"РЕГЛАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"(Принят 05.07.1994)


Утвержден
Постановлением Пленума
Экономического Суда Содружества
Независимых Государств
5 июля 1994 года
РЕГЛАМЕНТ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Настоящий Регламент определяет порядок деятельности Экономического Суда Содружества Независимых Государств (далее - Суд) в пределах его компетенции.
1. Общие положения
Основные понятия, применяемые в настоящем Регламенте
Содружество Независимых Государств (далее - Содружество)
1.1. Данное понятие охватывает государства, подписавшие и ратифицировавшие учредительные документы Содружества и подпадающие под юрисдикцию Суда.
Органы и институты Содружества
1.2. Данное понятие включает в себя постоянные и временные организационные структуры Содружества, созданные в соответствии с Уставом Содружества, договорами, соглашениями глав государств или глав правительств Содружества.
1.3. Полномочный орган государства - полномочное постоянное представительство государства - участника Содружества в Исполнительном Секретариате Содружества, либо специально уполномоченный государством иной орган, либо должностное лицо.
Акты Содружества
1.4. Данное понятие охватывает договоры, соглашения, решения, заявления, меморандумы и иные волеизъявления глав государств, глав правительств, ратифицированные (если это необходимо) государствами, а также иные акты, подписанные главами государств или главами правительств, носящие обязывающий характер.
Акты органов и институтов Содружества
1.5. Данное понятие включает акты обязывающего характера, принятые (изданные) полномочными органами и институтами Содружества в пределах их компетенции.
1.6. Сроки, предусмотренные Регламентом, начинают исчисляться на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определяется его начало.
Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Если в государстве - участнике Содружества, где документ считается предъявленным или иная обязанность выполненной, день, следующий за названной датой, является нерабочим или праздничным, срок начинает исчисляться в первый последующий рабочий день.
Если последний день соответствующего срока является нерабочим или праздничным в государстве - участнике Содружества, в котором документ считается предъявленным или иная обязанность выполненной, срок истекает в двадцать четыре часа первого последующего рабочего дня.
Право на совершение процессуальных действий прекращается с истечением установленного Регламентом или назначенного Судом срока. Документы, поданные в Суд по истечении процессуального срока, оставляются без рассмотрения и возвращаются, если Судом не будет принято иное решение.
1.7. Фиксированный вид связи - любой вид связи, обеспечивающий фиксирование отправления документа или задокументированной информации. Сторона, отправляющая документ или задокументированную информацию, должна представить достаточные доказательства отправки документа или задокументированной информации конкретному адресату.
Стороны (участники) спора
1.8. Под сторонами (участниками) спора подразумеваются государства - участники Содружества в лице их полномочных органов и институтов Содружества, на которые распространяется юрисдикция Суда. Сторонами (участниками) спора в Суде могут быть и иные государства в лице их полномочных органов, отвечающие требованиям и соблюдающие условия, закрепленные в пункте 1.13 настоящего Регламента, если такое право вытекает из межгосударственных и межправительственных договоров, соглашений, а также соглашениями между самими спорящими сторонами.
Нормативная база суда
1.9. Нормативную базу организации и деятельности Суда составляют:
- Устав Содружества Независимых Государств, принятый 22 января 1993 года;
- Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года;
- Соглашение глав государств - участников Содружества о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года;
- Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденное Соглашением Совета глав государств - участников Содружества от 6 июля 1992 года (далее - Положение об Экономическом Суде Содружества);
- Соглашение глав государств - участников Содружества о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран - участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года;
- иные акты Содружества;
- общепризнанные принципы международного права;
- настоящий Регламент.
Цели деятельности Суда
1.10. Суд создан и действует в целях:
- обеспечения единообразного применения договоров, соглашений государств - участников Содружества и основанных на них экономических обязательств путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений;
- устранения правовых пробелов в законодательстве государств - участников Содружества посредством создания судебных прецедентов.
1.11. Деятельность Суда в осуществлении правосудия не подотчетна и не подконтрольна никаким должностным лицам и органам Содружества. Государство - участник Содружества не может воспрепятствовать деятельности Суда по причине несогласия с позицией, занятой Судом. Деятельность Суда может быть прекращена лишь по решению Совета глав государств - участников Содружества в том же порядке, в котором принято решение о создании Суда.
Компетенция Суда
1.12. Суд разрешает:
а) межгосударственные экономические споры, возникающие при исполнении экономических обязательств, предусмотренных актами Содружества и его институтов;
б) межгосударственные споры о соответствии нормативных и других актов государств - участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества;
в) другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества, отнесенные к ведению Суда соглашениями государств - участников Содружества;
г) споры о толковании межгосударственных и межправительственных договоров, соглашений государств - участников Содружества.
