"ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВАГОНАХ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕНИЯ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ СНГ, ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ, ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ, ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ"(Вместе с "ОПИСАНИЕМ РАБОТЫ УСТАНОВКИ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ (УПС)", "ОГНЕТУШИТЕЛЯМИ КИСЛОТНЫМИ, ПОРОШКОВЫМИ, ВОЗДУШНО-ПЕННЫМИ, ВОДНЫМИ, МЕЛКОДИСПЕРСНЫМИ", "СОДЕРЖАНИЕМ И РЕМОНТОМ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ", "УСТАНОВКОЙ ГАЗОВОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ (УГП)", "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ САМОСРАБАТЫВАЮЩИХ ПОРОШКОВЫХ (ОСП-1), УСТАНОВЛЕННЫХ В ПУЛЬТАХ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ")(Утверждена 29.11.1999 на 25-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ)


Утверждена
на двадцать пятом заседании
Совета по железнодорожному транспорту
29 ноября 1999 года
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ВАГОНАХ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ МЕЖДУНАРОДНОГО
СООБЩЕНИЯ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ СНГ,
ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ, ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ,
ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ
1. Общие положения
1.1. Инструкция по обеспечению пожарной безопасности действует в вагонах пассажирских, почтовых, багажных, почтово-багажных вагонах, вагонах - видеосалонах, вагонах - дизель-электростанциях, служебно-технических вагонах и других вагонах железных дорог государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.
1.2. Пожарная безопасность вагонов должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты и готовностью к действию средств пожаротушения.
Система пожарной безопасности должна:
- исключать возникновение пожара;
- обеспечивать безопасность людей в случае пожара;
- обеспечивать безопасность материальных ценностей в случае пожара.
1.3. Инструкция обязательна для всех работников железнодорожного транспорта, связанных с ремонтом, модернизацией, техническим обслуживанием и эксплуатацией вагонов на вагоноремонтных предприятиях, технических станциях, в пунктах формирования и оборота, на станциях по пути следования пассажирского поезда, при обслуживании вагонов, находящихся в отстое, а также для бригад пассажирских поездов, обслуживающих оборудование вагонов в пути следования.
1.4. Вновь разрабатываемые документы по ремонту и эксплуатации пассажирских вагонов, перечисленных в п. 1.1 в части обеспечения пожарной безопасности, должны соответствовать требованиям настоящей Инструкции и согласовываться с органами пожарного надзора железнодорожных администраций.
При внедрении новых видов пожарной техники, применение ее, до внесения в настоящую Инструкцию осуществляется по технической документации завода - изготовителя.
1.5. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности вагонов, а также за наличие и готовность к действию средств пожаротушения возлагается на руководителей ремонтных и эксплуатационных предприятий и лиц, выполняющих ремонт и техническое обслуживание вагонов.
1.6. Ответственными за обеспечение пожарной безопасности, а также за организацию тушения пожаров в пути следования пассажирских поездов, являются начальники поездов и поездные электромеханики.
Ответственными за выполнение требований пожарной безопасности в вагонах являются проводники, начальники почтовых вагонов, начальники составов почтовых вагонов, заместители начальников почтовых вагонов, проводники - электромонтеры почтовых вагонов, директора вагонов - ресторанов, заведующие вагонов - буфетов, старшие механики - дизелисты вагонов - дизель-электростанций, а также лица, допущенные к обслуживанию вагонов - клубов, вагонов - видеосалонов и служебно-технических вагонов.
1.7. Работники, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера нарушений и их последствий несут ответственность в соответствии с действующим национальным законодательством страны.
1.8. Каждый работник при проведении технического обслуживания и эксплуатации пассажирских вагонов обязан:
1) знать и выполнять правила пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару;
2) выполнять требования технологических процессов и Инструкций по обеспечению пожарной безопасности при подготовке вагонов в рейс;
3) не допускать использование неисправных инструментов, приборов, оборудования, соблюдать правила безопасности по эксплуатации, а также указания руководителей депо (участков) и лиц, ответственных за пожарную безопасность при проведении пожароопасных работ;
4) уметь применять имеющиеся на вагонах и рабочих местах первичные средства пожаротушения.
1.9. Правом проверки противопожарного состояния поездов и вагонов в пунктах формирования, оборота и в пути следования международных пассажирских поездов формирования любой железной дороги обладают представители:
- Органов пожарного надзора, пассажирского хозяйства управлений и отделений железных дорог железнодорожных администраций;
- Предприятий пассажирского вагонного хозяйства (вагонных депо, участков, Дирекций по обслуживанию пассажиров).
Результаты проверки записываются в рейсовый журнал (рейсовый лист).
1.10. Начальники вагонных депо (участков), резервов проводников, Дирекций по обслуживанию пассажиров разрабатывают и согласовывают с органами пожарного надзора железной дороги программы обучения по пожарной безопасности работников, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом пассажирских вагонов.
