РЕКОМЕНДАЦИЯ n r (2005) 9 Комитета министров Совета Европы"О ЗАЩИТЕ СВИДЕТЕЛЕЙ И ЛИЦ, СОТРУДНИЧАЮЩИХ С ПРАВОСУДИЕМ"(Принята 20.04.2005 на 924-ом заседании представителей министров)


[неофициальный перевод] <*>
КОМИТЕТ МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (2005) 9
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ
О ЗАЩИТЕ СВИДЕТЕЛЕЙ И ЛИЦ, СОТРУДНИЧАЮЩИХ С ПРАВОСУДИЕМ
(20 апреля 2005 года)
--------------------------------
<*> Перевод на русский язык Берестнева Ю.Ю.
Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15 "b" Устава Совета Европы,
напоминая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами;
сознавая необходимость разработки государствами-членами совместной уголовной политики в отношении защиты свидетелей;
отмечая, что все больше признается особая роль свидетелей в уголовном судопроизводстве и что их показания имеют решающее значение для обеспечения осуждения правонарушителей, особенно в отношении тяжких преступлений;
принимая во внимание, что в определенных областях преступности, таких как организованная преступность и терроризм, существует возрастающий риск того, что свидетели будут подвергаться запугиванию;
принимая во внимание, что Итоговый доклад Междисциплинарной группы по международному противодействию терроризму (GMT) и последующие решения Комитета министров признают защиту свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием, приоритетной областью юридической деятельности Совета Европы, направленной против терроризма;
напоминая, что в Резолюции N 1 о борьбе с международным терроризмом, принятой на 24-й Конференции европейских министров юстиции (г. Москва, 4 - 5 октября 2001 г.), Комитет министров был призван срочно принять все нормативные меры, считающиеся необходимыми для помощи государствам в предотвращении, раскрытии, преследовании в судебном порядке и наказании террористических актов, таких как улучшение защиты свидетелей и других лиц, участвующих в судопроизводстве с участием лиц, обвиняемых в совершении террористических преступлений;
напоминая, что в Резолюции N 1 о борьбе с терроризмом, принятой на 25-й Конференции европейских министров юстиции (г. София, 9 - 10 октября 2003 г.), Комитет министров был призван, inter alia, без промедления продолжить работу, нацеленную на принятие соответствующих международных актов о защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием;
будучи убежденным, что в то время как гражданский долг всех людей - давать правдивые свидетельские показания в качестве свидетелей, если того потребует система уголовного судопроизводства, их права и потребности должны также в большей степени признаваться, в том числе право не подвергаться неправомерному принуждению к даче показаний и не подвергаться личному риску;
принимая во внимание, что государства-члены обязаны защищать свидетелей от такого принуждения, принимая в отношении них особые меры по защите, направленные на эффективное обеспечение их безопасности;
принимая во внимание, что для системы уголовного судопроизводства недопустимо не суметь привлечь обвиняемого к суду и добиться судебного решения в силу того, что свидетелю успешно помешали свободно и правдиво давать свидетельские показания;
сознавая, что защита свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием, требует конфиденциальности и что необходимо предпринять усилия, гарантирующие принятие эффективных мер, чтобы помешать, в частности преступным организациям, в том числе террористическим организациям, выслеживать свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием;
принимая во внимание положения Европейской конвенции о правах человека (СЕД N 5) и прецедентное право ее органов, которые признают право защиты допрашивать свидетеля и оспаривать его/ее показания;
принимая во внимание Рекомендацию N R (97) 13 относительно запугивания свидетелей и права на защиту, в частности, что касается мер, которые должны быть приняты в отношении уязвимых свидетелей, особенно в случаях совершения преступления в семье; Рекомендацию N R (85) 4 о насилии в семье, Рекомендацию N R (85) 11 о положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса, Рекомендацию N R (87) 21 об оказании помощи жертвам и предотвращении виктимизации, Рекомендацию N R (91) 11 относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции, торговли детьми и несовершеннолетними и Рекомендацию N R (96) 8 о политике борьбы с преступностью в изменяющейся Европе,
Рекомендует властям государств-членов:
I. при разработке внутреннего законодательства и пересмотре уголовной политики и практики, а также использовании особых методов расследования руководствоваться принципами и мерами, содержащимися в Приложении к данной Рекомендации;
II. обеспечить, чтобы вся необходимая информация об указанных принципах и мерах была доведена до всех заинтересованных органов, таких как судебные, следственные органы и органы уголовного преследования, ассоциации адвокатов и соответствующие общественные организации.