1.13. Суд может принять к своему производству и разрешить по существу спор:
- между государствами - участниками Содружества, ни одно из которых не является участником Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества;
- между государствами - участниками Содружества, являющимися участниками Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества, с одной стороны, и государствами - участниками Содружества, не являющимися участниками Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества, с другой;
- между государствами, одно из которых является участником Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества, а другое не является участником Содружества;
- между государствами, ни одно из которых не является участником Содружества;
- между органами и институтами Содружества;
- между органом и институтом Содружества, с одной стороны, и государством - участником Содружества, не являющимся участником Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества, с другой;
- между органом и институтом Содружества, с одной стороны, и государством, не являющимся участником Содружества, с другой;
- между хозяйствующими субъектами одного транснационального объединения;
- между другими субъектами.
Указанные споры могут быть переданы на рассмотрение Суда при условии, что это прямо предусмотрено межгосударственными договорами и соглашениями. Такие споры рассматриваются Судом по процедуре, установленной настоящим Регламентом.
1.14. Суд не может отказаться от разрешения спора за отсутствием или неясностью подлежащей применению нормы права.
1.15. Суд осуществляет толкование в соответствии с пунктом 5 Положения об Экономическом Суде Содружества и в порядке, предусмотренном разделом 13 настоящего Регламента.
1.16. Суд не принимает к рассмотрению, не разрешает споры и не осуществляет толкование, если решение этих вопросов предусмотрено иными процедурами.
1.17. Вопрос о компетенции Суда в отношении конкретного дела решается самим Судом.
Обращение в Суд
1.18. С заявлениями в Суд о реализации Судом полномочий, предусмотренных пунктом 1.12 настоящего Регламента, обращаются заинтересованные государства - участники Содружества в лице их полномочных органов и полномочных представителей, а также органы, институты Содружества в лице их руководителей.
1.19. С заявлениями в Суд о реализации полномочий, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 5 Положения об Экономическом Суде Содружества, обращаются высшие органы власти и управления государств - участников Содружества и органы, институты Содружества, а также высшие хозяйственные, арбитражные суды и иные высшие органы, разрешающие в государствах экономические споры (далее - органы, разрешающие экономические споры).
1.20. Заявления и другие документы, адресованные Суду, должны быть представлены фиксированным видом связи, оформлены в соответствии с правилами о документации и подписаны должностным лицом, полномочия которого у Суда не должны вызывать сомнений, либо должны быть подтверждены специальной доверенностью или иным надлежащим документом.
1.21. Суд не возбуждает дел по собственной инициативе.
2. Структура Суда
2.1. Суд как судебный орган включает в себя: состав Суда (далее - коллегия), полный состав Суда (далее - Экономический Суд), Пленум Суда.
2.2. Суд может начать работать, если в установленном порядке избрано шесть и более судей.
2.3. Высшим коллегиальным органом Суда является Пленум. Состав Пленума, его компетенция определяются Положением об Экономическом Суде Содружества и разделом 9 настоящего Регламента.
2.4. Коллегиальным органом Суда, решающим организационные, кадровые и другие вопросы, а также вопросы, связанные с судопроизводством, но не входящие в компетенцию Пленума и председателя Суда, является Экономический Суд в составе всех избранных (назначенных) в установленном порядке судей. Решение Экономического Суда правомочно, если в его заседании участвует и принимает участие в голосовании две трети, но не менее шести судей.
2.5. Экономический Суд:
а) избирает из своего состава председателя Суда, его заместителей с последующим их утверждением Советом глав государств - участников Содружества и распределяет обязанности между ними;
б) определяет составы коллегий;
в) назначает генерального секретаря Суда и генеральных советников Суда;
г) определяет основные направления деятельности Суда;
д) утверждает Положение о структурных подразделениях аппарата Суда;
е) рассматривает штатное расписание, смету расходов Суда и представляет их в установленном порядке на утверждение;
ж) определяет время и продолжительность судебных каникул;
з) утверждает правила внутреннего распорядка Суда и другие документы, регламентирующие деятельность Суда;
и) утверждает Положение о Научно-консультативном совете и его персональный состав;
к) выполняет иные функции, предусмотренные Положением об Экономическом Суде Содружества и настоящим Регламентом.
2.6. Коллегии Суда формируются в количестве пяти судей и назначаются Экономическим Судом сроком на один год.
В необходимых случаях может быть образована коллегия Суда в составе трех судей, а также для разрешения конкретного дела независимо от сформированных коллегий.
Дело, начатое одной коллегией Суда, должно быть рассмотрено этой же коллегией. Замена судей в коллегии Суда производится председателем Суда и возможна в случае болезни, нахождения в командировке, отпуске, отстранения от должности в установленном порядке, удовлетворения ходатайства об отводе или самоотводе.
Решение, определение, вынесенное любым составом Суда, считается вынесенным самим Судом.
