РЕЗОЛЮЦИЯ n 428 (1970) Консультативной ассамблеи Совета Европы"ОТНОСИТЕЛЬНО ДЕКЛАРАЦИИ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА"(Принята 23.01.1970 на 21-ой сессии Консультативной ассамблеи Совета Европы)


[перевод с английского с учетом
французского варианта текста]
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ АССАМБЛЕЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ
РЕЗОЛЮЦИЯ N 428 (1970) <*>
ОТНОСИТЕЛЬНО ДЕКЛАРАЦИИ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
(23 января 1970 года)
Ассамблея,
--------------------------------
<*> Прения Ассамблеи 23 января 1970 года (18-е заседание) (см. Документ 2687, доклад Комиссии по юридическим вопросам).
1. рассмотрев материалы симпозиума по правам человека и средствам массовой информации, состоявшегося в Зальцбурге в сентябре 1968 года;
2. выражая свое удовлетворение результатами этого симпозиума, которые содействовали решению проблем в данной области;
3. учитывая его Рекомендацию относительно средств массовой информации и прав человека, в которой содержится предложение о том, чтобы Комитет министров принял решение по ряду конкретных вопросов;
4. считая, что решения Совета Европы, а также некоторые принципы, подтвержденные Зальцбургским симпозиумом, должны быть закреплены в специальной декларации,
5. принимает следующую Декларацию о средствах массовой информации и правах человека:
ДЕКЛАРАЦИЯ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
A. Статус и независимость печати и других
средств массовой информации
1. Печать и другие средства массовой информации, хотя, как правило, они не являются государственными органами, выполняют весьма важную функцию в интересах широкой общественности. Для того чтобы создать им возможность выполнять эту функцию в интересах общественности, следует соблюдать следующие принципы:
2. Право на свободу выражения своего мнения должно распространяться на средства массовой информации.
3. Это право включает свободу искать, получать, передавать, публиковать и распространять информацию и идеи. Официальные власти соответственно обязаны в разумных пределах предоставлять информацию по вопросам, представляющим интерес для общественности, а средства массовой информации обязаны сообщать полную и исчерпывающую информацию о государственных делах.
4. Независимость печати и других средств массовой информации от государственного контроля должна быть записана в законе. Любое ущемление этой независимости допускается только на основании решения суда, а не органов исполнительной власти.
5. Не должно быть ни прямой ни косвенной цензуры печати или содержания радио - и телевизионных программ, новостей или информации, передаваемых другими средствами, например хроникальных материалов, демонстрируемых в кинотеатрах. Ограничения могут налагаться в пределах, разрешенных статьей 10 Европейской конвенции о правах человека. Не должно быть никакого государственного контроля над содержанием радио - и телевизионных программ, за исключением контроля на основании положений пункта 2 этой статьи <*>.
--------------------------------
<*> Статья 10 Европейской конвенции о правах человека гласит:
"1. Каждый имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать или передавать информацию или идеи без вмешательства официальных властей и независимо от границ. Настоящая статья не препятствует государствам требовать разрешений для радиовещательных, телевизионных или кинокомпаний.
2. Осуществление этих свобод, поскольку это связано с обязанностями и ответственностью, может быть предметом таких формальностей, условий, ограничений или штрафных санкций, какие предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественной безопасности, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других людей, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия".
6. Внутренняя организация средств массовой информации должна гарантировать свободу ответственных редакторов выражать свое мнение. Их редакторская независимость должна быть защищена.
7. Независимость средств массовой информации должна быть защищена от угрозы со стороны монополий. Последствия монополизации органов печати и возможные меры экономической помощи требуют дополнительного рассмотрения.
8. Ни частные предприятия, ни финансовые группы не должны иметь права на монополию в области печати, радио или телевидения, и не следует разрешать образование монополии, подконтрольной правительству. Отдельные лица, социальные группы, региональные или местные органы власти должны иметь право заниматься этой деятельностью, если они соблюдают установленные правила лицензирования.
9. Необходимо принять специальные меры для обеспечения свободы иностранных журналистов, включая персонал международных печатных агентств, с тем чтобы дать общественности возможность получать точную информацию из-за рубежа. Эти меры должны распространяться на статус, обязанности и привилегии иностранных журналистов и должны включать в себя защиту от произвольной депортации. Они предполагают соответствующую обязанность иностранных журналистов точно освещать события.
