КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экономического Суда СНГ"ПО ЗАПРОСУ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОМИТЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА"(Принято 15.05.1996)


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО ЗАПРОСУ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОМИТЕТА
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
(15 мая 1996 года)
Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с просьбой дать правовое заключение о соответствии некоторых соглашений, принятых в рамках Содружества, к которым были сделаны оговорки, положениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.
Экономический Суд проанализировал международно-правовые документы, принятые в рамках Содружества в 1991 - 1995 годах, к которым государствами были сделаны оговорки, на предмет их соответствия Венской конвенции и дает следующее заключение.
Наиболее часто оговорки использовались Украиной, Республикой Молдова, Азербайджанской Республикой как при принятии решений Советом глав правительств, так и при подписании и присоединении к многосторонним соглашениям, заключенным в рамках Содружества.
Соглашения, принятые в рамках Содружества, а также решения, меморандумы глав государств и правительств, к которым были сделаны оговорки, можно классифицировать по объекту на следующие виды:
соглашения учредительного характера: Соглашение Совета глав государств - участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках от 30 декабря 1991 года; Соглашение о взаимодействии в области гидрометеорологии от 8 февраля 1992 года; Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о статусе Стратегических сил от 14 февраля 1992 года; Соглашение между Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о Силах общего назначения на переходный период от 14 февраля 1992 года; Соглашение о полномочиях высших органов Содружества Независимых Государств по вопросам обороны от 20 марта 1992 года; Соглашение об охране государственных границ и морских экономических зон государств - участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 года; Соглашение о создании Консультативной экономической рабочей комиссии при Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств от 9 октября 1992 года; Соглашение о создании Межгосударственной телерадиокомпании от 9 октября 1992 года; Соглашение о взаимодействии государств - участников Содружества в области геодезии, картографии, кадастра и дистанционного зондирования Земли от 9 октября 1992 года; Заявление Совета глав государств - участников СНГ от 22 января 1993 года; Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года; Соглашение о Межправительственной фельдъегерской связи от 22 января 1993 года с приложением - Положением о порядке деятельности Межправительственной фельдъегерской связи; Решение Совета глав государств Содружества об Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств от 14 мая 1993 года с приложением - Положением об Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств; Решение Совета глав государств Содружества о постоянных полномочных представителях государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993 года; Соглашение о создании межгосударственного Евроазиатского объединения угля и металла от 24 сентября 1993 года; Учредительный Договор о создании Фонда помощи Республике Таджикистан от 15 апреля 1994 года; Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза от 21 октября 1994 года с приложением - Положением о Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза; Соглашение о создании объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 года с приложением - Положением об объединенной системе противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств;
соглашения экономического характера: Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о формировании единого оборонного бюджета и порядке финансирования Вооруженных Сил государств Содружества от 14 февраля 1992 года; Соглашение о регулировании взаимоотношений государств Содружества в области торгово-экономического сотрудничества в 1992 году от 14 февраля 1992 года; Соглашение о принципах обеспечения Вооруженных Сил государств - участников Содружества вооружением, техникой, материальными средствами, организации производственной деятельности ремонтных предприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ от 14 февраля 1992 года; Соглашение о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 года; Соглашение о принципах и порядке выполнения воинских перевозок от 15 мая 1992 года; Решение Совета глав правительств Содружества о проекте Соглашения о защите интересов государств рублевой зоны в случае введения отдельными государствами национальной валюты от 26 июня 1992 года; Соглашение о координации работ по вопросам экспортного контроля сырья, материалов, оборудования, технологии и услуг, которые могут быть использованы для создания оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки, от 26 июня 1992 года; Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года; Соглашение о сотрудничестве по обеспечению единства измерений времени и частоты от 9 октября 1992 года; Соглашение о многосторонней межгосударственной специализации производства и поставок сортовых и гибридных семян сельскохозяйственных культур от 9 октября 1992 года; Соглашение о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства от 13 ноября 1992 года; Соглашение об организации работ по межгосударственной стандартизации вооружения и военной техники от 13 ноября 1992 года; Декларация глав государств - участников Содружества Независимых Государств от 14 мая 1993 года; Договор о проведении согласованной антимонопольной политики от 23 декабря 1993 года; Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года; Соглашение о присоединении Украины к Экономическому союзу на правах ассоциированного члена от 15 апреля 1994 года; Соглашение