2.7. Порядок избрания (назначения) судьи определяется Положением об Экономическом Суде Содружества. Десятилетний срок полномочий судьи исчисляется со дня его избрания (назначения). По завершении срока судья продолжает исполнять свои обязанности впредь до замещения места.
2.8. Каждый судья обязан при вступлении в должность на заседании Экономического Суда принять присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и моя совесть".
2.9. Судья не является представителем государства, избравшего (назначившего) его. Он также не может представлять интересы государства, его избравшего (назначившего), в силу специального поручения, невзирая на уровень органа (должностного лица), давшего такое поручение.
2.10. Гарантии независимости, привилегии и иммунитеты судей устанавливаются Положением об Экономическом Суде Содружества и другими актами Содружества.
2.11. Председатель Суда осуществляет процессуальные, организационно-распорядительные функции в соответствии с Положением об Экономическом Суде Содружества и настоящим Регламентом.
Заместители председателя Суда исполняют обязанности председателя Суда в случае его отсутствия на рабочем месте по болезни, нахождения в отпуске или командировке.
2.12. Генеральный секретарь Суда и генеральные советники Суда назначаются на три года, должны иметь высшее юридическое образование и не менее пяти лет стажа по специальности.
2.13. Генеральный секретарь Суда организует делопроизводство, связанное с работой Суда, выполняет административные функции в отношении аппарата Суда, а также выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Регламентом и Положением о генеральном секретаре Суда.
2.14. Генеральные советники Суда действуют в соответствии с Положением о службе генеральных советников Суда и выполняют обязанности, вытекающие из пункта 8.15 настоящего Регламента.
2.15. Структурные подразделения аппарата Суда действуют на основании Положения о них, утверждаемых Экономическим Судом, и работают в тесном взаимодействии между собой. Распределение обязанностей между сотрудниками структурного подразделения осуществляет руководитель этого подразделения.
2.16. При Суде действует Научно-консультативный совет, персональный состав и Положение о нем утверждаются Экономическим Судом.
Заседания Суда. Порядок работы Суда
2.17. Заседания Суда проводятся в зависимости от содержания заявленного в Суд требования, категории подлежащего рассмотрению дела и других факторов, следующим составом судей, число которых обязательно должно быть нечетным:
а) Экономическим Судом;
б) коллегией Суда в количестве трех и пяти конкретно определенных судей;
в) коллегией Суда, назначенной Экономическим Судом для разрешения конкретного дела.
2.18. Все решения, определения и постановления Суда, в том числе и Пленума, принимаются простым большинством голосов.
2.19. Суд работает постоянно, за исключением судебных каникул, сроки и длительность которых устанавливаются Экономическим Судом.
Во время судебных каникул действует одна коллегия, состав которой определяется председателем Суда, с необходимым количеством сотрудников аппарата. В период судебных каникул обязанности председателя Суда в месте пребывания Суда исполняются его заместителем или одним из судей по усмотрению председателя. В экстренных случаях председатель Суда может созвать судей во время судебных каникул.
2.20. Суд соблюдает все праздники, официально принятые на территории его местонахождения.
3. Язык, судопроизводство и делопроизводство
3.1. Судопроизводство и делопроизводство в Суде осуществляются на языке межгосударственного общения, принятого в Содружестве.
3.2. Все документы, касающиеся возбуждения дела и осуществления судопроизводства, представляются сторонами в Суд на языке межгосударственного общения.
4. Конфиденциальность в работе Суда
4.1. Работа Суда носит открытый характер. Данное положение не относится к обсуждению Судом вопросов при вынесении им решений, определений и постановлений, ход обсуждения которых всегда и при любых обстоятельствах носит сугубо конфиденциальный характер и разглашению ни в целом, ни в какой-либо части не подлежит.
4.2. Суд вправе в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и в любой стадии судебного процесса обращаться устно и письменно к специалистам за консультациями, знакомиться с хозяйственной, правоприменительной и иной практикой.
4.3. Суд не вправе публично высказывать свое мнение по рассматриваемому делу до принятия окончательного решения, а также не вправе давать никому советы и консультации по конкретным обстоятельствам, которые могут быть предметом рассмотрения в судебном заседании.
5. Применимое право. Доказательства
5.1. Суд рассматривает дела и разрешает споры на основе применимых норм материального права, применяя:
а) акты Содружества;
б) акты органов и институтов Содружества;
в) договоры и соглашения государств - участников Содружества;
г) взаимоприменимые нормы актов бывшего Союза ССР;
д) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими сторонами;
е) общепризнанные принципы международного права, международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанный в качестве правовой нормы;
ж) общие принципы права, признанные в государствах - участниках Содружества;
з) постановления Пленума и решения Суда, носящие прецедентный характер;
и) постановления Пленума и решения Суда, обладающие преюдициальной силой в отношении конкретного дела, рассматриваемого Пленумом.
