"МЕМОРАНДУМ О ТЕХНИЧЕСКОМ СОДЕЙСТВИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЯПОНИИ ПРОВОДИМЫМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕФОРМАМ ПО ПЕРЕХОДУ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ"(Подписан в г. Токио 27.11.1994)


МЕМОРАНДУМ
О ТЕХНИЧЕСКОМ СОДЕЙСТВИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЯПОНИИ
ПРОВОДИМЫМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕФОРМАМ
ПО ПЕРЕХОДУ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
(Токио, 27 ноября 1994 года)
Первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации О.Н. Сосковец и заместитель Премьер-министра, министр иностранных дел Японии Е. Коно выразили намерение правительств двух стран осуществлять в целях успешного проведения в Российской Федерации реформ по переходу к рыночной экономике, используя при этом опыт послевоенного развития экономики Японии, широкое сотрудничество в деле подготовки кадров, необходимых в рыночных условиях.
Стороны выразили общее мнение о высокой эффективности таких форм подготовки кадров, как стажировки в Японии широкого круга российских специалистов с целью изучения современного состояния, опыта развития японской экономики, а также направление в Российскую Федерацию японских специалистов для обмена информацией и деловых встреч со специалистами центральных министерств и ведомств, местных администраций и предприятий, непосредственно занимающимися вопросами осуществления рыночных реформ.
Стороны приветствовали тот факт, что, руководствуясь подписанным 18 апреля 1991 года Соглашением между Правительством СССР и Правительством Японии о сотрудничестве в оказании технического содействия реформе по переходу к рыночной экономике в СССР, которое эффективно используется двумя странами в деле оказания технического содействия российским реформам, направленным на переход к рыночной экономике, Японская Сторона подтвердила намерение оказывать в период с 1 апреля 1994 года по 31 марта 1995 года техническое содействие России по перечисленным ниже направлениям, а Российская Сторона подтвердила намерение обеспечивать необходимые условия для беспрепятственного осуществления вышеуказанного технического содействия.
1. Экономическое планирование.
Японская Сторона, исходя из важности разработки и осуществления основных направлений в области управления экономикой, включая соответствующие планы экономического развития, для дальнейшего повышения эффективности проводимых в России реформ предпримет следующие шаги:
1) по мере необходимости направит группу экспертов по вопросам макроэкономической структуры российской экономики (запланировано на декабрь 1994 года);
2) будут осуществлены совместные исследования в области макроэкономики, структурных проблем, внешней торговли и в других областях экономической политики;
3) в Японии для российских специалистов будут проведены консультации, а также между специалистами двух стран состоится обмен мнениями по вопросам разработки и осуществления планов экономического развития, методам статистики и анализа экономики и по другим проблемам (ориентировочно декабрь 1994 года, 5 специалистов, около 3 недель);
4) японские специалисты проведут в Российской Федерации семинары по следующим темам: опыт экономического прогнозирования в Японии и его оценка; улучшение инвестиционного климата и контроль за рынком ценных бумаг; совершенствование рыночной экономики и государственное регулирование рыночной экономики; промышленная политика и управление предприятиями (ноябрь 1994 года, командирование 4 специалистов).
Стороны, как правило, два раза в год в России или Японии продолжат регулярные двусторонние консультации специалистов по проблемам состояния и перспектив развития экономик двух стран и другим вопросам (предыдущие консультации состоялись в сентябре 1994 года, очередные консультации планируются на март 1995 года).
2. Финансовая и кредитно-денежная политика.
Японская Сторона пригласит в ноябре 1994 года восемь российских специалистов для прохождения трехнедельной стажировки по вопросам финансовой и кредитно-денежной политики.
3. Промышленная политика.
Японская Сторона, сознавая важность структурных преобразований в промышленности России, осуществит следующие меры:
1) основываясь на результатах семинара по промышленной политике, проходившего в сентябре 1994 года в Москве и касавшегося всего комплекса вопросов, связанных с промышленной политикой, изучит возможности дальнейшего сотрудничества и, учитывая большую роль содействия частным предприятиям через сотрудничество в области промышленных технологий для реформирования промышленной структуры, будет сотрудничать в развитии и совершенствовании промышленных технологий на основе направления и приглашения специалистов, проведения совместных исследований;
2) исходя из того, что содействие эффективному управлению предприятиями, являющимися основными структурными единицами экономики, способствует повышению эффективности управления экономикой в целом, будет разрабатывать планы реструктуризации Красноярского металлургического завода и Кузнецкого металлургического комбината после проведения аналогичной работы на машиностроительном заводе в г. Муроме Владимирской области и текстильной фабрике "Шарм" в Смоленской области.