о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки экономики от 15 апреля 1994 года; Решение Совета глав правительств Содружества о проекте Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года; Решение Совета глав государств Содружества о Меморандуме Совета глав государств Содружества Независимых Государств "Основные направления интеграционного развития Содружества Независимых Государств" и Перспективном плане интеграционного развития Содружества Независимых Государств от 21 октября 1994 года; Соглашение о создании Платежного союза государств - участников Содружества Независимых Государств от 21 октября 1994 года; Решение Совета глав государств Содружества об Основах таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 года; Соглашение о создании Межгосударственного валютного комитета от 26 мая 1995 года; Решение Совета глав правительств Содружества о необходимости урегулирования межгосударственных расчетов по результатам торгово-экономических отношений государств - участников Содружества Независимых Государств за 1992 - 1993 годы от 26 мая 1995 года; Решение Совета глав правительств Содружества о проекте Соглашения о создании Межгосударственного валютного комитета от 26 мая 1995 года; Соглашение о перевозках специальных грузов и продукции военного назначения от 26 мая 1995 года; Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств - участников Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 года; Соглашение о проведении согласованной политики в области транзита природного газа от 3 ноября 1995 года;
соглашения по социальным вопросам: Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года; Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года; Соглашение о принципах комплектования Пограничных войск Содружества и прохождения в них военной службы от 15 мая 1992 года; Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года; Соглашение об организации медицинского обеспечения военнослужащих и членов их семей, рабочих и служащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года; Соглашение о подготовке военных кадров от 13 ноября 1992 года;
соглашения политического характера: Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств по Стратегическим силам от 30 декабря 1991 года; Соглашение о принципах и порядке выполнения Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 15 мая 1992 года; Соглашение о совместных мерах по предупреждению и предотвращению блокады от 24 сентября 1993 года; Меморандум о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств от 10 февраля 1995 года;
соглашения по специальным вопросам: Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства от 30 декабря 1991 года; Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды от 8 февраля 1992 года; Соглашение об использовании воздушного пространства от 15 мая 1992 года; Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 22 января 1993 года; Соглашение о сотрудничестве в области ветеринарии от 12 марта 1993 года;
соглашения по гуманитарным вопросам: Соглашение о сотрудничестве в области информации от 9 октября 1992 года; Соглашение о совместной деятельности по розыску и освобождению граждан бывшего Союза ССР, попавших в плен и пропавших без вести в период войны в Афганистане и военных конфликтов в других странах, от 28 апреля 1993 года; Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 года; Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, от 21 октября 1994 года; Решение Совета глав правительств Содружества о создании Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 9 декабря 1994 года; Решение Совета глав правительств Содружества от 10 февраля 1995 года о проектах Протокола к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 года и Решения о создании Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам; Протокол от 10 февраля 1995 года к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 года; Решение Совета глав государств Содружества о создании Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 10 февраля 1995 года.
В соответствии с положениями Венской конвенции (статья 31) для целей толкования договора используется не только его текст, но и любое относящееся к договору соглашение, если оно было достигнуто между участниками договора, а также любой документ, составленный участниками договора и принятый в качестве документа, относящегося к договору. Основываясь на этих положениях, можно сделать вывод, что к международным соглашениям относятся:
решения глав государств и правительств,
одобряющие проекты соглашений и приложения к ним (например, Решение Совета глав правительств Содружества о проекте Соглашения о создании Межгосударственного валютного комитета от 26 мая 1995 года),
учреждающие органы, предусмотренные международным соглашением (например, Решение Совета глав государств Содружества об Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств от 14 мая 1993 года с приложением - Положением об Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств);
заявления глав государств и правительств, если они являются приложением к договору (например, Заявление Совета глав государств - участников СНГ от 22 января 1993 года как приложение к Уставу Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года);
меморандумы, декларации глав государств и правительств, если они имеют соответствующие атрибуты международных соглашений (например, Меморандум о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств от 10 февраля 1995 года).
Решения органов Содружества, касающиеся бюджетных вопросов и положений о персонале организаций либо учреждающие вспомогательные органы организаций, являются внутренним правом международных организаций.
В соответствии с Венской конвенцией (пункт 2 статьи 23), оговорка, сделанная при подписании договора, подлежащего ратификации, должна быть официально подтверждена сделавшим оговорку государством при выражении им согласия на обязательность для него этого договора.