5.2. На всех этапах судопроизводства Суд применяет правила настоящего Регламента.
Вопросы, не урегулированные настоящим Регламентом, разрешаются по справедливости и доброй совести при условиях:
- равного отношения к спорящим сторонам;
- предоставления каждой стороне возможности надлежащей защиты своих интересов.
5.3. Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых Суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования или возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного, всестороннего и объективного разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений. Суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
5.4. Проверка доказательств производится в порядке, установленном Судом, рассматривающим дело.
5.5. При осуществлении правосудия в рамках настоящего Регламента стороны равны перед Судом.
6. Отвод и самоотвод судьи. Замена судьи
в составе коллегии
6.1. В ходе заседаний Суда, но до вынесения решения судья, участвующий в рассмотрении дела, должен сообщить председателю Суда любые факты и обстоятельства, которые могут вызвать сомнения в его непредвзятости и независимости от любой из сторон по делу.
6.2. Любая сторона по делу, а также любое иное государство - участник спора, имеющее основание считать себя в качестве третьей стороны, как имеющей, так и не имеющей самостоятельных требований, может заявить требование об отводе судьи от участия в рассмотрении дела, основанное на утверждении о недостаточной независимости судьи или любом ином правомерном и значимом мотиве. Это требование оформляется заявлением, передаваемым в ходе распорядительных заседаний Суда, но не позже начала слушания дела, на имя председателя Суда. В заявлении указываются факты и обстоятельства, на которых основывается требование об отводе судьи от участия в рассмотрении дела.
Основанием для заявления с требованием об отводе судьи или коллегии Суда не может служить национальная принадлежность судьи или его гражданство.
6.3. Председатель Суда, получив сообщение судьи о самоотводе, а также заявление от участника спора об отводе судьи от участия в деле, в трехдневный срок направляет его коллегии Суда.
6.4. Коллегия Суда решает вопрос о принятии либо отклонении заявленных требований об отводе или самоотводе судьи, о чем выносит определение.
6.5. Замена судьи в коллегии Суда производится Экономическим Судом:
а) по просьбе судьи или при подаче им заявления об отставке;
б) в случае принятия Судом решения об отводе или самоотводе судьи;
в) если Экономический Суд решит, что судье препятствуют (де-юре) или (де-факто) выполнять свои функции, или он их не выполняет в соответствии с настоящим Регламентом, или в установленные сроки - при условии, что у Экономического Суда есть для постановки этого вопроса достаточно информации и оснований;
г) в случае смерти судьи.
6.6. Решение Суда об удовлетворении или отклонении ходатайства об отводе и самоотводе судьи является окончательным.
7. Досудебное урегулирование споров
7.1. Сторона, желающая прибегнуть к примирению, в том числе и с участием судебного посредника, направляет в Суд соответствующее ходатайство любым фиксированным средством связи. Такое ходатайство может быть направлено как государством, чьи права или интересы нарушены, так и государством, к которому заявлено требование, а также обеими сторонами.
7.2. Суд обязан удовлетворить требования сторон об урегулировании спора путем примирительных процедур, предоставив для этого просимый срок, но не свыше трех месяцев. В этом случае дело откладывается рассмотрением на указанный срок.
7.3. В случае отсутствия ответа в указанный срок либо при отрицательном ответе ходатайство о применении примирительной процедуры считается отвергнутым, а сама процедура несостоявшейся.
8. Судебное разрешение споров
8.1. Дела возбуждаются по письменному заявлению сторон, указанных в пункте 1.8 настоящего Регламента в лице их полномочных органов. Согласия другой стороны (других сторон) в споре на рассмотрение данного дела Судом не требуется. Если одна из сторон отказывается или не в состоянии участвовать в заседании, судебное производство осуществляется, несмотря на такой отказ или отсутствие стороны.
8.2. В заявлении, предъявляемом в Суд, обязательно указываются: предмет спора, требования стороны - заявителя, нарушенное правоотношение, фактические и правовые обстоятельства, на которых сторона - заявитель основывает свои требования, и ссылка на доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также другие, необходимые для всестороннего полного и объективного рассмотрения дела обстоятельства и данные. Заявления и документы (или их копии) подаются в Суд в количестве экземпляров, равном числу сторон в деле.
8.3. Поступившее заявление регистрируется в порядке, установленном Судом, после чего председатель Суда направляет заявление коллегии Суда и одновременно назначает судью - докладчика и генерального советника. Коллегия Суда в десятидневный срок с момента поступления заявления выносит определение о принятии дела к своему производству либо об отказе в принятии по основаниям, установленным пунктом 8.4 настоящего Регламента, и возвращении заявления обратившейся стороне.
В случае принятия дела к производству копии определения Суда с приложением копий документов, подтверждающих требования заявителя, в пятидневный срок со дня вынесения определения направляются генеральным секретарем Суда всем сторонам по делу и заинтересованным государствам - участникам Содружества, при необходимости также органам и институтам Содружества.
