РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"ОБ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ И ПОДГОТОВКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ И ОБ ИНФОРМАЦИИ О ХОДЕ ДВУСТОРОННИХ ПЕРЕГОВОРОВ ПО ВОПРОСАМ ТАРИФНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ И СОГЛАСОВАНИИ ГРАФИКОВ ИХ ПОЭТАПНОЙ ОТМЕНЫ"(Вместе с "ТОВАРНЫМИ ГРУППАМИ...")(Принято в г. Чолпон-Ате 16.04.2004)


РЕШЕНИЕ
ОБ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ ВО ВЗАИМНОЙ
ТОРГОВЛЕ И ПОДГОТОВКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ И
ОБ ИНФОРМАЦИИ О ХОДЕ ДВУСТОРОННИХ ПЕРЕГОВОРОВ ПО ВОПРОСАМ
ТАРИФНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ И СОГЛАСОВАНИИ ГРАФИКОВ
ИХ ПОЭТАПНОЙ ОТМЕНЫ
(Чолпон-Ата, 16 апреля 2004 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Принять к сведению Информацию об ограничениях во взаимной торговле и подготовке предложений по их устранению и Информацию о ходе двусторонних переговоров по вопросам тарифных ограничений и согласовании графиков их поэтапной отмены.
2. Считать целесообразным сосредоточить усилия правительств государств-участников СНГ на выполнении мероприятий, предусматривающих принятие в кратчайший срок графиков отмены действующих тарифных изъятий и поэтапное сокращение нетарифных ограничений во взаимной торговле.
Совершено в городе Чолпон-Ате 16 апреля 2004 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)



ИНФОРМАЦИЯ
ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ
И ПОДГОТОВКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ
Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Протоколом к нему от 2 апреля 1999 г. предусмотрена поэтапная ликвидация тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле государств-участников СНГ.
Однако, несмотря на тенденцию к либерализации взаимного торгового обмена в рамках СНГ, большинство государств Содружества временно сохраняют ряд ограничительных мер регулирования импорта и экспорта товарной продукции.
В целом это корреспондируется с общемировой практикой. Причем значительная часть торговых ограничений во взаимоотношениях государств-участников СНГ, как и в мировой практике, приходится на импорт. Барьеры при экспорте ограниченно применяются государствами Содружества, как правило, в фискальных целях либо для сохранения части специфического товара на внутреннем рынке.
Тарифные ограничения
Применение ограничений (изъятий из режима свободной торговли) регламентировано положениями статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и п. 10 Протокола от 2 апреля 1999 г. о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли: "В торговле между Сторонами с момента вступления в силу для них настоящего Протокола не будут вводиться новые, дополнительно к ранее зафиксированным в двусторонних соглашениях, количественные и тарифные ограничения импорта и (или) экспорта и меры, имеющие эквивалентное действие". Этим же пунктом предусмотрено согласование поэтапной отмены изъятий.
Фиксация тарифных ограничений (изъятий) из режима свободной торговли в форме таможенных пошлин, а также налогов и сборов, имеющих с ними эквивалентное действие, в основном завершена в ходе переговорного процесса. Изъятия официально зафиксированы в 11 двусторонних протоколах по 27 товарным группам, подгруппам, позициям, субпозициям Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ (из более 11 тысяч позиций Товарной номенклатуры). Изъятия по некоторым позициям пока практически не используются. Республика Армения, Кыргызская Республика и Республика Молдова полностью не применяют изъятия в торговле с государствами-участниками СНГ (в 2003 году Молдова временно исключила из режима свободной торговли с Украиной свекловичный и тростниковый сахар, спирт этиловый, спиртовые настои и ликероводочные изделия).
Тарифные ограничения при импорте включают преимущественно подакцизные товары группы 22 "Алкогольные и безалкогольные напитки", группы 24 "Табак и промышленные заменители табака" и сахар. Тарифные ограничения при экспорте распространяются главным образом на продукты животноводства и металлургии.
Азербайджанская Республика применяет также ограничения при импорте товаров из Республики Казахстан и Российской Федерации (подписаны соответствующие двусторонние протоколы с Казахстаном 10 июня 1997 г. и Россией 29 ноября 2000 г.).
Грузия применяет тарифные ограничения при импорте из Российской Федерации. Двусторонний протокол подписан 10 июля 2001 г.
Республика Казахстан применяет ограничения при импорте из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии, Республики Узбекистан, Украины. Подписаны протоколы с Азербайджаном 10 июня 1997 г., Арменией 2 июня 1997 г., Грузией 11 ноября 1997 г. (ратифицирован 16 июля 1999 г.), Узбекистаном 2 июня 1997 г. и Украиной 11 сентября 1994 г.
