"ДЕКЛАРАЦИЯ САНЫ О СОДЕЙСТВИИ УКРЕПЛЕНИЮ НЕЗАВИСИМЫХ И ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ"(Принята в г. Сане 07.01.1996 - 11.01.1996 на Семинаре по содействию укреплению независимых и плюралистических средств информации арабских государств)


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
ДЕКЛАРАЦИЯ САНЫ
О СОДЕЙСТВИИ УКРЕПЛЕНИЮ НЕЗАВИСИМЫХ И ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ
(Сана, 7 - 11 января 1996 года)
Мы, участники Семинара по содействию укреплению независимых и плюралистических средств информации арабских государств, проводившегося в рамках Организации Объединенных Наций и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в Сане, Йемен, с 7 по 11 января 1996 г.,
принимая во внимание статью 19 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит, что "каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ",
ссылаясь на Резолюцию 59 (I) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 14 декабря 1946 г., в которой утверждается, что свобода информации является одним из основных прав человека, а также на Резолюцию 45/76 A Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1990 г. об информации на службе человечества,
ссылаясь на Резолюцию 104, которая была принята Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) на ее двадцать пятой сессии в 1989 г. и в которой обращается внимание на содействие развитию "свободного распространения идей словесным и изобразительным путем как на международном, так и на национальном уровнях",
ссылаясь также на Резолюцию 4.3, принятую Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее двадцать шестой сессии, в которой признается, что "свободная, плюралистическая и независимая пресса является существенным элементом любого демократического общества" и предлагается Генеральному директору "распространить на другие регионы мира усилия ... с целью поощрения свободы прессы и содействия независимости и плюрализму средств массовой информации",
ссылаясь далее на решение Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 декабря 1993 г. относительно проведения 3 мая Всемирного дня свободы печати,
отмечая с удовлетворением Резолюцию 4.6 двадцать восьмой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (1995 г.), которая, подчеркнув их "важнейшее значение", одобрила Декларации, принятые участниками семинаров, состоявшихся в Виндхуке, Намибия (29 апреля - 3 мая 1991 г.), в Алма-Ате, Казахстан (5 - 9 октября 1992 г.), и в Сантьяго, Чили (2 - 6 мая 1994 г.), а также выразила убеждение в том, что "совместный региональный семинар ЮНЕСКО и Организации Объединенных Наций... по содействию укреплению независимых и плюралистических средств информации арабских государств, который состоится в Сане, Йемен, в начале 1996 г., будет содействовать созданию условий, позволяющих плюралистическим средствам информации развиваться и эффективно участвовать в процессах демократизации и развития в арабском регионе",
подчеркивая растущую роль Международной программы развития коммуникации (МПРК) ЮНЕСКО, Межправительственный совет которой на своей сессии в феврале 1992 г. решил предоставить приоритет проектам, направленным на укрепление независимых и плюралистических средств информации,
отмечая жизненно важное значение доступа женщин к свободному выражению убеждений и к принятию решений в области средств информации,
отмечая с удовлетворением заявления, сделанные на открытии Семинара от имени Генерального секретаря Организации Объединенных Наций заместителем Генерального секретаря по вопросам информации общественности, и от имени Генерального директора ЮНЕСКО заместителем Генерального директора по вопросам коммуникации, информации и информатики,
выражая нашу искреннюю признательность Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО за проведение данного Семинара,
выражая также нашу искреннюю признательность всем межправительственным, правительственным и неправительственным органам, организациям, учреждениям и фондам, которые способствовали усилиям Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО по организации данного Семинара,
выражая нашу благодарность правительству, народу, а также организациям и работникам средств информации Йеменской Республики за их гостеприимство, которое способствовало успеху этого Семинара,
выражаем нашу полную поддержку и приверженность принципам Виндхукской декларации, признавая ее важнейшее значение для содействия развитию свободных, независимых и плюралистических средств печати и вещания во всех регионах мира, и стремимся к практическому применению принципов, заложенных в этой Декларации;
приветствуем всемирную тенденцию к демократии, свободе выражения убеждений и к свободе печати, признаем усилия, предпринимаемые рядом арабских стран в этом направлении, и настоятельно призываем все арабские государства участвовать в этом историческом процессе;
выражаем убежденность в том, что появление новых информационных и коммуникационных технологий способствует подлинному сотрудничеству, развитию, демократии и миру; признаем вместе с тем, что эти технологии могут быть использованы для манипулирования общественным мнением; и отмечаем, что некоторые правительства используют предполагаемую опасность таких технологий для оправдания ограничений свободы печати;
выражаем сожаление, что в арабском мире журналисты, издатели и другие работники средств информации продолжают быть жертвами преследований, физических нападок, угроз, арестов, задержания, пыток, похищения, изгнания и убийства. Они также подвергаются экономическому и политическому давлению, в том числе увольнениям, цензуре, ограничениям свободы передвижения, у них изымаются паспорта, им отказывают в визах. Наряду с ограничениями на свободное распространение новостей и информации, на распространение периодических изданий внутри стран и через национальные границы средства информации подвергаются также ограничениям в использовании типографского и другого профессионального оборудования и материалов. Системы лицензирования и злоупотребления в регулировании ограничивают возможности издания и вещания;
считаем, что арест и задержание журналистов на основании их профессиональной деятельности являются серьезными нарушениями прав человека, и настоятельно призываем правительства тех арабских стран, в которых журналисты содержатся в тюрьме по этим причинам, обеспечить их незамедлительное и безусловное освобождение. Журналистам, которым пришлось покинуть свои страны, следует обеспечить возможность свободного возвращения и возобновления своей профессиональной деятельности. Тем, кто подвергся необоснованному увольнению, следует предоставить возможность восстановиться в своей должности.
