РЕШЕНИЕ Совета глав государств СНГ"О КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"(Принято в г. Москве 28.03.1997)


РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(Москва, 28 марта 1997 года)
Совет глав государств Содружества Независимых Государств, обсудив Концепцию экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств,
решил:
1. В основном одобрить Концепцию экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств (прилагается).
2. Правительствам государств - участников Содружества при реализации Концепции экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств внести необходимые уточнения и изменения к очередному заседанию Совета глав государств Содружества.
Совершено в г. Москве 28 марта 1997 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству - участнику Содружества его заверенную копию.
Председатель
Совета глав государств
Содружества Независимых Государств
Б.ЕЛЬЦИН


Одобрена
Решением Совета глав
государств Содружества
о Концепции экономического
интеграционного развития
Содружества Независимых
Государств
от 28 марта 1997 года
КОНЦЕПЦИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
ВВЕДЕНИЕ
Концепция экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств (далее - Концепция) представляет собой систему взаимосогласованных государствами - участниками Содружества взглядов на общие для них цели и приоритеты социально-экономического развития в условиях углубления межгосударственных экономических отношений, пути, мероприятия, механизмы и этапы их практического осуществления.
Стержнем Концепции является добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в интеграционных процессах, постепенность и этапность реализации мероприятий по развитию межгосударственного сотрудничества. Это предполагает переход от начальных форм межгосударственного сотрудничества к более высоким по мере создания объективных экономических предпосылок с учетом реальной ситуации в каждом из государств - участников Содружества и мирового опыта формирования региональных экономических сообществ.
Необходимость разработки Концепции объективно обусловлена сложившейся в последние годы новой политико-экономической ситуацией на обширном евроазиатском пространстве.
Государства, создавшие в декабре 1991 г. Содружество Независимых Государств (СНГ), а в сентябре 1993 г. - Экономический союз, ориентируясь на вхождение в мировое сообщество, должны стремиться использовать преимущества, обеспечиваемые международным разделением труда, специализацией и кооперированием производства при достижении своих общих и текущих интересов.
Развитие новых независимых государств Содружества характеризуется высоким уровнем хозяйственно-технологической, культурной и духовной общности, наличием многих сходных задач, составляющих часть единого в прошлом хозяйственного комплекса, взаимосвязанных по своей структуре, размещению производительных сил, используемым технологиям, принципам организации производства. В результате разрыва взаимных хозяйственных связей нанесен большой экономический ущерб всем государствам сообщества, обусловивший долговременный спад производства.
Налаживание экономического сотрудничества со странами, не входящими в Содружество, пока еще не сказалось существенным образом на продвижении товаров национального производства на мировой рынок и на приток иностранных инвестиций.
Внутренние рынки государств Содружества перенасыщены товарами из государств, не входящих в сообщество, свои же производственные мощности едва используются на одну четверть. Приостановка негативных тенденций неотделима от налаживания тесного экономического взаимодействия между государствами - участниками СНГ.
Направления этого взаимодействия предопределяются национальными экономическими стратегиями, имеющимися для их реализации ресурсами, политической волей руководителей государств - участников СНГ к формированию новой системы межгосударственного сотрудничества на основе равного партнерства, уважения суверенитета и учета национальных интересов.
Практическое осуществление курса на развитие интеграционных процессов требует от каждого его участника тщательного учета реально складывающихся внутренних и внешних условий.
В обстановке экономического спада, бюджетного дефицита, напряженности материальных и финансовых ресурсов особенно актуальной для участников Экономического союза является проблема их рационального использования на наиболее приоритетных направлениях.
Лицо современной интеграции - это производство, коммуникации, наука и техника. Поэтому приоритеты интеграционного развития находятся в сфере расширения экономического сотрудничества в области улучшения использования имеющегося научно-технического потенциала, топливно-энергетического комплекса, отраслей современного машиностроения, агропромышленного комплекса. В этих комплексах целесообразно в первую очередь создать финансово - промышленные группы, которые могут стать центрами взаимовыгодного сотрудничества.
Степень заинтересованности государств - участников СНГ в экономической интеграции обосновывается балансом их стратегических интересов, достижение которых с наименьшими затратами одинаково важно для всех государств.