Руководствуясь указанной нормой, следует признать недействующими оговорки к ряду соглашений в силу отсутствия со стороны государств, сделавших оговорки, акта ратификации, требуемого по условиям данных соглашений. К их числу относятся оговорки:
Республики Беларусь к Решению Совета глав правительств Содружества от 10 февраля 1995 года о проектах Протокола к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 года и Решения о создании Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам;
Кыргызской Республики к Соглашению о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года;
Украины к Соглашению о совместных мерах по предупреждению и предотвращению блокады от 24 сентября 1993 года; Соглашению о создании межгосударственного Евроазиатского объединения угля и металла от 24 сентября 1993 года; Договору о проведении согласованной антимонопольной политики от 23 декабря 1993 года; Соглашению о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года; Соглашению о присоединении Украины к Экономическому союзу на правах ассоциированного члена от 15 апреля 1994 года; Учредительному Договору о создании Фонда помощи Республике Таджикистан от 15 апреля 1994 года; Соглашению о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки экономики от 15 апреля 1994 года; Соглашению о создании Межгосударственного валютного комитета от 26 мая 1995 года;
Азербайджанской Республики и Украины к Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, от 21 октября 1994 года; Соглашению о создании общего научно-технологического пространства государств - участников Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 года;
Республики Узбекистан и Украины к Соглашению о перевозках специальных грузов и продукции военного назначения от 26 мая 1995 года;
Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Республики Узбекистан к Соглашению о проведении согласованной политики в области транзита природного газа от 3 ноября 1995 года;
Азербайджанской Республики, Республики Казахстан, Украины к Соглашению между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о статусе Стратегических сил от 14 февраля 1992 года;
Республики Армения, Республики Молдова, Туркменистана к Соглашению о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 года.
Нарушения процессуальных норм Венской конвенции относительно оговорок касаются формы заявления оговорок (например, оговорки: Кыргызской Республики - к Соглашению о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года, Украины - к Соглашению о совместных мерах по предупреждению и предотвращению блокады от 24 сентября 1993 года). Некоторые оговорки написаны неразборчиво и трудны для прочтения (например, оговорки: Украины - к Соглашению об использовании воздушного пространства от 15 мая 1992 года, Туркменистана - к Соглашению о взаимодействии государств - участников Содружества в области геодезии, картографии, кадастра и дистанционного зондирования Земли от 9 октября 1992 года).
Нарушения материальных норм Венской конвенции относительно оговорок проявляются в следующем:
оговорки формулируются как требование об изменении, дополнении или исключении статей, обращенное ко всем участникам договора. Показательно в этом отношении особое мнение Республики Беларусь к Соглашению о создании объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 года, содержащее формулировки: "Статья 1: Первый абзац дополнить... Второй абзац изложить в редакции... Статья 2: Первый абзац изменить... Статья 5: Первый абзац убрать";
оговорка относится ко всему договору, являясь условием его подписания со стороны государства, заявляющего оговорку. Например, оговорка Республики Молдова к Соглашению о принципах обеспечения Вооруженных Сил государств - участников Содружества вооружением, техникой, материальными средствами, организации производственной деятельности ремонтных предприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ от 14 февраля 1992 года гласит: "Вопросы, изложенные в данном договоре, Республика Молдова решает только на двусторонней основе". Оговорка Украины к Решению Совета глав правительств Содружества о проекте Соглашения о создании Межгосударственного валютного комитета от 26 мая 1995 года предусматривает, что Украина "поддерживает создание такого комитета и присоединится к нему после введения новой национальной валюты";
оговорки несовместимы с объектами и целями соглашения. Таковы оговорки Республики Казахстан и Республики Узбекистан к Соглашению о принципах комплектования Пограничных войск Содружества и прохождения в них военной службы от 15 мая 1992 года, закрепляющие, что "назначение лиц офицерского состава Пограничных войск Содружества на командные должности и освобождение их от занимаемых должностей производится в соответствии с законодательством государств - участников Содружества". Это противоречит статье 1 Соглашения, согласно которой государства - участники обязуются осуществлять согласованные мероприятия, направленные на обеспечение единообразного порядка призыва, комплектования и прохождения военной службы;
оговорки, нарушающие общепризнанные принципы и нормы международного права. Такова оговорка Республики Армения к Меморандуму о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств от 10 февраля 1995 года, исключающая пункты 7 и 8 Меморандума, обязывающие государства предпринимать меры по пресечению любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма, не поддерживать сепаратистские движения, не допускать использования ими территорий и коммуникаций государств - участников Содружества.
