РЕКОМЕНДАЦИЯ n r (2005) 4 Комитета министров Совета Европы"ОБ УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ЦЫГАН И ИНЫХ КОЧУЮЩИХ НАРОДОВ В ЕВРОПЕ"(Принята 23.02.2005 на 916-ом заседании представителей министров)


[неофициальный перевод] <*>
КОМИТЕТ МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (2005) 4
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ
ОБ УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ЦЫГАН И ИНЫХ КОЧУЮЩИХ
НАРОДОВ В ЕВРОПЕ
(23 февраля 2005 года)
--------------------------------
<*> Перевод на русский язык Берестнева Ю.Ю.
Комитет министров, в соответствии со статьей 15 "b" Устава Совета Европы,
принимая во внимание, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что эта цель может преследоваться, в частности, совместными действиями, направленными на повышение социальной сплоченности;
признавая, что цыгане наравне с другими народами Европы вносят свой вклад в европейскую культуру и систему ценностей, но, несмотря на этот вклад, подвергались и продолжают подвергаться дискриминации во всех сферах жизни;
признавая, что существует насущная необходимость разработки новых стратегий улучшения жилищных условий цыганских общин во всей Европе с целью обеспечения им равных возможностей в таких областях, как участие в политической и гражданской жизни, а также в таких сферах, как обеспечение жильем, образование, трудоустройство и здравоохранение;
учитывая, что политика, направленная на решение проблем цыган в области обеспечения жильем должна быть всесторонней, основанной на понимании того, что вопрос обеспечения цыган жильем оказывает влияние на широкий диапазон прочих факторов, а именно на экономический, образовательный, социальный и культурный аспект жизни цыган, а также на борьбу с расизмом и дискриминацией;
учитывая, что потенциал цыганских общин и их возможности участия в улучшении их собственных жизненных условий, особенно в области обеспечения жильем, используется не в полной мере;
учитывая, что некоторые государства-члены не имеют или не исполняют четко определенного национального законодательства по жилищным вопросам, регулирующего такие проблемы, как жилищная дискриминация, дискриминационное притеснение в жилищных вопросах, дискриминационные бойкоты, создание гетто, расовая сегрегация, сегрегация по месту жительства и иные формы дискриминации кочевых и полукочевых цыган, а также неравные жилищные условия и такие возможности получения жилья, как, социальные программы жилищного строительства, государственное, самостоятельное и кооперативное жилищное строительство;
вспоминая соответствующие международные документы по жилищным вопросам, как, например, Всеобщую декларацию прав человека (статья 25.1), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 11.1), Повестку дня Хабитат Организации Объединенных Наций (принятую в Стамбуле в 1996 году) и Декларацию о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии (принятую специальной сессией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций для всестороннего обзора и оценки хода осуществления Повестки дня Хабитат, в Нью-Йорке 6 - 8 июня 2001 г.), Европейскую социальную хартию Совета Европы 1961 года (СЕД N 35) (статья 16), Дополнительный протокол к ней 1988 года (СЕД N 128) (статья 4), и Пересмотренную Европейскую социальную хартию 1996 г. (СЕД N 163) (статья 31);
принимая во внимание Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств (СЕД N 157);
учитывая Рекомендацию N R (2000) 4 об образовании цыганских детей в Европе и Рекомендацию N R (2001) 17 об улучшении экономического положения и ситуации с трудоустройством цыган в Европе;
учитывая Рекомендации Парламентской Ассамблеи 563 (1969) и 1203 (1993), в которых упоминаются условия жизни цыган в Европе;
учитывая Резолюции 125 (1981), 16 (1995) и 249 (1993) и Рекомендацию 11 (1995) Конгресса местных и региональных властей Совета Европы о положении цыган в Европе;
учитывая Общеполитическую рекомендацию N 3 Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью о борьбе с расизмом и дискриминацией в отношении цыган в Европе;
с удовлетворением приветствуя Руководящие принципы политики по доступу к жилью для различных категорий бедствующих граждан, подготовленную группой специалистов по доступу к жилью, а также Рекомендацию Парламентской Ассамблеи 1505 (2001) об улучшении состояния неблагополучных городских районов в Европе;
учитывая Директиву Совета Европейского Союза 2000/43/ЕС от 29 июня 2000 г. по следованию принципу равного обращения с людьми вне зависимости от расового или этнического происхождения;
учитывая, что конституционные структуры, законодательные традиции и разделение обязанностей различаются в государствах-членах Совета Европы, в результате чего данная Рекомендация может исполняться различными способами,
рекомендует, чтобы в процессе разработки, исполнения и контроля за выполнением политики жилищного строительства, правительства государств-членов:
- следовали принципам, изложенным в Приложении к данной Рекомендации;
- доносили данную Рекомендацию до сведения соответствующих общественных органов соответствующих стран по соответствующим национальным каналам.