B. Меры по обеспечению ответственности печати
и других средств массовой информации
Печать и другие средства массовой информации обязаны выполнять свои функции с чувством ответственности перед обществом и отдельными гражданами. Для этой цели желательно предусмотреть (там, где это еще не сделано):
a) профессиональную подготовку журналистов, которая должна находиться в ведении редакторов и журналистов;
b) кодекс профессиональной этики для журналистов; он должен охватывать, среди прочего, такие вопросы, как распространение точных и сбалансированных сообщений, исправление неправильной информации, проведение четкого различия между распространяемой информацией и комментариями, недопущение распространения клеветнических утверждений, уважение права на личную жизнь, а также уважение права на справедливое судебное разбирательство, гарантированного статьей 6 Европейской конвенции о правах человека;
c) советы по печати, правомочные расследовать и даже пресекать случаи непрофессионального поведения с целью осуществления самоконтроля самими органами печати.
C. Меры по защите индивида от любого посягательства
на его право на уважение его личной жизни
1. Существует область, в которой осуществление права на свободу информации и свободу выражения своего мнения может вступать в противоречие с правом на уважение личной жизни, гарантируемым статьей 8 Конвенции о правах человека <*>. Нельзя допускать, чтобы осуществление первого права наносило ущерб последнему праву.
--------------------------------
<*> Статья 8 Европейской конвенции о правах человека:
"1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенность его жилища и соблюдение тайны его переписки.
2. Не допускается вмешательство государственных органов, препятствующее осуществлению этого права, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, общественного порядка и экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, защиты здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других".
2. Право на уважение личной жизни представляет собой главным образом право вести свою жизнь по собственному усмотрению при минимальном постороннем вмешательстве в нее. Оно касается личной, семейной и домашней жизни, физической и духовной неприкосновенности, чести и репутации, необходимости не допускать, чтобы человека представляли в ложном свете, нераскрытия не имеющих отношения к делу и неблагоприятных факторов, несанкционированной публикации частных фотографий, защиты от шпионажа и неоправданных или недопустимых бестактных действий, защиты от неправильного использования материалов личной переписки, защиты от раскрытия информации, предоставленной или полученной индивидом в конфиденциальном порядке. Те лица, которые своими собственными действиями способствовали распространению информации бестактного характера, обжалованному ими позднее, не могут ссылаться на право на уважение личной жизни.
3. Особая проблема возникает в связи с необходимостью уважать личную жизнь общественных деятелей. Тезис "там, где начинается общественная жизнь, личная жизнь заканчивается" не является адекватным для охвата этой ситуации. Личная жизнь общественных деятелей должна защищаться, за исключением случаев, когда она может оказывать воздействие на общественно значимые события. То обстоятельство, что какое-либо лицо фигурирует в новостях, не лишает его права на уважение его личной жизни.
4. Еще одна особая проблема возникает в результате попыток получить информацию с помощью современных технических устройств (подслушивающие устройства, тайные микрофоны, использование компьютеров и т.д.), которые наносят ущерб праву на уважение личной жизни. Требуется дальнейшее рассмотрение этой проблемы.
5. В тех случаях, когда создаются региональные, национальные или международные банки компьютеризованных данных, индивид не должен полностью лишаться защиты от посягательства на его личную жизнь в результате сбора информации, касающейся даже его личной жизни. Банки данных должны ограничиваться необходимым минимумом информации, требуемой для целей налогообложения, пенсионных программ, программ социального обеспечения и аналогичных вопросов.
6. Чтобы противостоять этим опасностям, внутригосударственное законодательство должно предусматривать обеспечиваемое законом право предъявлять иск лицам, несущим ответственность за такие нарушения права на уважение личной жизни.
7. Право на уважение личной жизни, гарантированное статьей 8 Конвенции о правах человека, должно защищать индивида не только от вмешательства официальных властей, но и от вмешательства со стороны частных лиц или учреждений, включая средства массовой информации. Внутригосударственное законодательство должно включать положения, гарантирующие такую защиту.

Международное законодательство »
Читайте также