РЕШЕНИЕ Экономического суда СНГ n 08/95<О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ В УСТАВ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАТУСА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА>(Принято в г. Минске 13.12.1995)


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ N 08/95
(Минск, 13 декабря 1995 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда Дашука Л.А.,
судей Экономического Суда Абдрахманова С.С., Апостола Д.Д., Бегалиева М.А., Бекенова Р.А., Керимбаевой А.Ш., Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Симоняна Г.В., Толибова Х.,
при секретаре Мадудиной Т.И.,
с участием:
представителя Межгосударственного банка Бурмана М.А.,
генерального советника Экономического Суда Лазаренкова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Межгосударственного банка о толковании,
установил:
Основанием для запроса Межгосударственного банка о толковании послужила необходимость внесения в Устав Банка изменений и дополнений с целью совершенствования статуса Межгосударственного банка. Между тем правовой механизм внесения изменений и дополнений в Устав Межгосударственного банка определяется документами Содружества неоднозначно.
Устав Межгосударственного банка является неотъемлемой частью Соглашения об учреждении Межгосударственного банка, подписанного главами государств - участников Содружества 22 января 1993 года. Согласно части 12 статьи 8 Устава Банка дополнения и изменения к нему могут быть внесены в форме специальных протоколов с согласия всех Договаривающихся Сторон.
21 октября 1994 года Совет глав государств Содружества Решением о совершенствовании деятельности органов Содружества Независимых Государств установил, что на рассмотрение Совета глав государств выносятся вопросы, определяющие стратегическое направление развития Содружества по проблемам политического, экономического и военного сотрудничества. Совету глав правительств, Совету министров иностранных дел, Совету министров обороны, Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза и другим органам Содружества поручено принимать окончательные решения по вопросам, входящим в их компетенцию.
В развитие этого положения Совет глав правительств Содружества Протокольным решением от 9 декабря 1994 года предоставил Совету Межгосударственного банка право вносить изменения и дополнения в Устав Банка.
В связи с изложенным Межгосударственный банк просит Экономический Суд дать толкование по следующим вопросам:
1. В каком порядке вносятся изменения и дополнения в Устав Банка?
2. Достаточно ли для внесения изменений и дополнений в Устав Межгосударственного банка принятия решения Советом Банка?
3. Каким образом Межгосударственный банк приобретает права юридического лица? Требуется ли соблюдение процедуры регистрации Межгосударственного банка? Если требуется, то в каком порядке Межгосударственный банк подлежит регистрации?
Заслушав судью - докладчика Толибова Х., представителя Межгосударственного банка Бурмана М.А., исследовав материалы дела и другие документы, относящиеся к существу запроса, проанализировав заключение генерального советника Экономического Суда Лазаренкова Е.В., Экономический Суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 14 Соглашения об учреждении Межгосударственного банка оно вступает в силу со дня его подписания, а для Договаривающихся Сторон, законодательство которых требует ратификации таких соглашений, - со дня сдачи ратификационных грамот государству - депозитарию.
В настоящее время Соглашение ратифицировано всеми государствами - участниками Соглашения, за исключением Украины, которая представила ноту о применении условий Соглашения до его ратификации. Все государства, ратифицировавшие Соглашение, сдали ратификационные грамоты Правительству Республики Беларусь - депозитарию Соглашения - к июлю 1994 года, не заявив при этом о неприменении Соглашения в отношении Украины.
Следовательно, Соглашение вступило в силу для всех государств - участников со дня сдачи ратификационных грамот государству - депозитарию, а в отношении Украины Соглашение применяется временно до момента его ратификации либо направления уведомления о своем намерении не становиться участником Соглашения.
Положения части четвертой статьи 2 Соглашения и части второй преамбулы Устава Банка, определяющие Устав Банка как неотъемлемую часть Соглашения, а также процедура их подписания и ратификации свидетельствуют о том, что текст Соглашения и текст Устава Банка представляют собой международный договор, состоящий их двух документов, один из которых, Соглашение, регламентирует условия и общие принципы создания межгосударственного субъекта, а второй, Устав Банка, - функции и порядок деятельности данного субъекта, процедуру создания, компетенцию его органов управления и другие вопросы.