Российская Федерация применяет ограничения при импорте из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии, Республики Молдова, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины. Подписаны протоколы с Азербайджаном 29 ноября 2000 г., Арменией 20 октября 2000 г., Грузией 10 июля 2001 г., Молдовой 29 мая 2001 г. и 27 июня 2003 г., Узбекистаном 24 апреля 2001 г. и Украиной 4 октября 2001 г. Указанными протоколами предусмотрена процедура уведомления сторонами друг друга о введении изъятий не менее чем за 2 месяца до их применения.
Республика Таджикистан в одностороннем порядке применяет тарифные ограничения при импорте из Азербайджана, Армении, Грузии, Молдовы, Туркменистана, Узбекистана и Украины по товарам, внесенным в проект Единого перечня изъятий ЕврАзЭС в торговле с государствами Содружества, не входящими в Таможенный союз.
Республика Узбекистан применяет ограничения при импорте из Российской Федерации в соответствии с двусторонним протоколом от 24 апреля 2001 г.
Украина оформила изъятия с Россией протоколом от 4 октября 2001 г., а также применяет тарифные ограничения при импорте из Беларуси и Молдовы по одной товарной позиции - сахару белому.
В одностороннем порядке тарифные ограничения при импорте применяет Беларусь - по одной товарной позиции (сахар белый) из Азербайджана, Армении, Грузии, Молдовы, Туркменистана, Узбекистана, Украины.
Тарифные ограничения экспорта применяют Казахстан только при экспорте в Республику Молдова и Украина - исходя из подписанных с Беларусью и Казахстаном двусторонних протоколов соответственно от 13 февраля 1998 г. и 29 декабря 1997 г.
Казахстан применяет тарифные ограничения при экспорте в Республику Молдова только в отношении товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям на основе Постановлений Правительства Республики Казахстан от 30 июня 1997 года N 1037 "О лицензировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Республике Казахстан", а также от 18 августа 2000 года N 1282 "Об утверждении списка продукции, подлежащей экспортному контролю в Республике Казахстан". Тарифные ограничения при экспорте в Республику Молдова действуют в отношении товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД: 7601 20, 7604 29 100, 7608 20 910, 7608 20 990.
Тарифные ограничения во взаимной торговле государств Содружества должны быть отменены. Практика функционирования международных торгово-экономических объединений, таких как Европейский союз, НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР и др., подтвердила рациональность применения схем ступенчатого поэтапного устранения тарифных ограничений во взаимной торговле, вплоть до их полной отмены.
В Содружестве работа по отмене действующих тарифных ограничений только началась. Уточнение списков изъятий из режима свободной торговли и (или) графиков их поэтапной отмены проводится в рамках двусторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству с государствами, во взаимной торговле с которыми применяются изъятия.
В 2001 - 2002 годах, по данным Российской Федерации, удельный вес товаров, по которым предусмотрены тарифные изъятия, составил в общем объеме взаимного импорта и экспорта около 0,1 - 0,2% при ввозе и 0,24 - 0,36% при вывозе соответственно.
Российская Федерация внесла свои предложения по графикам поэтапной отмены изъятий Республике Армения, Республике Молдова, Республике Узбекистан и Украине. В настоящее время с указанными государствами проводятся переговоры по согласованию сроков отмены изъятий. В частности, предлагается отмена с 1 января 2004 г. изъятий при импорте Россией табачной продукции (подгруппа 2402) и водки из Молдовы и Узбекистана; с 1 января 2005 г. изъятий при импорте сахара белого из Армении, Молдовы (достигнута договоренность о квотировании в 2004 году импорта свекловичного сахара из Молдовы в объеме 100 тыс. т), Узбекистана; с 1 января 2012 г. изъятий при импорте спирта этилового (группы 2207, 2208 90 910 и 2208 90 990) из Армении, Молдовы и Узбекистана. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о поэтапной отмене изъятий из режима свободной торговли подписан 27 июня 2003 г. Продолжаются переговоры между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой относительно графика поэтапной отмены изъятий из режима свободной торговли. В частности, достигнута договоренность по пиву солодовому (отмена в 2005 году) и сахару белому (2005 год), а также спирту этиловому (2012 год) и табачным изделиям. По табачным изделиям Российская Федерация предлагает отменить изъятия в 2004 году, Азербайджанская Республика - в 2012 году.
Меры нетарифного регулирования взаимной торговли
В настоящее время, по поступившим из государств-участников СНГ данным, в Содружестве нетарифные торговые ограничения охватывают до 200 товарных подгрупп, позиций, субпозиций Товарной номенклатуры ВЭД СНГ. В основном это количественные ограничения взаимной торговли (лицензирование и квотирование), которые применяют практически все государства-участники СНГ.