Несовместимыми с процессуальными и материальными нормами Венской конвенции являются оговорки:
Республики Молдова к Заявлению Совета глав государств - участников СНГ от 22 января 1993 года (оговорка, противоречащая объекту и цели);
Украины к Положению об Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств от 14 мая 1993 года (оговорка, сформулированная как поправка к соглашению); Соглашению о совместных мерах по предупреждению и предотвращению блокады от 24 сентября 1993 года и Решению Совета глав государств Содружества о постоянных полномочных представителях государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993 года (оговорки с нарушением формы заявления оговорок); Договору о проведении согласованной антимонопольной политики от 23 декабря 1993 года (оговорка, сформулированная как требование ко всем участникам договора); Соглашению о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года (оговорки, противоречащие целям соглашения); Решению Совета глав правительств Содружества о проекте Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (оговорка недопустима в силу запрещения оговорок к данному Соглашению); Решению Совета глав правительств Содружества о создании Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 9 декабря 1994 года, а также Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, от 21 октября 1994 года (оговорки относятся, по существу, ко всему тексту соглашения, выступая как условие признания его юридической силы; кроме того, оговорка к Конвенции противоречит общепризнанным принципам международного права, приоритет которых провозглашается в законодательстве Украины <*>); Решению Совета глав государств Содружества об Основах таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 года (оговорка не соответствует форме заявления оговорок и противоречит цели соглашения).
--------------------------------
<*> Закон Украины от 10 декабря 1991 года "О действии международных договоров на территории Украины".
По мнению Экономического Суда, несоответствие сделанных государствами оговорок материальным и процессуальным нормам Венской конвенции нельзя объяснить ненадлежащей работой депозитария. Депозитарий в лице Министерства иностранных дел Республики Беларусь выполнял свои функции, направляя соответствующие копии соглашений с оговорками к ним государствам - участникам соглашений. Ни одно государство, за исключением Республики Армения, возразившей против оговорки Азербайджанской Республики к Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (Нота от 1 ноября 1995 года), заявлений о возражении не сделало.
Надлежащую работу депозитария по ознакомлению государств - участников соглашений с оговорками к ним можно проиллюстрировать на примере дипломатической переписки Министерства иностранных дел Республики Беларусь, как бывшего депозитария документов Содружества, с государствами - участниками Содружества на предмет согласия или возражения против оговорок, сделанных Азербайджанской Республикой к Соглашению о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза от 21 октября 1994 года, Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, от 21 октября 1994 года, а также Решению Совета глав государств Содружества о Меморандуме Совета глав государств Содружества Независимых Государств "Основные направления интеграционного развития Содружества Независимых Государств" и Перспективном плане интеграционного развития Содружества Независимых Государств от 21 октября 1994 года (исх. N 12/9174-Н от 6 октября 1995 года, исх. N 12/2120-Н от 7 марта 1995 года, исх. N 12/4634-Н от 24 мая 1995 года). Следует подчеркнуть, что депозитарий в ноте, направленной в Министерство иностранных дел Азербайджанской Республики, вполне обоснованно указал на несоответствие оговорок, сделанных Азербайджанской Республикой, положениям Венской конвенции (исх. N 12/2120-Н от 7 марта 1995 года). Так, оговорки Азербайджанской Республики к Соглашению о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза от 21 октября 1994 года были квалифицированы как противоречащие объекту и целям указанного Соглашения, а к Меморандуму Совета глав государств Содружества Независимых Государств "Основные направления интеграционного развития Содружества Независимых Государств" от 21 октября 1994 года - как не подпадающие под действие Венской конвенции, поскольку указанный акт не является договором. <*>
--------------------------------
<*> Однако нельзя однозначно согласиться со ссылкой депозитария на статью 27 Венской конвенции как на основание неправомерности оговорки к Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, от 21 октября 1994 года. Указанная статья отрицает возможность ссылаться на положения внутреннего права в качестве оправдания невыполнения договора. Азербайджанская Республика при присоединении к Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, сделала оговорку о приоритете национального законодательства. Оговорка может быть признана правомерной, если в Конституции Азербайджанской Республики признается верховенство Конституции и законов Республики.
Резюмируя изложенное, Экономический Суд считает необходимым отметить следующее.
Поскольку абсолютное большинство анализируемых соглашений относится к открытым договорам, оговорки к ним не требуют специального принятия их государствами - участниками соглашений (статья 20 Венской конвенции). Исключение составляют оговорки:
Украины к Соглашению о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства от 30 декабря 1991 года,
Республики Армения, Республики Молдова, Туркменистана к Соглашению о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 года,
Туркменистана и Украины к Соглашению о создании объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 года,
которые нуждались в принятии всеми государствами - участниками в силу того, что указанные Соглашения относятся к закрытым договорам. Отсутствие в течение года заявлений о возражении против оговорок позволяет считать их принятыми путем молчаливого согласия, а государства, сделавшие оговорку, - участниками соответствующих соглашений (статья 20 Венской конвенции).