Приложение
к Рекомендации N R (2005) 9
I. Определения
В целях данной Рекомендации термин:
- "свидетель" означает любое лицо, обладающее информацией, относящейся к уголовному судопроизводству, в отношении которого он/она дал(а) и/или может дать свидетельские показания (независимо от его/ее статуса и формы свидетельских показаний - прямой или непрямой, устной или письменной, в соответствии с национальным правом), не включенное в понятие "лицо, сотрудничающее с правосудием";
- "лицо, сотрудничающее с правосудием" означает любое лицо, которому предъявлено уголовное обвинение или которое было осуждено за участие в преступном сообществе или другой преступной организации любого рода или за совершение преступлений, но которое соглашается сотрудничать с органами уголовного судопроизводства, в частности давая свидетельские показания о преступном сообществе или организации или о любом правонарушении, связанном с организованной преступностью, или другими тяжкими преступлениями;
- "запугивание" означает любые прямые или косвенные угрозы, которые были или могли быть осуществлены в отношении свидетеля или лица, сотрудничающего с правосудием, что может привести к неправомерному принуждению к даче показаний, или которые являются последствиями данных им показаний;
- "анонимность" означает, что информация, позволяющая идентифицировать свидетеля, обычно не передается заинтересованной стороне и не сообщается общественности в целом;
- "близкие свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием" включает родственников и иных лиц, состоящих в близких отношениях со свидетелями и лицами, сотрудничающими с правосудием, как, например, партнера, детей (внуков), родителей, братьев и сестер;
- "меры по защите" - это индивидуальные процессуальные или непроцессуальные меры, направленные на защиту свидетеля или лица, сотрудничающего с правосудием, от любого запугивания и/или любых опасных последствий самого решения сотрудничать с правосудием;
- "программа защиты" означает стандартный или специально разработанный комплекс мер, которые, например, описаны в договоре о взаимопонимании, подписанном ответственными органами и защищаемым свидетелем или лицом, сотрудничающим с правосудием.
II. Общие принципы
1. Следует принять соответствующие правовые и практические меры для обеспечения того, чтобы свидетели и лица, сотрудничающие с правосудием, могли свободно давать свидетельские показания, не подвергаясь никакому запугиванию.
2. Следует организовывать защиту свидетелей, лиц, сотрудничающих с правосудием, и их близких при необходимости до, во время и после судебного процесса, при этом соблюдая права стороны защиты.
3. Действия по запугиванию свидетелей, лиц, сотрудничающих с правосудием, и их близких должны по необходимости наказываться либо как отдельные уголовные преступления, либо как часть преступления по применению незаконных угроз.
4. При условии, что юридические привилегии предоставляют некоторым лицам право отказаться от дачи показаний, следует поощрять свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием, сообщать компетентным органам любую существенную информацию по поводу уголовных преступлений и впоследствии давать согласие выступить со свидетельскими показаниями в суде.
5. Учитывая принцип свободной оценки свидетельских показаний судом и соблюдения прав стороны защиты, процессуальное право должно предоставлять возможность принимать во внимание влияние запугивания на свидетельские показания и допускать (и/или использовать) в суде заявления, сделанные во время предварительного судебного рассмотрения дела.
6. При соблюдении прав стороны защиты должны рассматриваться альтернативные методы дачи показаний, защищающие свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием, от запугивания, происходящего во время очных ставок с обвиняемыми.
7. Лица, занимающиеся уголовным судопроизводством, должны иметь соответствующую подготовку и знать принципы ведения дел, в которых могут потребоваться меры или программы по защите свидетелей.
8. Все этапы процедуры, связанной с принятием, реализацией, изменением и отменой мер и программ по защите должны быть конфиденциальными; несанкционированное раскрытие данной информации должно при необходимости караться как уголовное преступление, особенно в целях обеспечения безопасности защищаемого лица.
9. Принятие мер или программ по защите должно также осуществляться с учетом необходимости сохранения адекватного равновесия между принципом соблюдения прав и ожиданиями жертв.
III. Меры по защите и программы защиты
10. При разработке комплекса мер, направленных на борьбу с тяжкими правонарушениями, в том числе связанными с организованной преступностью и терроризмом, и нарушениями международного гуманитарного права, необходимо принимать соответствующие меры по защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием, от запугивания.