Приложение
к Рекомендации N R (2005) 4
I. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Термин "цыгане", используемый в данном тексте, относится к цыганским общинам и должен быть интерпретирован как обозначающий широкий диапазон соответствующих групп.
Термин "жилищные условия" в данной Рекомендации включает в себя различные виды жилья, как, например, дома, автоприцепы, дома на колесах или места стоянок.
В контексте данного текста должно учитываться определение "адекватных жилищных условий", приведенное в Повестке дня Хабитат Организации Объединенных Наций, § 60: "Надлежащее жилье подразумевает не просто наличие крыши над головой. Под этим подразумеваются также жилищные условия, обеспечивающие невмешательство в частную жизнь; надлежащая жилая площадь; физическая доступность; надлежащая безопасность; гарантии сохранения жилья; стабильность и надежность существующих структур; надлежащее освещение, отопление и вентиляция; надлежащая базовая инфраструктура, как-то водоснабжение, санитария и удаление отходов; соответствующее качество окружающей среды и факторы, влияющие на здоровье, а также надлежащее и доступное месторасположение жилья по отношению к месту работы и предприятиям сферы обслуживания: все это должно быть доступным по приемлемым ценам".
Здесь также следует вспомнить Общий комментарий N 4 по праву на адекватные жилищные условия Комиссии Организации Объединенных Наций по экономическим, социальным и культурным правам.
"Временные лагери/места стоянок" обозначают места, куда допускаются кочующие цыгане в ожидании переселения или последующих передвижений.
II. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Комплексная жилищная политика
1. Государства-члены должны обеспечить разработку комплексной и адекватной жилищной политики в отношении цыган в рамках общей политики по жилищным вопросам. Государства-члены должны также выделять на реализацию указанной политики денежные средства в адекватном объеме, дабы поддержать национальную политику по снижению бедности.
Принцип отсутствия дискриминации
2. Поскольку положение цыган как группы населения продолжает оставаться одним из самых неблагоприятных в Европе, национальная жилищная политика должна быть направлена на скорейшее решение их специфических проблем, причем при отсутствии дискриминации.
Свобода выбора образа жизни
3. Государства-члены должны подтвердить право людей на ведение оседлого или кочевого образа жизни в соответствии с их собственным выбором. Национальные, региональные и местные власти должны предоставить людям все условия для следования данным образам жизни в соответствии с доступными средствами и правами других и в соответствии с системой законодательства, регулирующего строительство, планирование и доступ к частной земле.
4. Государства-члены должны поддерживать и защищать право на адекватные жилищные условия для всех, а также обеспечивать равный доступ к адекватным жилищным условиям для цыган посредством соответствующей активной политики, особенно в области доступного жилья и оказания услуг.
Предотвращение высылки и создания гетто
5. Дабы противодействовать созданию гетто и сегрегации цыган от основного населения, государства-члены должны предотвращать запрещать и при необходимости отменять любую общенациональную, региональную или местную политическую программу или инициативу, направленную на обеспечение заселения или переселения цыган в неподходящие области или опасные зоны или нацеленную на высылку их в такие области на основе их этнической принадлежности.
Участие
6. Государства-члены должны подобающим образом предоставлять цыганским общинам средства для участия в процессе разработки, реализации и контроля за исполнением политики и программ, направленных на улучшение жилищных условий цыган.
Партнерство
7. Более того, государства-члены должны способствовать и обеспечивать доверие и создание правоспособности среди цыганских общин на более широкой основе, стимулируя партнерство на местном, региональном и национальном уровнях в рамках политики, направленной на решение жилищных проблем цыган.
Государства-члены должны также обеспечивать активное вовлечение в данный процесс членов цыганских общин.
Координация
8. Государства-члены должны обеспечить должную координацию в области жилищных вопросов межу соответствующими национальными, региональными и местными властями, с одной стороны, и цыганским населением и организациями, которые представляют большинство, активно действующее в данной сфере, с другой стороны.
Роль региональных и местных властей
9. Государства-члены должны поощрять выполнение местными властями своих обязательств в отношении цыган в области жилищного строительства - таким же образом, как в отношении любого другого человека с тем же правовым статусом. Они должны способствовать тому, чтобы региональные и местные власти обеспечивали наличие в региональных и местных программах развития конкретного и четкого набора мер, относящихся к цыганским общинам и их нуждам в жилищной сфере.