8.4. Основанием для отказа в принятии заявления к рассмотрению является неподсудность дела Суду.
8.5. Если государство - участник Содружества, либо орган, институт Содружества считает, что решение Суда по делу сможет затронуть его интерес правового характера, он может обратиться с ходатайством о вступлении в дело.
В случае удовлетворения ходатайства Суд направляет другим участникам спора копии заявления о вступлении в дело и иных документов, приложенных к заявлению.
8.6. При вынесении определения о принятии дела к рассмотрению Суд в порядке, установленном пунктом 8.3 настоящего Регламента, может указать в определении любые временные меры, которые должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон. Впредь до окончательного решения по делу сообщение о предлагаемых временных мерах немедленно доводится до сведения всех заинтересованных сторон, которым, по мнению Суда, это сообщение необходимо направить.
8.7. Коллегия Суда в срок не позднее 30 дней после получения материалов дела проводит распорядительное заседание, на котором решает вопросы:
а) об устранении при необходимости недостатков в заявлении с указанием срока их устранения;
б) о мерах, которые должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон в деле до вынесения окончательного решения с учетом последствий решения, принимаемого в соответствии с пунктом 8.6 настоящего Регламента;
в) о том, какие действия должна совершить и какие поручения должна выполнить каждая сторона в процессе подготовки к судебному заседанию с указанием сроков совершения этих действий и выполнения этих поручений;
г) о назначении экспертизы;
д) о поручении генеральному советнику Суда;
е) другие вопросы.
8.8. По результатам распорядительного заседания Суд выносит определение, которое в трехдневный срок направляется всем сторонам по делу и при необходимости другим адресатам.
В определении должны быть указаны:
а) персональный состав Суда и генеральный советник;
б) стороны в деле и их адреса, по которым должны направляться уведомления, сообщения и другие процессуальные документы;
в) предмет спора;
г) какие действия должна совершить каждая из сторон, а также какие поручения Суда выполнить и к какому сроку;
д) поручение, в случае необходимости, о проведении экспертизы с указанием лица, которому поручается ее проведение, вопросы, которые ставятся перед экспертом;
е) какие свидетели должны быть вызваны на заседание Суда;
ж) время и место заседания Суда;
з) детали относительно применяемых процедурных правил;
и) другие обстоятельства, которые Суд считает необходимыми для вынесения решения.
Судопроизводство
8.9. Судопроизводство состоит из двух частей: письменной и устной. Соглашение сторон о разрешении спора допускается Судом на основе только письменных материалов. Однако и при наличии такого соглашения Суд может назначить устное разбирательство, если письменных материалов, по его мнению, недостаточно для разрешения спора по существу и вынесения объективного, законного и обоснованного решения.
8.10. Письменное судопроизводство состоит из направлений сторонами в споре друг другу состязательных документов фиксированным видом связи. Каждый документ, предъявляемый одной из сторон, должен быть сообщен участникам спора в заверенной копии.
8.11. Устная часть судопроизводства состоит в заслушивании Судом представителей сторон, свидетелей, экспертов, генерального советника.
8.12. Для передачи извещений и других процессуальных документов иным лицам, кроме полномочных представителей, Суд на всех стадиях судопроизводства вправе обратиться непосредственно к правительству государства, на территории которого извещение или иной процессуальный документ должны быть вручены. То же правило применяется в случаях, когда необходимо принять меры к получению доказательств на месте.
8.13. До начала судебного разбирательства сторона вправе предъявить встречные требования, которые оформляются в том же порядке, что и основные. Предъявление при рассмотрении основного требования регрессных требований к третьей стороне не допускается. Регрессные требования могут предъявляться в качестве основных с новым возбуждением дела в Суде.
8.14. Устная часть судопроизводства происходит непрерывно, кроме времени, отведенного на отдых. В случае необходимости собирания новых доказательств для проверки доводов и возражений сторон Суд откладывает дело слушанием и выносит определение.
При длительности перерыва свыше пяти дней судьи этой коллегии Суда могут участвовать в рассмотрении других дел.
8.15. Суд может в любой части судопроизводства и на любой стадии судебного разбирательства:
а) потребовать от сторон предоставления дополнительных документов или объяснений;
б) поручать проведение расследования генеральному советнику Суда, экспертизы - конкретному лицу, организации, а также органу или институту Содружества по своему усмотрению;
в) при достижении сторонами мирового соглашения прекратить дело производством;
г) запрашивать необходимые материалы от органов, институтов Содружества, организаций, субъектов хозяйствования и должностных лиц.
Требования Суда, предъявляемые в пределах его компетенции, являются обязательными.