4. Малое и среднее предпринимательство.
Российская Сторона положительно оценивает результаты предпринятых Правительством Японии мер по предоставлению технической помощи в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Японская Сторона, сознавая необходимость содействия ускоренному развитию малых и средних предприятий для осуществляемого в России перехода к рыночной экономике, учитывая, что организованный в апреле 1992 года в Российской Федерации семинар по данной проблеме принес хорошие результаты, осуществит следующие меры:
1) направит лекторов (23 специалиста) для проведения стажировок на базе имеющихся во Владивостоке и Москве центров обучения по вопросам технологий и управления в пяти областях (менеджмент, рыбное хозяйство, пищевая промышленность, дерево- и металлообработка);
2) пригласит специалистов в области разработки политики в сфере малого и среднего предпринимательства (20 специалистов) и в области практического управления технологиями производства на малых и средних предприятиях (20 специалистов - технологов);
3) направит в Россию специалистов по вопросам политики в области малого и среднего предпринимательства (5 - 6 специалистов) для проведения в Москве консультаций и обсуждения этих вопросов с лицами, ответственными за реализацию политики в области малого и среднего предпринимательства.
5. Приватизация и антимонопольная политика.
Исходя из важности ускорения приватизации государственных предприятий и демонополизации в России и учитывая результаты командирования групп экспертов, Японская Сторона будет проводить соответствующие консультации по вопросам ускорения приватизации и демонополизации, в том числе в таких областях, как транспорт и связь.
Японская Сторона, осознавая важность антимонопольной политики в Российской Федерации, а также исходя из пожеланий Российской Стороны, проведет между специалистами обеих стран обмен мнениями по этому вопросу.
6. Транспорт.
Признавая важную роль транспорта в деле осуществления реформ по переходу к рыночной экономике в России и принимая во внимание, что техническое содействие в этой области будет способствовать улучшению и развитию транспортных связей между Россией и Японией, будут предприняты следующие шаги:
- для российских специалистов в Японии будут проводиться стажировки по вопросам эксплуатации и управления железнодорожным транспортом (ноябрь 1994 года, 8 специалистов, 20 дней), портовым хозяйством (декабрь 1994 года, 6 специалистов, 12 дней), а также в сфере организации перевозок различными видами транспорта (январь 1995 года, 12 специалистов, 20 дней);
- в области управления движением воздушного транспорта и для обеспечения безопасности движения воздушных судов, следующих через Сибирь и Камчатку, Японская Сторона примет российских авиадиспетчеров, а также других специалистов, занимающихся вопросами управления воздушным движением, с целью проведения стажировки, которая будет включать посещение объектов, обеспечивающих безопасность управления воздушным движением, обмен мнениями с представителями управления воздушного транспорта Министерства транспорта Японии (декабрь 1994 года, 8 специалистов, 14 дней).
7. Регулирование трудовых отношений и стабилизация занятости.
1) В третьей декаде ноября 1994 года сроком на 12 дней Японию посетит делегация российских специалистов по вопросам трудовых отношений (10 специалистов), в состав которой войдут представители государственных, профсоюзных и предпринимательских кругов, для проведения встреч с представителями аналогичных организаций Японии и ознакомления с состоянием трудовых отношений в промышленности.
2) В первой декаде февраля 1995 года сроком на 30 дней в Японии будет принята группа российских исследователей (4 специалиста), занимающихся изучением вопросов труда и занятости.
8. Повышение производительности труда на российских предприятиях.