Венская конвенция (подпункты "а", "б" пункта 1 статьи 21) регламентирует юридические последствия правомерных оговорок. Согласно этому международно-правовому документу, в случае принятия оговорки государства другими участниками договора, данное государство становится участником договора и на него распространяются все его положения, за исключением тех, к которым сделана оговорка. Такие положения не применяются во взаимоотношениях государства, сделавшего оговорку, с другими участниками договора.
Если государство возражает против оговорки другого государства, то оно может сделать заявление о невозможности принятия договора в целом в отношении государства, сделавшего оговорку. Если оно не делает такого заявления, то договор между указанными государствами не будет применяться только в отношении статьи, к которой сделана оговорка и против которой имеется возражение (пункт 3 статьи 21 Венской конвенции).
Хотя в Венской конвенции не содержится положений о неправомерных оговорках, представляется логичным вывод о том, что нарушения процессуальных норм, касающиеся формы заявления оговорки, не делают такую оговорку недействительной.
Если оговорка не соответствует материальным нормам, то государства - участники договора путем возражения против данной оговорки могут лишить государство возможности стать участником договора. Показательно в этом отношении возражение Республики Армения против оговорки, сделанной Азербайджанской Республикой к Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, от 21 октября 1994 года, которая не только квалифицировала ее как несовместимую с принципами международного права, но и высказалась против присоединения Азербайджанской Республики к данной Конвенции (Нота от 1 ноября 1995 года). Чтобы стать участником договора, государство, в соответствии с Венской конвенцией (пункт 4 статьи 23), может в любое время снять оговорку, равно как другое государство - снять возражение. Отсутствие возражений против неправомерной оговорки делает государство участником договора с наступлением тех же юридических последствий в отношении действия договора, как и при правомерных оговорках. Практика действия неправомерных норм допускается международным правом при условии их соблюдения государствами, но на них нельзя ссылаться при разрешении споров в международных органах.
Учитывая изложенное, Экономический Суд считает целесообразным дать следующие рекомендации:
1. Оговорки (особое мнение, замечание, заявление, оговорка) могут быть сделаны как государством - участником договора, так и присоединяющимся государством при подписании, ратификации и утверждении договора.
2. Оговорка, сделанная государством при подписании договора, в случае вступления его в силу с момента подписания, должна быть оформлена как отдельный официальный документ, прилагаемый к договору. Если в момент подписания договора государство не готово сформулировать и оформить оговорку надлежащим образом, оно может прислать документ, содержащий оговорку, на имя депозитария договора в течение трех месяцев.
3. Если по условиям договора или согласно внутригосударственной процедуре договор подлежит ратификации, то оговорка, сделанная при подписании договора, должна быть отражена в ратификационной грамоте государства или в протоколе об обмене или сдаче на хранение ратификационных грамот, либо в обоих указанных документах. В противном случае оговорка считается незаявленной.
4. Оговорка может формулироваться государством лишь относительно таких статей договора, которые не являются существенными для его содержания, не должна нарушать целостности договора и препятствовать его выполнению другими участниками.
5. Если в договоре содержатся положения, запрещающие делать оговорки либо ограничивающие возможность их заявления только в отношении конкретных статей, государство может формулировать оговорки к статьям, разрешенным в договоре.
6. Депозитарий, рассылая копии договора с оговорками государствам - участникам, должен информировать их о праве заявлять возражения против оговорок.
7. Если депозитарий считает, что оговорки, сделанные государством - участником или присоединяющимся государством, несовместимы с объектом и целями договора или не допускаются договором, он должен сообщить о неправомерности оговорок государству - заявителю. Всех других участников договора депозитарий информирует, что они не только могут возразить против оговорки, но и заявить о прекращении действия договора между собой и государством, сделавшим оговорку.
Если договор, к которому сделана оговорка, является закрытым, то депозитарий, рассылая копии участникам договора, должен информировать их о необходимости признания такой оговорки всеми участниками договора в течение года.
В случае отсутствия заявлений о признании или возражении против оговорки в течение указанного срока депозитарий признает такую оговорку принятой государствами - участниками путем молчаливого согласия.
И.о. Председателя
Х.ТОЛИБОВ

"ПРОТОКОЛ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ В ОБЛАСТИ ВАЛЮТНОГО И ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ РОССИИ ПО ВАЛЮТНОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ И СЛУЖБОЙ КОНТРОЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ"(Подписан в г. Москве 15.05.1996)  »
Международное законодательство »
Читайте также