8.16. Участники процесса вправе знакомиться с материалами дела, делать выписки, снимать копии, заявлять отводы, ходатайства, представлять доказательства, задавать вопросы с разрешения председательствующего по делу, давать Суду письменные и устные объяснения, представлять свои доводы по возникающим в ходе судебного процесса вопросам, возражать против ходатайств и доводов участников дела, обжаловать определения, решения Суда и добросовестно пользоваться всеми процессуальными правами, предоставленными настоящим Регламентом.
8.17. Устная часть судопроизводства - это непосредственное заседание Суда, которое проводится в специально оборудованном зале судебного заседания.
8.18. Дела рассматриваются в открытом заседании, если Судом не будет принято иное решение.
Порядок в зале судебного заседания обеспечивается председательствующим, все распоряжения которого для лиц, присутствующих в зале, являются обязательными.
8.19. Фото-, видео- и киносъемка в зале судебного заседания может производиться только с разрешения председательствующего в порядке, им определенном. Данное ограничение распространяется как на участников судебного процесса, так и на приглашенных лиц. С разрешения Суда заседание может транслироваться по радио и телевидению.
Судебное заседание
8.20. В судебном заседании ведется протокол, в котором фиксируются:
а) показания свидетелей, выступления экспертов, специалистов;
б) заявленные ходатайства сторон и других участвующих в деле лиц;
в) дополнительные доказательства, представленные сторонами в устной части судопроизводства.
8.21. Судебное заседание ведется под руководством председательствующего, который, открывая заседание:
- определяет порядок ведения заседания;
- объявляет состав Суда;
- сообщает, кто участвует в качестве представителей сторон, экспертов, иных участников процесса;
- разъясняет участникам процесса права и обязанности и оказывает содействие в их осуществлении;
- руководит заседанием, обеспечивая выяснение всех обстоятельств дела.
8.22. Председательствующий в ходе заседания Суда:
- принимает необходимые меры к обеспечению полноты и всесторонности судебного разбирательства, фиксации его хода и результатов;
- устраняет все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу;
- лишает участников заседания слова при двукратном неисполнении требований председательствующего;
- предупреждает присутствующих в зале заседания граждан и работников средств массовой информации о недопущении нарушения порядка в зале заседания;
- переносит заседание из открытого в закрытое;
- объявляет перерыв в заседании Суда для отдыха, с наступлением нерабочего времени, для обеспечения участникам заседания возможности подготовиться к заключительному выступлению, а также при возникновении обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания, либо в силу иных причин.
8.23. Все присутствующие на судебном заседании встают при входе Суда в зал и выходе его из зала. Участники судебного заседания обращаются к Суду, выступают, дают объяснения, произносят речи стоя. Присутствующие обращаются к судьям Экономического Суда со словами: "Уважаемый судья, уважаемый Суд, уважаемые председатель, ваша честь".
8.24. Неявка стороны, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, не препятствует разбирательству дела.
8.25. Сторона может просить Суд о разбирательстве дела в ее отсутствие.
8.26. Эксперт обязан явиться в судебное заседание и дать заключение по поставленным ему вопросам в письменной форме. Заключение должно содержать подробное описание проведенных исследований, выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых вопросы ему не были поставлены, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Эксперт в той мере, в какой это необходимо для проведения экспертизы, имеет право знакомиться с материалами дела, участвовать в судебном заседании, просить председательствующего о представлении ему дополнительных материалов. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если представленные ему материалы недостаточны или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения данной экспертизы.
8.27. К участию в деле могут быть привлечены в качестве свидетелей должностные лица и иные работники органов, институтов Содружества, других предприятий, организаций и учреждений, органов государственной власти и управления, общественных организаций государств - участников Содружества, международных органов и организаций, граждане государств - участников Содружества и иных государств.
Эти лица обязаны явиться в Суд по вызову, сообщить известные им сведения и обстоятельства по делу, по предложению Суда дать объяснения в письменном виде, ответить на вопросы судей и с разрешения председательствующего - участвующих в деле других лиц. Суд по своему усмотрению может ограничить выступления свидетелей.
8.28. Переводчик, приглашенный Судом к участию в деле, обязан переводить объяснения, заявления лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, а этим лицам - объяснения, заявления участников процесса, а также распоряжения председательствующего в заседании, определение и решение Суда.
8.29. Эксперты, свидетели и переводчики дают письменное обязательство в том, что им разъяснены их права и обязанности.
8.30. Суд в случае необходимости сбора доказательств вне места расположения Суда вправе обратиться к соответствующему органу, разрешающему экономические споры в государстве - участнике Содружества, с просьбой произвести определенные процессуальные действия. Такое обращение оформляется определением, в котором кратко излагается существо спора, указываются обстоятельства, подлежащие выяснению, уточнению, а также срок его исполнения, и направляется в вышеуказанный орган.