Исходя из того, что повышение производительности труда на промышленных предприятиях является важнейшим условием развития рыночной экономики, будут предприняты следующие меры:
1) Японская Сторона примет сроком на один или два месяца представителей предприятий Российской Федерации для проведения в 14 японских компаниях различных отраслей стажировки по внешнеторговым операциям, банковскому делу и другим вопросам (ноябрь - декабрь 1994 года, 31 специалист);
2) Японская Сторона будет активно поддерживать деятельность японских негосударственных организаций, оказывающих содействие повышению производительности труда на предприятиях Российской Федерации, главным образом, в таких формах, как прием стажеров (ориентировочно 57 специалистов в период с 1 апреля 1994 года по 31 марта 1995 года) и направление специалистов (10 специалистов в период с 1 апреля 1994 года по 31 марта 1995 года);
3) по линии японских неправительственных организаций будут проводиться консультации специалистов и прием стажеров в области внешнеторговых операций и в других областях (февраль - март 1995 года, около 10 специалистов).
9. Энергетика.
1) Японская Сторона, учитывая важность реформирования российского топливно-энергетического комплекса как составной части общей программы перехода экономики России на рыночные отношения, а также значение двустороннего и многостороннего сотрудничества в области энергетики, осуществляемого на взаимовыгодной основе и в контексте целей и положений Европейской энергетической хартии, а также принимая во внимание роль нефтегазового сектора в топливно-энергетическом комплексе и в целом в экономике России, выражает большую заинтересованность в практической реализации проектов разработки нефтегазовых месторождений на шельфе острова Сахалин (проекты "Сахалин-1" и другие).
Учитывая результаты состоявшегося в июне - июле 1992 года визита в Россию специалистов - нефтяников и представителей государственных организаций и частных компаний, Японская Сторона рассмотрит возможность оказания необходимого содействия в проведении геологоразведочных работ в сибирском и других регионах России.
Японская Сторона организует стажировки в Японии российских специалистов в области нефтепереработки, а также в области добычи угля и техники безопасности в угольной промышленности (октябрь - декабрь 1994 года).
2) В октябре 1994 года в Японии состоялся практический семинар по энергетической стратегии, организованный Международным энергетическим агентством, в котором приняла участие группа российских специалистов. На семинаре была отмечена важная роль топливно-энергетического комплекса в экономике России и его значение для российских реформ. Участникам семинара была представлена концепция энергетической стратегии России. Участники семинара, в том числе и с японской стороны, высказали ряд рекомендаций по содержанию концепции и способам ее реализации, которые могут быть использованы российскими специалистами.
10. Связь.
Японская Сторона, исходя из понимания, что эффективное развитие средств связи является неотъемлемым условием проведения в Российской Федерации реформ, направленных на переход к рыночной экономике, намерена и в дальнейшем продолжать осуществление технического сотрудничества в этой отрасли. В Японию будут приглашены руководящие работники Министерства связи Российской Федерации и организаций, занимающихся электросвязью, для стажировки по вопросам политики в области связи, методов управления и контроля на уровне предприятий данной отрасли в условиях рыночной конкуренции (ноябрь - декабрь 1994 года, 9 специалистов, 22 дня). Японской Стороной будут также организованы посещения объектов электросвязи, обмены мнениями с работниками данной отрасли, экскурсии на предприятия - изготовители соответствующей аппаратуры и т.д.
11. Медицина.
Японская Сторона, сознавая необходимость мер по социальной защите населения и особую важность медицинского обслуживания в процессе осуществления рыночных преобразований в Российской Федерации, намерена оказывать надлежащую поддержку развитию сотрудничества между соответствующими организациями обеих Сторон.
12. Таможенная служба.
Японская Сторона в соответствии с просьбой таможенных органов Российской Федерации, а также исходя из понимания эффективности использования дрессированных на поиск наркотиков собак для контроля за перемещением запрещенных лекарственных средств, ориентировочно в феврале 1995 года проведет двухнедельную стажировку в Японии для сотрудников таможенной службы Российской Федерации (3 специалиста из дальневосточного региона) с целью изучения методики дрессировки.
13. Местное самоуправление.
С учетом расширения прав и полномочий регионов в Российской Федерации и повышения роли местного самоуправления в системе социальной защиты населения в условиях происходящего в процессе приватизации отделения объектов социальной сферы от предприятий, в Японии для представителей Министерства Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике, а также сотрудников местных органов власти России будет осуществлена стажировка, в том числе по вопросам организации, полномочий и бюджета японских органов местного самоуправления и соответствующего законодательства (декабрь 1994 года, 15 специалистов, 14 дней).
Настоящий Меморандум составлен на русском и японском языках.
Совершено в г. Токио 27 ноября 1994 года
(Подписи)

Международное законодательство »
Читайте также