Статья 13 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. допускает применение общепринятых в международной практике мер государственного регулирования в области внешнеэкономических связей, если эти меры касаются защиты общественной морали и общественного порядка; жизни и здоровья людей; охраны животных и растений; защиты окружающей среды; охраны художественных, археологических и исторических ценностей, составляющих национальное достояние; промышленной и интеллектуальной собственности; торговли золотом, серебром или иными драгоценными металлами и камнями; сохранения невосполнимых природных ресурсов; ограничения экспорта продукции, когда внутренняя цена на эту продукцию ниже мировой в результате государственной поддержки; нарушения платежного баланса.
Разрешены также исключения (государственное регулирование), если эти меры касаются обеспечения национальной безопасности в части торговли оружием, военной техникой и т.д.; поставок расщепляющихся материалов и источников радиоактивных веществ, реализации радиоактивных отходов; действий во исполнение обязательств на основании Устава ООН для сохранения мира и международной безопасности. Остальные количественные ограничения из режима свободной торговли подлежат отмене.
Состав количественных ограничений, применяемых государствами-участниками СНГ, в отдельных случаях выходит за рамки, предусмотренные статьей 13 Соглашения о создании зоны свободной торговли.
Квотирование как ограничительная мера применяется, например, к ряду "чувствительных" секторов торговли. Республика Беларусь - при импорте алкогольной продукции, табачных изделий, сахара-сырца тростникового, экспорте минеральных удобрений, отходов и лома черных и цветных металлов; Российская Федерация - в торговле осетровыми видами рыб (включая икру); Республика Таджикистан - в торговле отходами и ломом черных и цветных металлов, алкогольной и табачной продукцией; Республика Узбекистан применяет в соответствии с двусторонним протоколом от 29 декабря 1994 г. квотирование при экспорте в Украину нефти, нефтепродуктов, хлопкового волокна, ряда цветных металлов и изделий из них.
Лицензирование импорта и экспорта в качестве количественной меры регулирования осуществляется для регистрации и контроля товарных потоков. Советом глав правительств СНГ 30 ноября 2000 г. принят Протокол о правилах лицензирования импорта государствами-участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли, обеспечивающий открытость режимов взаимной торговли в рамках Содружества, защиту экономических интересов отраслей и хозяйствующих субъектов от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции извне.
В настоящее время Азербайджанская Республика применяет лицензирование при импорте этилового (пищевого) спирта, алкогольных напитков и табачных изделий; Грузия - при импорте табачных изделий, экспорта лесоматериалов, лома черных металлов, меди и алюминия; Республика Казахстан - при импорте спирта этилового и алкогольной продукции, уайт-спирита и дистиллятов (подгруппа 2710 ТН ВЭД СНГ), шаров перемалывающих, а также при экспорте алюминиевых сплавов и изделий, стали, никеля (включая отходы и лом), дизельного топлива; Кыргызская Республика - при импорте табака, спирта и алкогольной продукции, при экспорте отходов и лома цветных металлов; Российская Федерация - в торговле осетровыми видами рыб (включая икру), при экспорте шкур рогатого скота и овец, импорте сахара, спирта, водки и крепких спиртных напитков; Республика Таджикистан - в торговле отходами и ломом черных и цветных металлов, алкогольной и табачной продукцией; Украина - при экспорте и импорте алкогольных напитков, спирта этилового и табачных изделий, а также квотирует (в рамках проведения специальных расследований) импорт из России одноразовых пластмассовых шприцев, соды пищевой, цемента, легковых автомобилей.
Состав количественных ограничений, выходящих за рамки, предусмотренные статьей 13 Соглашения о создании зоны свободной торговли, ежегодно корректируется в сторону уменьшения. Так, в 2002 году Беларусью отменено лицензирование или регистрация контрактов при импорте телевизоров, холодильников, безалкогольных напитков, телефонов, бытовых счетчиков газа, частей к ним, шлаков и промышленных отходов, а также при экспорте шпал деревянных непропитанных, тракторов ПО "Минский тракторный завод", сахара белого, широкой номенклатуры пищевых продуктов. Россией в 2002 году отменены специальная пошлина на импорт патоки крахмальной, труб из черных металлов, лицензирование импорта табака и промышленных заменителей табака, экспорта семян подсолнечника, рапса и соевых бобов.
Для применения государствами-участниками СНГ защиты национальных производителей в форме специальных торговых мер имеется соответствующая нормативно-правовая база - положения статьи 13 "а" Протокола о внесении изменений и дополнений от 2 апреля 1999 г. в Соглашение о создании зоны свободной торговли.
В настоящее время введение специальных торговых мер прослеживается преимущественно в торговых отношениях Украины, Республики Казахстан и Российской Федерации. О введении временных специальных торговых мер и о начале разбирательства подробно информирует Исполнительный комитет СНГ только Республика Казахстан,

"СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СССР И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ПОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ О МЕЖДУНАРОДНОМ АВТОМОБИЛЬНОМ СООБЩЕНИИ"(Заключено в г. Москве 07.05.1966)  »
Международное законодательство »
Читайте также