11. Ни одно преступление, связанное с терроризмом, не должно исключаться из списка преступлений, в связи с которыми предусмотрены специальные меры/программы по защите свидетелей.
12. При принятии решения о предоставлении защиты свидетелю/лицу, сотрудничающему с правосудием, должны учитываться, inter alia, следующие критерии:
- участие нуждающегося в защите лица (в качестве жертвы, свидетеля, пособника, соучастника или помощника и подстрекателя) в расследовании и/или в деле;
- значимость вклада;
- серьезность угроз;
- готовность и годность к защите путем соответствующих мер или программ.
13. При принятии решения об использовании мер по защите следует также учитывать, в дополнение к критериям перечисленным в параграфе 12, имеются ли иные свидетельские показания, которые могут считаться достаточными для того, чтобы возбудить дело по факту тяжких правонарушений.
14. Необходимо соблюдать пропорциональность между характером мер по защите и серьезностью угроз свидетелю/лицу, сотрудничающему с правосудием.
15. Свидетели/лица, сотрудничающие с правосудием, которые подвергаются одному и тому же виду запугивания, должны иметь право на сходную защиту. Однако при принятии любых мер/программ по защите необходимо учитывать конкретные обстоятельства дела и персональные нужды защищаемых(ого) лиц(а).
16. Процессуальные нормы, направленные на защиту свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием, должны обеспечивать сохранение необходимого в демократическом обществе равновесия между предотвращением преступления, нуждами жертв и свидетелей и соблюдением права на справедливое судебное разбирательство.
17. При обеспечении сторонам адекватных возможностей оспаривать показания, данные свидетелем/лицом, сотрудничающим с правосудием, необходимо рассмотреть следующие, inter alia, меры, направленные на предотвращение идентификации свидетеля:
- аудиовизуальная запись показаний, данных свидетелями/лицами, сотрудничающими с правосудием, во время предварительного рассмотрения дела;
- использование показаний, данных во время предварительного рассмотрения дела, в качестве показаний в суде, если свидетели не имеют возможности предстать перед судом или если их появление в зале суда может стать причиной серьезной реальной опасности для свидетелей/лиц, сотрудничающих с правосудием, или их близких; заявления, сделанные на предварительном слушании, должны рассматриваться как юридически действительные, если стороны имеют или имели возможность участвовать в судебном расследовании, а также допрашивать и/или подвергать перекрестному допросу свидетеля и обсуждать содержание заявления во время рассмотрения дела;
- раскрытие информации, которая дает свидетелю право на раскрытие его личности на самом последнем этапе слушаний и/или разглашение только избранных деталей;
- недопущение или ограничение присутствия представителей средств массовой информации и/или общественности в течение всего судебного процесса или на части заседаний;
- использование средств, предотвращающих физическую идентификацию свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием, в частности, экранов, ширм или занавесов, скрывающих лицо свидетеля или искажающих его/ее голос;
- использование видеоконференций.
18. Любое решение по предоставлению анонимности свидетелю во время уголовного процесса должно соответствовать закону государства и европейским законам по правам человека.
19. По возможности и в соответствии с законами государства анонимность лиц, которые могут давать показания, должна быть исключительной мерой. Если такие лица просят гарантий анонимности и/или такие гарантии предоставлены им компетентными органами, уголовно-процессуальный закон должен предусматривать наличие процедуры засвидетельствования, направленной на поддержание благоприятного баланса между нуждами уголовного судопроизводства и правами сторон. С помощью этой процедуры стороны должны получить возможность оспорить утверждение о необходимой анонимности свидетеля, неразглашении его/ее надежности и источника его/ее сведений.
20. Любое решение о предоставлении анонимности должно приниматься только в том случае, если компетентный судебный орган считает, что жизнь или свобода участвующего в процессе лица или его или ее близких находится под серьезной угрозой, показания выглядят значительными, а данное лицо - заслуживающим доверия.
21. В случае предоставления анонимности приговор не должен основываться исключительно или в значительной степени на показаниях, данных анонимными свидетелями.
22. По возможности, необходимо разрабатывать программы защиты свидетелей и предоставлять нуждающимся в защите свидетелям и лицам, сотрудничающим с правосудием, возможность воспользоваться этими программами. Основной целью данных программ должна являться охрана жизни и личной безопасности свидетелей/лиц, сотрудничающих с правосудием, и их близких, в особенности обеспечение необходимой физической, психологической, социальной и финансовой защиты и поддержки.