III. ПРАВОВЫЕ РАМКИ
Правовые основы прав на жилье
10. Государства-члены должны разработать комплексную политику и правовые основы жилищных вопросов, что необходимо для осуществления оседлыми и странствующими народами (в соответствии с географическими особенностями) своего права на адекватные жилищные условия.
Правовые основы сопутствующих прав
11. В пределах этих основ государства-члены должны разработать механизмы, обеспечивающие доступ цыган к таким сопутствующим правам, как право на водоснабжение, электричество и прочие формы соответствующей инфраструктуры, как, например, образование, медицинская помощь, социальная поддержка и т.д., как к правам, сформулированным и закрепленным в международных законах о правах человека и сопутствующих стандартах.
Реализация правовых основ
12. Дабы обеспечить равный доступ к жилью, государства-члены должны обеспечить реализацию вышеупомянутых правовых основ и представить соответствующим властям четкие основные принципы осуществления прав на жилье. Они также должны представить четкие основные принципы доступа к жилью и услугам и их распределения.
Нужда в юридической помощи
13. Государства-члены должны обеспечить бедным бесплатную юридическую помощь, консультации и представительство в случаях, связанных с отказом в правах на жилье, дабы их возможность защищать свои права или искать эффективное средство защиты права, в том числе судебное восстановление права, не подрывалась отсутствием механизмов юридической помощи.
Прозрачность, хорошее управление и доступность информации
14. Законодательство должно обеспечивать прозрачность и хорошее управление, в том числе право цыган на доступ к информации, связанной с политикой жилищного строительства и относящихся к данной сфере решений национальных и местных властей.
Поддержка неправительственных организаций
15. Неправительственным организациям, занимающимся вопросами, связанными с цыганами, в особенности в сфере консультаций и юридической помощи, должны обеспечиваться равные условия деятельности и эффективная поддержка. Государства-члены должны также обеспечить правовые условия регулирования деятельности неправительственных организаций в сфере жилищного строительства.
Контроль за реализацией политики в области
жилищного строительства
16. Государства-члены должны учредить соответствующие механизмы контроля, дабы обеспечить реализацию политики и программ жилищного строительства в отношении цыган. Представители цыган должны быть включены во все процессы контроля и оценки на равноправной основе.
Механизмы контроля
17. В соответствии с автономией региональных и местных властей государства-члены должны использовать механизм контроля законности, о котором говорится в § 22, чтобы обеспечить отсутствие дискриминационного влияния решений региональных и местных властей на доступ цыган к жилью или иных препятствий к осуществлению ими своего права на адекватное жилье.
IV. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И БОРЬБА С ДИСКРИМИНАЦИЕЙ
Принятие антидискриминационного законодательства
18. Комплексное законодательство должно непосредственно запрещать прямую или косвенную дискриминацию на основе расового или этнического происхождения в вопросе использования, доступа и предоставления товаров и услуг, доступных общественности, включая, inter alia, жилье, землю, собственность, образование, трудоустройство, здравоохранение, социальное обеспечение.
Контроль и пересмотр существующего
жилищного законодательства
19. Государства-члены посредством своих соответствующих органов власти должны осуществлять систематический пересмотр своего жилищного законодательства, политики и практики и отменять любые положения или административные практики, результатом которых является прямая или косвенная дискриминация цыган, вне зависимости от того, является ли дискриминация результатом действия или бездействия со стороны государственного или негосударственного субъекта. Они должны установить адекватные механизмы обеспечения и поддержания соответствия антидискриминационным законам в сфере жилищных вопросов (например, парламент, комиссии по правам человека, омбудсмен и так далее). Такие механизмы должны предоставлять возможность участия цыганских представителей и неправительственных организаций во всех этапах контроля.
Защита прав цыганских женщин
20. Государства-члены должны обеспечить запрет антидискриминационными законами прямой или косвенной дискриминации по половому признаку в обеспечении товарами и услугами, в том числе жильем. Государства-члены должны также стимулировать разработку программ обеспечения жильем, удовлетворяющих нужды цыганских женщин, в особенности матерей-одиночек, жертв домашнего насилия и представительниц иных неблагополучных категорий цыганских женщин; соответствующие органы власти должны предоставлять

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 18.12.1996 n 157-ФЗ"О РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КОРОЛЕВСТВА БЕЛЬГИИ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"(принят ГД ФС РФ 15.11.1996)  »
Международное законодательство »
Читайте также