Чтобы в одиночку поднять экономический потенциал каждого государства, для этого нужны огромные материальные и финансовые затраты и потребуется немало лет. На территории государств - участников СНГ могут быть реализованы масштабные экономические проекты, которые позволят эффективно развивать хозяйство каждого государства в отдельности и всех вместе.
Концепция базируется на принятых основных положениях и документах Содружества Независимых Государств. В ней также использованы результаты научных исследований и практических разработок проблем интеграции, выполненных в разных государствах - участниках Содружества. Структура Концепции экономического интеграционного развития СНГ приведена на схеме 1.
Настоящую Концепцию следует рассматривать как заданный ориентир на выработку согласованной экономической стратегии и возможных, наиболее приоритетных и конструктивных направлений экономического сотрудничества государств - участников СНГ, а также практических шагов по разработке и осуществлению совместных межгосударственных проектов в различных сферах хозяйственной деятельности и секторах экономики.
Схема 1
СТРУКТУРА
КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СНГ
-------------------------T----------------------------¬
/ / ¦
------------------------¬ --------------¬ ----------------+----------¬
¦Анализ экономической ¦ ¦Анализ хода ¦ ¦Анализ влияния мировых ¦
¦ситуации в государствах+<---->+экономических+<----+интеграционных процессов ¦
¦Содружества ¦ ¦реформ ¦ ¦на государства Содружества¦
L------------T----------- L------T------- L---------------T-----------
¦ ¦ ¦
¦ -------/-----¬ ¦
¦ ¦Цели и задачи¦ ¦
L---------------->+экономической+<---------------------
¦интеграции ¦
L------T-------
-------------------------+----------------------------¬
-------------/-------¬ -------/------¬ ----------------/---------¬
¦Организационно - ¦ ¦Формирование ¦ ¦Координация структурной ¦
¦экономические ¦ ¦механизмов ¦ ¦политики и сотрудничество ¦
¦условия и предпосылки+------->+интеграционных+--->+в производственной сфере ¦
¦межгосударственного ¦ ¦процессов ¦ ¦ ¦
¦экономического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сотрудничества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----T----------------- L-------T------- L------------------T--------
¦ ¦ ¦
L----------------------T----------+--------------T----------------
--------/------¬ --------/------¬
¦Концепция ¦ ¦Основные ¦
¦экономического +-------->+мероприятия ¦
¦интеграционного¦ ¦интеграционного¦
¦развития СНГ ¦ ¦развития ¦
L-------/------- L-------/-------
L--------------------------
РАЗДЕЛ I
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ
ИНТЕГРАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
1.1. Изменение положения государств - участников СНГ
в мировой экономике
Современное развитие мирового сообщества государств и народов во многом предопределяется взаимодействиями между формирующимися интеграционными образованиями стран Европы, Америки, Тихоокеанского региона, в основе которых лежат геостратегические, политические и экономические интересы.
В региональной интеграции видят путь к развитию своей экономики и укреплению международных позиций не только малые страны, но и мировые державы, такие как США, Германия, Великобритания, Франция.
Являясь географическим и социокультурным звеном, связывающим интегрирующуюся Европу и бурно развивающиеся страны Азиатско - Тихоокеанского региона, государства - участники СНГ, используя преимущества межгосударственного экономического сотрудничества, могут занять достойное место в общемировом разделении труда. Государства - участники СНГ имеют все экономические предпосылки для формирования рынков продукции и услуг и располагают для этого вполне достаточным, но далеко еще не востребованным экономическим потенциалом.
По имеющимся оценкам, промышленный потенциал государств СНГ составляет примерно 10,0% мирового, запасы основных видов природных ресурсов - около 25,0%, экспортный потенциал - 4,5%.
Транспортно-коммуникационные системы (железные дороги, аэродромы, включая военные, морские и речные порты, трубопроводный транспорт) государств - участников СНГ, как известно, достаточно развиты. Еще недавно эффективность использования этой системы была в несколько раз выше, чем в Америке и Китае. В бывшем СССР железные дороги перевозили половину всех грузов и четверть пассажиров общемирового объема. По оценкам Мирового банка, доход от эксплуатации транспортно-коммуникационных систем СНГ мог бы составить 100 млрд. долларов США.
