РЕШЕНИЕ Экономического Суда СНГ n 11/95/С-1/4-96<О ТОЛКОВАНИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ОТ 16 ИЮНЯ 1993 Г.>(Принято в г. Минске 25.03.1996)


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ N 11/95/С-1/4-96
(Минск, 25 марта 1996 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - и.о. председателя Экономического Суда Толибова Х.,
судей Экономического Суда Абдрахманова С.С., Апостола Д.Д., Бегалиева М.А., Бекенова Р.А., Вылкова И.К., Керимбаевой А.Ш., Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Симоняна Г.В.,
при секретаре Быстровой С.И.,
с участием:
начальника управления международных экономических отношений Министерства внешних экономических связей Республики Беларусь Шиха В.А.,
генерального советника Экономического Суда Боровцова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Арбитража Республики Молдова о толковании, установил:
16 июня 1993 года между Правительством Республики Молдова и Правительством Республики Беларусь было заключено Соглашение о свободной торговле, которое вступило в силу 12 декабря 1994 года, после выполнения сторонами Соглашения необходимых внутригосударственных процедур.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 данного Соглашения, "Договаривающиеся Стороны не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, на экспорт и / или импорт товаров, происходящих из таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенной территории другой Договаривающейся Стороны".
Во исполнение указанного Соглашения в Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 19 апреля 1995 года N 218 было включено положение о невзимании экспортных пошлин при вывозе в Республику Молдова товаров, происходящих из Республики Беларусь (последний абзац пункта 2).
6 января 1995 года Правительство Республики Беларусь подписало с Правительством Российской Федерации Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, в котором, в частности, предусмотрено установление общих таможенных тарифов в отношении третьих стран (пункт 2 "а" статьи 1, пункт 1.1 статьи 2).
Основываясь на данном Соглашении, Кабинет Министров Республики Беларусь 28 августа 1995 года принял Постановление N 472, которым исключил из своего Постановления от 19 апреля 1995 года последний абзац пункта 2, вследствие чего взимание таможенных пошлин с товаров, экспортируемых в Республику Молдова, было возобновлено.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием запроса Арбитража Республики Молдова о толковании применения положений Соглашения между Правительством Республики Молдова и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 16 июня 1993 года в связи с взиманием Республикой Беларусь таможенных пошлин, не предусмотренных указанным Соглашением.
Заслушав судью - докладчика Абдрахманова С.С., генерального советника Экономического Суда Боровцова В.А., начальника управления международных экономических отношений Министерства внешних экономических связей Республики Беларусь Шиха В.А., исследовав и оценив материалы дела, Экономический Суд пришел к следующим выводам.
Фундаментальным в праве договоров является принцип "pacta sunt servanda" - "договоры должны соблюдаться". Он закреплен в основополагающих международно-правовых документах: Уставе Организации Объединенных Наций; Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24 октября 1970 года; Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года; Уставе Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года и других.
Декларация о принципах международного права устанавливает: "Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным нормам и принципам международного права". Аналогичная норма содержится в статье 26 Венской конвенции: "Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться".
Из приведенных норм следует, что:
государства должны неукоснительно выполнять свои обязательства, независимо от внутренних и внешних факторов;
государство не вправе заключать договоры с третьими государствами в противоречие со своими обязательствами по действующим договорам;
не допускается произвольное одностороннее прекращение и изменение международных договоров, кроме строго определенных случаев и лишь при соблюдении установленных процедур;
сторона в договоре не может ссылаться на положения своего внутреннего права в обоснование невыполнения договора.
В силу того, что Соглашение между Правительством Республики Молдова и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 16 июня 1993 года является международным договором, в отношении его действуют вышеуказанные принципы.
Согласно статье 8 Конституции Республики Беларусь, Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. В законодательстве Республики Беларусь предусмотрено также: если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Беларусь, то применяются правила международного договора.
Исходя из этих принципиальных положений, следует констатировать, что подписание Соглашения о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995 года и принятие Кабинетом Министров Республики Беларусь Постановления от 28 августа 1995 года N 472 не дают оснований для неисполнения Республикой Беларусь своих обязательств перед Республикой Молдова по Соглашению о свободной торговле от 16 июня 1993 года.
По мнению Суда, положение пункта 2 статьи 8 Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, предусматривающее обязанность Договаривающихся Сторон привести другие заключенные ими международные договоры в соответствие с данным Соглашением в случае противоречия последнему, не порождает у Республики Беларусь право одностороннего прекращения или изменения Соглашения с Республикой Молдова.