Следовательно, внесение изменений и дополнений в Устав Банка означает внесение изменений и дополнений в составную часть единого документа - Соглашения.
В силу статьи 12 Соглашения оно может быть изменено лишь с согласия всех Договаривающихся Сторон, под которыми следует понимать, исходя из преамбулы Соглашения, государства - участники Соглашения. Дополнения и изменения в Устав Банка могут быть внесены в форме специальных протоколов также с согласия всех Договаривающихся Сторон (часть 12 статьи 8 Устава Банка).
В соответствии с нормами международного публичного права (статья 11 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года) согласие государства на обязательность для него договора может быть выражено подписанием договора, обменом документами, образующими договор, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором условились Стороны договора.
Статья 14 Соглашения предусматривает, по сути, два способа выражения согласия Договаривающихся Сторон - ратификацию и подписание (для государств - участников, законодательство которых не требует ратификации таких соглашений). Следовательно, согласие на внесение изменений и дополнений в Устав Банка, равно как и изменений в текст Соглашения, должно быть выражено одним из этих способов.
Соглашением и Уставом Банка не предусмотрен порядок внесения изменений и дополнений в тексты этих документов. Только применительно к форме вносимых изменений и дополнений в Устав Банка предусмотрено, что они вносятся специальными протоколами.
Согласно статье 40 Венской конвенции о праве международных договоров, если договор не предусматривает иное, необходимо руководствоваться (следующим: все Договаривающиеся государства должны уведомляться о любом предложении, касающемся поправок к многостороннему договору, которые должны действовать в отношениях между всеми участниками, причем каждое из Договаривающихся государств имеет право участвовать в:
а) принятии решения о том, что следует сделать в отношении такого предложения;
б) переговорах и заключении любого соглашения о внесении поправок в договор. Каждое государство, имеющее право стать участником договора, также имеет право стать участником договора, в который были внесены поправки. При этом Конвенцией предусмотрен важнейший принцип международного публичного права - суверенного равенства государств - участников договора: соглашение о внесении поправок не связывает государство, уже являющееся участником договора, но не ставшее участником соглашения о внесении поправок в договор (часть 4 статьи 40).
Исходя из данных положений, было бы неправомерным рассматривать Протокольное решение Совета глав правительств Содружества от 9 декабря 1994 года о предоставлении Совету Межгосударственного банка права внесения изменений и дополнений в Устав Банка в качестве договора государств - участников Соглашения о его изменении. Поскольку компетенция Совета Банка устанавливается Уставом Банка, являющимся неотъемлемой частью Соглашения, любое ее изменение должно производиться в договорном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными Соглашением и Уставом Банка, - в форме специального протокола Договаривающихся Сторон о внесении поправок в часть 3 статьи 7 Устава Банка, определяющую компетенцию Совета Банка.
Анализ учредительных документов Межгосударственного банка (Соглашения и Устава Банка) позволяет утверждать, что Банк - это международная организация, которая создана в соответствии с нормами международного публичного права.
Учредительный акт Межгосударственного банка представляет собой международный договор. Членами Банка являются суверенные государства. Соглашением и Уставом Банка предусмотрена система постоянно действующих органов управления Банком: Совет и президент Банка.
Межгосударственный банк является международным расчетным и кредитно-финансовым учреждением (часть 2 статьи 1 Устава Банка).
Межгосударственный банк наделен международной правосубъектностью: правом заключать международные соглашения в пределах его компетенции (часть 4 статьи 1 Устава Банка), участвовать в международных финансовых и банковских организациях и союзах (статья 2 Соглашения), а также привилегиями и иммунитетами в отношениях с государством пребывания (статья 2 Соглашения, часть 5 статьи 1 и часть 8 статьи 8 Устава Банка).
На основании этих положений вопрос о приобретении Межгосударственным банком прав юридического лица следует решать в соответствии с нормами международного публичного права.