23. Программы защиты, подразумевающие кардинальные изменения в жизни/частных делах защищаемого лица (например, смена местожительства и личности), должны применяться к свидетелям и лицам, сотрудничающим с правосудием, которым требуется защита по окончании уголовных процессов, во время которых они дают показания. Такие программы, которые могут длиться в течение ограниченного периода времени или всей жизни защищаемого лица, должны реализовываться только в том случае, если иные меры не могут считаться достаточными для защиты свидетелей/лиц, сотрудничающих с правосудием, и их близких.
24. Принятие таких программ требует полученного на основе полной информированности согласия лиц(а), которому требуется защита, и адекватных юридических принципов, в том числе соответствующих гарантий прав свидетелей или лиц, сотрудничающих с правосудием, в соответствии с государственным законодательством.
25. Если это необходимо, меры по защите могут приниматься на срочной и временной основе до официального принятия программы по защите.
26. Если лица, сотрудничающие с правосудием, могут сыграть ключевую роль в борьбе с серьезными правонарушениями, им следует уделять достаточное внимание. При необходимости программы по защите сотрудничающих с правосудием лиц, которые отбывают тюремное заключение, могут также включать специальные мероприятия, например, особый режим содержания.
27. Защита лиц, сотрудничающих с правосудием, должна быть также направлена на сохранение их надежности и общественной безопасности. Должны приниматься адекватные меры по предотвращению совершения лицами, сотрудничающими с правосудием, новых преступлений, пока они находятся под защитой, чтобы они, пусть даже невольно, не поставили под угрозу дело, находящееся на рассмотрении в суде. Умышленное совершение преступления сотрудничающим с правосудием лицом, которое находится под защитой, должно, в соответствии с конкретными обстоятельствами, повлечь за собой отмену мер по защите.
28. При соблюдении основных принципов административной организации каждого государства, служебному персоналу, отвечающему за осуществление мер по защите, должна предоставляться автономия действий; персонал также не должен привлекаться к расследованию и к подготовке дела, по которому свидетель или лицо, сотрудничающее с правосудием, должны давать показания. Таким образом, должно обеспечиваться организационное разделение этих функций. Однако следует обеспечивать необходимый уровень сотрудничества/контактов с или между правоохранительными органами в целях успешного принятия и реализации мер и программ по защите.
IV. Международное сотрудничество
29. Учитывая различия правовых систем и соблюдая основные принципы административной организации каждого государства, необходимо соблюдать общий подход к международным вопросам защиты и лиц, сотрудничающих с правосудием. Указанный общий подход должен быть направлен на обеспечение надлежащих профессиональных стандартов, по меньшей мере, в важнейших аспектах конфиденциальности, честности и профессиональной подготовки. Государства-члены должны в достаточной мере обеспечить обмен информацией и сотрудничество между органами, отвечающими за программы по защите.
30. Необходимо принять и реализовать меры, направленные на укрепление международного сотрудничества, дабы способствовать использованию находящихся под защитой свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием, а также обеспечивать реализацию программ по защите за границей.
31. Необходимо увеличить объем, а также повысить эффективность и своевременность реализации международного сотрудничества по вопросам защиты свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием, в том числе с соответствующими международными органами.
32. Необходимо рассмотреть, например, следующие цели:
- предоставление помощи в перемещении за границу находящихся под защитой свидетелей, лиц, сотрудничающих с правосудием, и их близких, а также обеспечение их защиты, в частности, в тех случаях, когда не существует иной возможности их защитить;
- более широкое и эффективное использование современных средств телекоммуникации, например, видеосвязи, и повышение их безопасности, при соблюдении прав сторон;
- сотрудничество и обмен передовым опытом посредством использования существующих на текущий момент сообществ национальных экспертов;
- содействие защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием, в контексте сотрудничества с международными уголовными судами.

<ДЕКЛАРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ПЕРВОЙ ВСТРЕЧИ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В РАМКАХ МЕМОРАНДУМА О ВЗАИМОПОНИМАНИИ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ЗА НАРКОТИКАМИ>(Принята в г. Алма-Ате 15.01.1998 - 16.01.1998)  »
Международное законодательство »
Читайте также