Необходимо в связи с этим скоординировать наши действия по совместному использованию транспортно-коммуникационной системы и ее взаимовыгодному развитию.
По производству электроэнергии государства - участники СНГ находятся на четвертом месте в мире. В 1996 г. у нас было произведено примерно 1250 млрд. квт-час, то есть около 10,0% мирового производства. Однако используем мы этот энергетический потенциал недостаточно эффективно, ряд регионов постсоветского пространства не имеет нормального энергоснабжения, а энергоемкость общественного производства в государствах - участниках Содружества примерно в 1,5 раза превышает аналогичные показатели Европы.
Высок наш научно-технический и культурный потенциал, сохранение и приумножение которого является актуальнейшей задачей, ибо без этого невозможно осуществлять структурную перестройку, технологические инновации, улучшить здравоохранение, увеличить продолжительность жизни.
За последнее время положение государств - участников СНГ в мировой экономике изменилось следующим образом:
Таблица 1
ДОЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ И ИНТЕГРАЦИОННЫХ СООБЩЕСТВ
В ВАЛОВОМ ВНУТРЕННЕМ ПРОДУКТЕ МИРА (В %)
-------------------------T---------T--------T----------T---------¬
¦Страны и интеграционные ¦1985 <*> ¦1990 <*>¦ 1993 <*> ¦1995 <**>¦
¦ сообщества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+--------+----------+---------+
¦ Мир в целом, ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦СНГ - 12 ¦ 7,4 ¦ 7,6 ¦ 4,1 ¦ 4,0 ¦
¦ЕЭС - 12 ¦ 17,7 ¦ 20,6 ¦ 21,0 ¦ 20,8 ¦
¦США ¦ 20,7 ¦ 22,3 ¦ 23,1 ¦ 23,6 ¦
¦Япония ¦ 7,5 ¦ 8,8 ¦ 9,3 ¦ 9,7 ¦
¦Китай ¦ 3,9 ¦ 5,3 ¦ 6,9 ¦ 8,0 ¦
L------------------------+---------+--------+----------+----------
--------------------------------
<*> Вопросы статистики, 1995, N 11. С. 31.
<**> Оценка.
В мире происходит дальнейшее усиление национальных хозяйств и интеграционных сообществ тех стран, экономика которых ориентирована на развитие взаимовыгодных торгово-экономических отношений.
Так, в ЕЭС доля внутренней торговли сообщества к общему объему экспорта превышает 61,0%, в НАФТе - 45,0%, в СНГ доля взаимных поставок 12 государств - участников СНГ составляла в 1990 г. 72,1% от общей стоимости их экспорта, а в 1995 г. - 55,0%. При этом сокращается в первую очередь доля товаров с высокой степенью обработки.
Если эта тенденция сохранится, то в ближайшее время государства - участники СНГ, по-видимому, не смогут обеспечить поддержание производства и сколько-нибудь широкий сбыт своей продукции с высокой степенью обработки вне своего экономического пространства.
1.2. Основные тенденции социально-экономического развития
и интеграционных процессов в Содружестве Независимых
Государств в 1991 - 1995 гг.
Социально-экономическое развитие государств - участников СНГ в 1991 - 1995 гг. характеризовалось противоречивыми тенденциями.
В результате экономических преобразований в государствах - участниках СНГ создан базис рыночного хозяйства, в ряде государств обеспечена высокая степень либерализации экономики, ее открытости, проведена масштабная приватизация. В 1995 г. во всех государствах - участниках СНГ замедлились темпы падения производства, снизилась инфляция, укрепились национальные валюты, уменьшился бюджетный дефицит. Однако эти процессы не приобрели устойчивый характер прежде всего потому, что в некоторых государствах, по объективным и субъективным причинам,

РЕШЕНИЕ Совета глав государств СНГ"О РАЗВИТИИ ОПЕРАЦИИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА В ЗОНЕ КОНФЛИКТА В АБХАЗИИ, ГРУЗИЯ"(Принято в г. Москве 28.03.1997)  »
Международное законодательство »
Читайте также