Соглашение об учреждении Межгосударственного банка (статья 2) и Устав Банка (часть 3 статьи 1), предоставляя Банку статус юридического лица, вместе с тем не определяют момент приобретения Банком прав юридического лица.
Международное публичное право предусматривает, что международная организация приобретает права юридического лица в порядке, предусмотренном учредительным актом (соглашением, уставом, договором), являющимся, по существу, международным договором. В случае, если порядок приобретения международной организацией прав юридического лица в учредительном акте не предусмотрен, она приобретает такие права в момент вступления в силу учредительного акта.
Основываясь на установленном выше положении о том, что Устав Банка является неотъемлемой частью Соглашения, следует констатировать, что Межгосударственный банк приобретает права юридического лица с момента вступления в силу Соглашения об учреждении Межгосударственного банка (в соответствии с вышеупомянутой статьей 14 Соглашения).
Актами Содружества Независимых Государств не предусматривается регистрация международных организаций как субъектов международного права. Национальное законодательство государств - учредителей международной организации применимо в этом отношении в пределах, установленных соответствующим международным договором.
В учредительных документах Межгосударственного банка предусматривается, что Устав Банка регистрируется в соответствии с законодательством государства пребывания (часть 13 статьи 8 Устава Банка). При этом устанавливается также, что отношения между Банком и государством его пребывания определяются соответствующим соглашением (статья 2 Соглашения, часть 5 статьи 1 Устава Банка).
Законодательством Российской Федерации, государства местопребывания Банка, не установлена обязательность регистрации международных организаций - субъектов международного публичного права (Федеральный Закон от 21 октября 1994 года "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и Закон РСФСР от 13 декабря 1991 года "О банках и банковской деятельности в РСФСР", с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Российской Федерации от 24 июня 1992 года).
Соглашение об условиях пребывания Межгосударственного банка на территории Российской Федерации, в котором Стороны могли бы предусмотреть необходимость и порядок регистрации Банка (Устава Банка), на момент рассмотрения дела в Экономическом Суде не заключено.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Межгосударственным банком об условиях пребывания Межгосударственного банка на территории Российской Федерации заключено 30.07.1996. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и пунктом 13.4 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств Экономический Суд решил:
По запросу Межгосударственного банка дать следующее толкование:
1. Дополнения и изменения в Устав Межгосударственного банка вносятся с согласия всех Договаривающихся Сторон в форме специального протокола с последующим выполнением государствами - участниками Соглашения об учреждении Межгосударственного банка от 22 января 1993 года внутригосударственных процедур (ратификация, сдача ратификационных грамот государству - депозитарию либо подписание протокола - для государств - участников, законодательство которых не требует ратификации таких документов).
2. Совет Межгосударственного банка не наделен правом самостоятельного принятия решений о внесении изменений и дополнений в Устав Банка. Совет Банка вправе обсудить на своем заседании предлагаемые дополнения и изменения в Устав Банка и направить их в установленном порядке для принятия окончательного решения Советом глав государств.
3. Межгосударственный банк приобретает права юридического лица с момента вступления в силу Соглашения об учреждении Межгосударственного банка. Регистрация Устава Банка осуществляется в соответствии с законодательством государства пребывания.
4. Копию Решения направить для сведения в Межгосударственный банк, Исполнительный Секретариат Содружества, Межгосударственный экономический комитет Экономического союза и государствам - участникам Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств.
5. Решение может быть обжаловано в месячный срок после получения его копии в Пленум Экономического Суда Содружества Независимых Государств.
6. В соответствии со ст. 16 Положения об Экономическом Суде, Содружества Независимых Государств решение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств - участников.
Председатель
Л.А.ДАШУК

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2006 n 17-ФЗ"О РАТИФИКАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНЫМ СОЮЗОМ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗОНАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА ЭЛЕКТРОСВЯЗИ"(принят ГД ФС РФ 16.12.2005)  »
Международное законодательство »
Читайте также