН в урегулировании региональных конфликтов. Руководители двух государств положительно оценили деятельность "группы 6 + 2" как основного механизма мирного разрешения афганского кризиса.
Президенты отметили уникальный потенциал ОБСЕ и высказались за необходимость возвращения ей роли форума для политического диалога по важнейшим вопросам безопасности. Они подчеркнули, что деятельность Организации должна носить сбалансированный характер, охватывать все регионы на пространстве ОБСЕ и, полнее учитывая специфику и потребности государств - участников, приносить реальную отдачу по всем измерениям безопасности.
Россия и Узбекистан, ссылаясь на Заявление глав государств - участников Содружества Независимых Государств по вопросу поддержания стратегической стабильности от 21 июня 2000 года, выступают за сохранение стратегической стабильности в мире, поддерживают линию международного сообщества по обеспечению незыблемости и целостности Договора по ПРО.
Россия поддерживает усилия Узбекистана и других государств Центральной Азии по созданию в регионе зоны, свободной от ядерного оружия, которая должна соответствовать вошедшим в практику принципам и параметрам такого рода соглашений и не наносить ущерба безопасности центральноазиатских государств, и подтверждает готовность содействовать продвижению этой идеи.
Российская Федерация приветствует стремление Республики Узбекистан решать вопросы водопользования в Центральной Азии преимущественно на региональной основе.
9. Россия считает, что Узбекистан играет важную роль в Центральной Азии, особенно в деле строительства надежной системы региональной безопасности. Узбекистан, в свою очередь, признает стратегические интересы России и рассматривает ее в качестве надежного гаранта развития центральноазиатских государств, обеспечения мира и стабильности в регионе.
10. Президенты России и Узбекистана выражают серьезную озабоченность в связи с попытками сил международного терроризма и религиозного экстремизма осложнить ситуацию в Центральной Азии, констатируют совпадение оценок характера и источников угроз миру и стабильности в Центральноазиатском регионе, исходящих в первую очередь с территории Афганистана. Эта страна по существу превращена в центр терроризма, плацдарм для экспорта нестабильности.
Президенты высказались за укрепление взаимодействия России и Узбекистана как на двусторонней, так и на многосторонней основе в деле организации решительного отпора террористам и экстремистам.
Соответствующим ведомствам двух стран даны необходимые поручения.
Стороны намерены активно участвовать в реализации Программы государств - участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года, взаимодействовать с целью обеспечения эффективной работы Антитеррористического центра государств - участников СНГ.
Стороны отмечают важное значение активизации усилий мирового сообщества в сфере борьбы с международным терроризмом, сепаратизмом, религиозным экстремизмом и связанной с ними международной наркопреступностью.
11. Президенты убеждены, что развитие многостороннего и двустороннего сотрудничества в рамках СНГ отвечает национальным интересам входящих в него государств и обладает значительным, не исчерпанным пока позитивным потенциалом. Стороны выступают за дальнейшее совершенствование механизмов сотрудничества в рамках Содружества, наполнение их конкретным содержанием на основе общей заинтересованности государств - участников.
12. Президенты России и Узбекистана выражают полное удовлетворение итогами переговоров, прошедших в атмосфере конструктивности, взаимопонимания и доверия.
* * *
Президент Российской Федерации и Президент Республики Узбекистан подписали также Договор о сотрудничестве между странами по пограничным вопросам.
Москва, Кремль, 4 мая 2001 г.

"СОВМЕСТНОЕ КОММЮНИКЕ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН"(Подписано в г. Москве 28.04.2001)  »
Международное законодательство »
Читайте также