Судебные прения. Оценка доказательств
8.31. В судебных прениях выступают участники процесса, которые могут ссылаться лишь на обстоятельства и доказательства, исследованные в судебном заседании. Первым выступают представители стороны заявителя, вторыми - стороны, отвечающей по делу. Представители третьей стороны, заявившей самостоятельные требования на предмет спора, выступают после представителей первых двух сторон. Представители третьей стороны, не заявившей самостоятельных требований, выступают после представителей третьей стороны с самостоятельными требованиями. Представители органов, институтов Содружества, принимающие участие в процессе по инициативе самого органа, института Содружества, выступают после представителей сторон.
После произнесения речей участники судебных прений могут обменяться репликами. Право последней реплики всегда принадлежит представителю отвечающей стороны. Устная часть судопроизводства в Суде завершается изложением генеральным советником Суда письменного заключения. Он же предлагает Суду и проект решения по рассматриваемому делу.
Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, руководствуясь нормами применимого права. Никакие доказательства для Суда не имеют заранее установленной силы. Заключение эксперта обсуждается и оценивается Судом в совокупности с другими доказательствами по делу и может быть отклонено полностью или частично.
8.32. Суд при рассмотрении дела вправе объявить перерыв в заседании на срок не более 30 дней.
Вынесение решения
8.33. Если Суд сочтет, что все обстоятельства дела достаточно выяснены, он объявляет устную часть судопроизводства по делу законченной и приступает к вынесению решения.
8.34. Решение выносится в письменной форме на закрытом совещании, принимается простым большинством голосов и подписывается всеми судьями состава Суда. Если один из судей не может подписать решение, председательствующий удостоверяет это обстоятельство своей подписью с указанием причин. Воздержаться от голосования при вынесении решения судья не может.
Ходом обсуждения рассматриваемого дела руководит председательствующий, обеспечивая судьям возможность свободно и беспрепятственно выражать свое мнение, добиваясь всесторонности и полноты обсуждения, организуя голосование, фиксацию и изложение решения.
8.35. Решение споров, предусмотренных подпунктами "б", "в", "г" пункта 1.12 настоящего Регламента, производится Судом с учетом необходимой ее корректировки в сторону упрощения судебной процедуры.
8.36. Решение Суда принимается с учетом достигнутого сторонами соглашения, если оно не противоречит нормам применимого сторонами права, фактическим обстоятельствам, материалам дела и настоящему Регламенту.
8.37. В случае несогласия с решением, принятым по делу, судья излагает свое мнение в письменной форме и передает председателю Экономического Суда.
8.38. Решение Суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Во вводной части решения указываются наименование Суда, принявшего решение, состав суда, дата принятия решения, номер дела, фамилии и инициалы секретаря, представителей сторон, других лиц, участвующих в деле, и их должности.
В описательной части решения указываются предмет заявленных требований и возражений стороны, к которой заявлены требования, позиция третьей стороны, как заявившей самостоятельные требования, так и не имеющей их, другие обстоятельства, имеющие отношение к делу.
В мотивировочной части решения указываются выводы экспертизы, заключение органа (лица), которому в соответствии с подпунктом "б" пункта 8.15 настоящего Регламента поручалось расследование по делу, содержание заключения генерального советника Суда, краткое изложение установленных Судом обстоятельств дела, в частности факт нарушения участником спора соглашений, других актов Содружества или актов органов и институтов Содружества, либо отсутствие нарушений, обоснование решения.
Резолютивная часть решения должна содержать констатацию факта нарушения обязательств либо отсутствие нарушений, определение мер, которые рекомендуется принять участнику спора в целях устранения нарушения и его последствий, решение о судебных расходах, срок и порядок обжалования решения.
Решение подписывается судьями.
8.39. Решение Суда должно соответствовать положениям договоров, соглашений, иных актов Содружества и актам органов, институтов Содружества, а также взаимоприменимым нормативным актам.
8.40. После окончания закрытого совещания Суда, принявшего решение, по усмотрению Суда может быть сформулирована в письменном виде резолютивная часть решения, которая объявляется сторонам председательствующим и в случае отсутствия одной из сторон ей сообщается письменно. Одновременно объявляется дата объявления полного текста решения.
8.41. В течение установленного Судом срока, не превышающего 30 дней со дня объявления резолютивной части решения, сторонам должно быть направлено решение в полном объеме, оформленное в соответствии с пунктом 8.38 настоящего Регламента.
8.42. Председатель Суда, в случае необходимости, может продлить сроки, указанные в пункте 8.41 настоящего Регламента.
8.43. Решение Суда считается вынесенным в месте судебного разбирательства и в день, когда оно подписано судьями.
8.44. Суд по ходатайству стороны, заявленному в пределах 30-дневного срока со дня получения ею решения, может вынести дополнительное решение, если основное не содержит ответа на все требования сторон. Дополнительное решение выносится на основе нового судебного разбирательства с вызовом сторон по правилам устной части судопроизводства.