В Венской конвенции (статьи 60, 61, 62, 64) содержится исчерпывающий перечень оснований, позволяющих участнику договора требовать его прекращения, ни одно из которых в данном случае не имеет места. Но и при наличии таких оснований Правительство Республики Беларусь должно было бы, в соответствии с Венской конвенцией (статьи 54, 65), осуществить процедуру, направленную на прекращение действия Соглашения с Правительством Республики Молдова (которая предусмотрена также в статье 19 данного Соглашения).
Равным образом, изменение данного Соглашения может быть произведено при соблюдении определенных условий и только в результате переговоров между Правительством Республики Молдова и Правительством Республики Беларусь (статьи 39 - 41 Венской конвенции). При этом основным из этих условий является следующее: договор может быть изменен лишь по соглашению между его участниками.
Выводы Суда основываются также на известном в международном праве положении, определяемом как "pacta tertiis nec nocent nec prosunt" - "договор не создает обязательств для третьего государства без его на то согласия" (статья 34 Венской Конвенции). Обязательство для третьего государства возникает из положения договора лишь тогда, когда третье государство определенно принимает на себя в письменной форме это обязательство (статья 35 Венской конвенции).
В связи с этим, возложенное на Республику Молдова косвенным путем, вследствие подписания Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, обязательство уплаты таможенных пошлин за экспортируемые из Республики Беларусь товары, от которого она освобождена по Соглашению между Правительством Республики Молдова и Правительством Республики Беларусь, при отсутствии ее письменного согласия не имеет юридической силы.
Кроме того, анализ Соглашения о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией показывает, что это Соглашение как в целом, так и его положение, предусматривающее установление общих для Республики Беларусь и Российской Федерации таможенных тарифов в отношении третьих стран, не влечет обязанность Республики Беларусь отменить таможенные льготы, определенные Соглашением между Правительством Республики Молдова и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле. Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией не конкретизирует, какие именно общие тарифы и на какие виды товаров должны быть установлены. Суд полагает, что понятие "общие таможенные тарифы" в контексте данного Соглашения включает в себя как одинаковые ставки таможенных пошлин на одни и те же товары, так и одинаковые таможенно-тарифные льготы в отношении третьих стран. Соответственно, таможенные льготы, определенные Республикой Беларусь в отношении Республики Молдова Соглашением о свободной торговле, должны быть учтены при установлении общих для Республики Беларусь и Российской Федерации таможенных тарифов.
На основании изложенного Экономический Суд считает, что Соглашение между Правительством Республики Молдова и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 16 июня 1993 года должно выполняться в полном объеме, независимо от того, что акт национального законодательства Республики Беларусь, а именно, Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 28 августа 1995 года N 472, содержит противоречащую данному Соглашению норму.
Руководствуясь пунктом 5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и пунктами 13.4, 13.5 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд решил:
1. По запросу Арбитража Республики Молдова дать следующее толкование.
Соглашение между Правительством Республики Молдова и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 16 июня 1993 года является международным договором, в отношении которого действуют принципы международного права:
- договор должен выполняться в полном объеме;
- стороны не вправе заключать договоры с третьими государствами, вступающие в противоречие с их обязательствами по действующим договорам;
- положения договора могут быть изменены только с согласия сторон;
- не допускается произвольное одностороннее прекращение и изменение договоров, кроме случаев, определенных Венской Конвенцией о праве международных договоров 1969 года, и лишь при соблюдении установленных процедур;
- стороны договора не могут ссылаться на положения своего внутреннего права в обоснование невыполнения договора.
2. Копию решения направить правительствам Республики Беларусь и Республики Молдова, Арбитражу Республики Молдова, Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза, Исполнительному Секретариату Содружества Независимых Государств и судебно-арбитражным органам государств - участников Содружества.
3. Решение может быть обжаловано в Пленум Экономического Суда Содружества Независимых Государств в трехмесячный срок со дня получения сторонами его копии.
4. Решение подлежит опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств.
И.о. Председателя
Экономического Суда
Х.ТОЛИБОВ

"ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И КОРОЛЕВСТВОМ ИСПАНИЯ ОБ ОКАЗАНИИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ"(Подписан в г. Москве 25.03.1996)  »
Международное законодательство »
Читайте также