Программы должны предусматривать изучение:
1) требований пожарной безопасности в вагонах, находящихся в пунктах формирования, оборота и в пути следования поездов.
2) мер пожарной безопасности в вагонах при техническом обслуживании, модернизации и ремонте;
3) возможных причин возникновения пожара в вагонах и меры их предупреждения;
4) устройств средств пожаротушения, установок пожарной сигнализации, средств индивидуальной защиты органов дыхания, находящихся в вагонах, принципа их действия и мер безопасности при их применении;
5) обязанностей начальника поезда, поездного электромеханика, проводников и других работников, перечисленных в п. 1.6, при возникновении пожара;
6) правил и способов эвакуации пассажиров при возникновении пожара и в аварийных ситуациях;
7) порядка вызова подразделений противопожарной службы, а также других вопросов пожарной безопасности вагонов.
1.11. Программы обучения разрабатывают на основе конкретных материалов, относящихся к эксплуатируемым или ремонтируемым вагонам в данном депо (на заводе) или на участке. При обучении используют натуральные вагоны - тренажеры, видеофильмы, плакаты, учебные модели и макеты, схемы, планшеты с рисунками, фотографии, а также технические средства обучения (эпидиаскопы, диапроекторы и др.).
1.12. Работники, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом вагонов, а также поездные бригады должны проводить пожарно-техническую подготовку по программам, разрабатываемым начальниками соответствующих депо (участков), ремонтирующих и эксплуатирующих вагоны. Лица, не прошедшие подготовку или не сдавшие зачеты по программам обучения, к работе не допускаются.
Начальники депо (участков), резервов проводников, Дирекций по обслуживанию пассажиров по согласованию с органами пожарного надзора железной дороги своими приказами устанавливают:
1) порядок и сроки проведения занятий по разработанной программе пожарно-технического минимума;
2) место проведения обучения по программе;
3) список должностных лиц, на которых возлагается проведение занятий;
4) перечень работников, в том числе и принятых временно: учащихся, студентов, прибывших на практику, а также прикомандированных лиц, связанных с техническим обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом вагонов, которые должны проходить обучение;
5) порядок направления вновь принимаемых на работу для прохождения первичного противопожарного инструктажа.
1.13. Лица, назначаемые на должности начальников поездов, поездных электромехаников, проводников, начальников почтовых вагонов, начальников составов почтовых вагонов, заместителей начальников почтовых вагонов, проводников - электромонтеров почтовых вагонов, директоров вагонов - ресторанов, заведующих купе-буфетами, старших механиков - дизелистов вагонов - дизель - электростанций, а также лиц, обслуживающих служебно-технические вагоны, вагоны-купе и вагоны - видеосалоны, сдают экзамены в объеме настоящей Инструкции в комиссии, созданной при начальнике вагонного депо (участка) или начальнике резерва проводников с обязательным участием представителей органов пожарного надзора железной дороги.
Результаты экзаменов отражают в акте. Лица, не сдавшие экзамены, к работе не допускаются.
1.14. Контроль за своевременностью и качеством проведения занятий по пожарной безопасности возлагают на начальствующий состав Службы военизированной охраны железной дороги, а учет обучаемых - на лиц, назначаемых начальником вагонного депо (участка), резерва проводников, Дирекций по обслуживанию пассажиров.
1.15. Периодичность проведения занятий с последующим принятием зачетов от работников, связанных с ремонтом, эксплуатацией вагонов по вопросам противопожарной защиты и действиям при возникновении пожара - не реже двух раз в год.
1.16. При плановых видах ремонта вагоноремонтные заводы и вагонные депо производят модернизацию вагонов, повышающую эксплуатационную надежность и пожарную безопасность по проектам, утвержденным установленным порядком.
1.17. Вагоны, поступившие с вагоностроительных и вагоноремонтных заводов и предназначенные для обращения в поездах, должны быть укомплектованы средствами пожаротушения в соответствии с настоящей Инструкцией.
1.18. За выполнение требований настоящей Инструкции и других руководящих документов ответственность возлагается на руководителей вагонных депо (участков), Дирекций по обслуживанию пассажиров (ДОП) и других предприятий, в ведении которых находятся эксплуатируемые вагоны.
2. Требования по обеспечению пожарной безопасности
2.1. При подготовке вагонов в рейс.
2.1.1. Начальники и главные инженеры пассажирских служб железных дорог, начальники пассажирских отделов отделений железных дорог, начальники вагонных депо, их заместители (главные инженеры), начальники (главные инженеры) Дирекций по обслуживанию пассажиров обязаны не допускать отправку в рейс пассажирских вагонов с неисправностями, которые могут привести к пожару.