Заявляем о следующем:
Арабским государствам необходимо обеспечить и в соответствующих случаях укрепить конституционные и правовые гарантии свободы выражения убеждений и свободы печати и следует отменить те законы и меры, которые ограничивают свободу печати; тенденции правительств устанавливать пределы, так называемую "красную черту", вне сферы действия закона ограничивают эти свободы и являются неприемлемыми.
Создание подлинно независимых представительных ассоциаций, объединений или профсоюзов журналистов, а также ассоциаций издателей и печатников является вопросом приоритета в тех арабских странах, где такие организации в настоящее время еще не существуют. Любые правовые и административные препятствия созданию независимых журналистских организаций следует устранить. Там, где это необходимо, следует разработать в соответствии с международными нормами законодательство о трудовых отношениях.
Разумная журналистская практика является наиболее эффективной гарантией против правительственных ограничений и давления со стороны групп, преследующих особые интересы. Определение руководящих принципов в отношении норм журналистской деятельности является делом профессиональных работников средств информации. Любые попытки установить нормы и руководящие принципы должны исходить от самих журналистов. Споры, в которых участвуют средства информации и / или профессиональные работники средств информации в ходе своей профессиональной деятельности, должны разрешаться в суде, и такие случаи следует рассматривать в рамках гражданских, а не уголовных кодексов и процедур.
Следует поощрять создание журналистами своих собственных независимых предприятий средств информации, деятельность и финансирование которых обеспечиваются самими журналистами и которые, в случае необходимости, получают поддержку в виде субсидий, предоставляемых на основе гласности и с гарантиями того, что финансирующие учреждения не вмешиваются в издательскую политику.
Международную помощь в арабских странах следует направить на развитие печатных и электронных средств информации, не зависимых от правительств, с тем чтобы поощрять плюрализм, а также издательскую независимость. Общественные средства информации следует поддерживать и финансировать только в тех случаях, когда они имеют издательскую независимость и когда гарантированы конституциональные реальные свобода информации и выражения убеждений и независимость прессы.
Государственным органам вещания и информационным агентствам следует предоставить статус, обеспечивающий их журналистскую и издательскую независимость в качестве открытых учреждений государственной службы. Следует также поощрять создание независимых информационных агентств и средств вещания с частной и / или общинной собственностью, в том числе в сельских районах.
Правительствам арабских стран следует сотрудничать с Организацией Объединенных Наций и ЮНЕСКО, с другими правительственными и неправительственными учреждениями и организациями в области развития, а также с профессиональными ассоциациями, с тем чтобы:
i) ввести в действие и / или пересмотреть законы в целях обеспечения соблюдения прав на свободу выражения убеждений и свободу печати, а также юридически обязательного свободного доступа к информации; устранения монополии контроля над новостями и рекламой; ликвидации всех форм социальной, экономической или политической дискриминации в вещании, в распределении частот, в печатном деле, в распространении газет и журналов, а также в производстве и распределении газетной бумаги; устранения всех барьеров для выпуска новых изданий и ликвидации любых форм дискриминации в области налогообложения;
ii) приступить к деятельности по устранению экономических барьеров для создания и функционирования новых предприятий средств информации, в том числе ограничительных импортных пошлин, тарифов и квот на такие товары, как газетная бумага, типографское оборудование, машины для набора и обработки текстов и телекоммуникационная техника, а также налогов на продажу газет или других ограничений на доступ общественности к средствам информации;
iii) улучшить и расширить подготовку на недискриминационной основе журналистов и менеджеров, а также других работников средств информации в целях повышения их профессионального уровня, в том числе путем создания новых центров подготовки в тех странах, где они не существуют, включая Йемен.
Стремимся к получению помощи со стороны национальных, региональных и международных профессиональных организаций, занимающихся вопросами свободы печати и средств информации, а также со стороны соответствующих неправительственных организаций для создания национальных и региональных сетей с целью мониторинга и борьбы с нарушениями свободы выражения убеждений, для создания банков данных и обеспечения консультаций и технической помощи в области компьютеризации, а также в сфере новых информационных и коммуникационных технологий при том понимании, что ПРООН, МПРК и другие партнеры в области развития будут рассматривать удовлетворение этих потребностей в качестве важного приоритета.
Просим национальные комиссии арабских государств по делам ЮНЕСКО оказать помощь в организации национальных и региональных совещаний в целях укрепления свободы печати и поощрения создания независимых учреждений средств информации.
Международному сообществу следует способствовать осуществлению и достижению целей этой Декларации.
Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций следует представить настоящую Декларацию Генеральной Ассамблее, а Генеральному директору ЮНЕСКО - Генеральной конференции в целях ее осуществления и принятия последующих мер.

Международное законодательство »
Читайте также