2.1.2. Запрещается выпускать вагоны в эксплуатацию, не имеющие полного комплекта первичных средств пожаротушения, с неисправной установкой пожарной сигнализации и пожаротушения, а также с неисправными аварийными выходами при их наличии в вагонах.
2.1.3. Все электроустановки вагона должны быть оснащены аппаратами защиты от токов короткого замыкания и других аварийных режимов, могущих привести к пожарам. Плавкие вставки предохранителей должны быть калиброваны и иметь клейма с указанием номинального тока вставки, отвечающего номинальным значениям защищаемой цепи. Клеймо на плавкой вставке ставится заводом - изготовителем или дорожной электротехнической лабораторией. Аппараты защиты должны быть в работоспособном состоянии.
2.1.4. Электропечи, электрокалориферы, вентиляционные каналы, надпотолочные пространства тамбуров, шкафы с электроаппаратами и другие пожароопасные узлы должны проверяться и очищаться от пыли, горючих материалов и мусора.
Периодичность очистки устанавливается в каждом вагонном депо (участке) в зависимости от условий эксплуатации вагонов. Электродвигатели, светильники, провода, пульты управления электрооборудованием должны очищаться от пыли не реже двух раз в месяц.
2.1.5. При приемке состава поезда постоянно действующей комиссией до отправления с технической станции, после выполнения обслуживающим персоналом вагонного депо (участка) работ в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию оборудования вагонов ответственными контролирующими лицами по пожарной безопасности, производится проверка качества подготовки вагонов в рейс.
При этом проверяют следующее оборудование вагонов:
1) аппараты пультов управления электрооборудованием;
2) потребители электроэнергии;
3) выключатели и светильники;
4) ограждения (кожухи) электрических печей отопления и их заземляющие устройства;
5) уплотнения в подвагонных ящиках с электроаппаратурой и аккумуляторными батареями, состояние вентиляционного канала;
6) аппаратуру в подвагонных ящиках и аккумуляторные батареи;
7) внутрипоездную связь (проводник - начальник поезда - машинист локомотива), радиосвязь поездного пункта радиовещания и состояние установки пожарной сигнализации (УПС).
2.1.6. В пультах управления электрооборудованием вагонов в доступных местах (кроме опломбированных) осматривают состояние контактных соединений, жгутов с проводами и выводов электрических аппаратов, при этом проверяют:
1) соответствие плавких вставок предохранителей номинальному току защищаемой цепи, оговоренному в технической документации или в электрической схеме вагона;
2) работоспособность пакетных переключателей, тумблеров и автоматических выключателей;
3) состояние пломб на аппаратах регулирования, защиты, регулировочных резисторов и другого оборудования, где пломбирование предусмотрено конструкцией аппарата или оговорено в эксплуатационной документации. Аппараты с нарушенной или отсутствующей пломбой считаются неисправными и должны быть заменены на исправные или проверены на соответствующих стендах и затем опломбированы.
2.1.7. При обнаружении в пультах управления электрооборудованием вагонов слабозатянутых или имеющих повышенный нагрев контактов, надрывов изоляции и обрыва проводов электрических аппаратов, а также при обнаружении методом выборочного контроля несоответствия номиналу плавких вставок предохранителей производят повторное техническое обслуживание всего внутреннего оборудования вагонов в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию оборудования вагонов.
2.1.8. Сопротивление изоляции электрических цепей вагона проверяется по сигнальным лампам системы контроля замыкания проводов на корпус вагона (С.З.К.), находящихся на пульте управления электрооборудованием вагонов.
При исправной изоляции должен наблюдаться одинаковый накал (свечение) нитей обеих сигнальных ламп или светодиодов. Неодинаковое свечение ламп или светодиодов свидетельствует о неисправной изоляции электрических цепей вагона. Вагоны с неисправной изоляцией электрических цепей отправлять в рейс запрещается.
2.1.9. Работоспособность потребителей электроэнергии проверяется путем включения и отключения их с пульта управления. При этом проверяется исправность переключателей и тумблеров, а также контролируется по амперметру потребляемый ток.
2.1.10. Проверяются межвагонные электрические соединения. Запрещается оставлять межвагонные электрические соединения (штепсели, головки) неубранными в холостые розетки и защитные коробки. Запрещается выпуск вагонов с пунктов формирования и оборота на подпитке "пинче" от соседних вагонов. В отопительный период времени высоковольтная магистраль отопления между вагонами и локомотивом должна быть соединена в соответствии с требованиями Инструкции по техническому обслуживанию оборудования вагонов.
2.1.11. Осматриваются электрические печи отопления. Кожухи электропечей должны быть надежно закреплены и заземлены.
2.1.12. Осматриваются отопительные установки, кипятильники,

"РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ"(Утвержден 29.11.1999 на 25-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ)  »
Международное законодательство »
Читайте также