8.45. Явные опечатки и искажения, не затрагивающие сути решения, а также арифметические ошибки могут быть исправлены определением Суда по ходатайству стороны либо по собственной инициативе без нового судебного разбирательства.
8.46. Дополнительное решение и определение об исправлении ошибок являются составной частью основного решения Суда.
8.47. После вынесения основного и дополнительного решений ни один из судей Состава не вправе делать каких-либо заявлений, касающихся судебного разбирательства.
8.48. Решение Суда вступает в силу немедленно после его вынесения, если в самом решении не указано иное.
8.49. Решение Суда может быть обжаловано сторонами в Пленум. Подача жалобы не влечет за собой приостановления исполнения решения.
8.50. Решение Суда может носить прецедентный характер для органов государств и институтов Содружества, а также органов, разрешающих экономические споры в государствах - участниках Содружества.
8.51. Решение может быть официально истолковано только коллегией Суда, вынесшей решение, по ходатайству сторон, других участников дела, органов и лиц, которым направлено решение, а также по инициативе самого Суда. Если коллегия Суда, вынесшая решение по делу, по уважительным причинам не может быть созвана для толкования решения, оно осуществляется Экономическим Судом.
О толковании решения Суд выносит определение.
8.52. Толкование решения должно быть осуществлено в соответствии с действительным содержанием решения Суда и не может придавать ему смысл, который не мог подразумеваться при вынесении решения.
Отложение спора и прекращение производства
8.53. При невозможности рассмотрения дела в данном заседании и если в интересах правильного разрешения спора требуются дополнительное разбирательство и проведение экспертизы, Суд откладывает его рассмотрение. О времени и месте проведения следующего заседания участники судебного процесса извещаются непосредственно в Суде, а если это невозможно, извещение направляется им дополнительно.
8.54. Суд прекращает производство по делу определением:
а) если оно не подлежит рассмотрению в Суде;
б) если спорящие стороны заключили мировое соглашение, утвержденное Судом;
в) если спор между этими же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям рассмотрен или передан на рассмотрение Совету глав государств Содружества в соответствии с частью 1 статьи 10 и частью 3 статьи 17 Устава Содружества Независимых Государств или другому органу в соответствии с межгосударственными и межправительственными договорами, соглашениями;
г) если сторона - заявитель отзывает свои требования из Суда;
д) если отсутствуют предпосылки, необходимые для рассмотрения и разрешения дела по существу.
Обжалование решения
8.55. Сторона, не согласная с решением Суда, вправе обжаловать его в Пленум.
Жалоба подается не позднее трех месяцев со дня получения решения Суда.
8.56. Жалоба подается председателю Суда или лицу, его замещающему, который в трехдневный срок жалобу вместе с материалами дела передает судье, не принимавшему участие в рассмотрении дела.
После изучения материалов дела и доводов, изложенных в жалобе, судья составляет заключение о необходимости пересмотра дела на Пленуме Суда либо об отсутствии оснований для пересмотра дела. Заключение судьи рассматривается на заседании Экономического Суда, по результатам которого выносится определение. Определение Экономического Суда обжалованию не подлежит.
8.57. В случае передачи жалобы на рассмотрение Пленума секретарь Пленума направляет всем заинтересованным сторонам копии жалобы и приложенных к ней документов с просьбой представить свои замечания по жалобе и обеспечить участие в Пленуме своих представителей.
9. Пленум экономического Суда
9.1. Пленум состоит из председателя Суда, его заместителей, судей и руководителей высших государственных органов, разрешающих в государствах - участниках Содружества экономические споры (членов Пленума Суда).
9.2. Пленум проводит свои заседания не реже одного раза в квартал. О времени и месте созыва Пленума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, члены Пленума уведомляются секретарем Пленума не позднее 15 дней до заседания Пленума.
9.3. Заседание Пленума правомочно при наличии не менее двух третей его состава.
9.4. Решение пленума считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих членов Пленума.
В случае принятия решения по жалобе при равенстве голосов жалоба оставляется без удовлетворения.
Участвующие в заседании члены Пленума Суда не вправе воздержаться от голосования. Решение Пленума является окончательным.
9.5. Пленум Суда:
а) рассматривает жалобы на решения Суда;
б) принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения договоров, соглашений, других актов Содружества, его органов и институтов при разрешении споров;
в) разрабатывает и вносит на рассмотрение государств - участников, органов и институтов Содружества предложения по устранению коллизий в законодательстве государств - участников Содружества;
г) утверждает Регламент Суда, вносит в него изменения и дополнения;
д) принимает или утверждает акты, регулирующие деятельность Суда, если это не входит в компетенцию Экономического Суда, председателя Суда.
9.6. На заседаниях Пленума по приглашению председателя Пленума могут присутствовать полномочные представители органов, институтов Содружества и другие лица.
9.7. Председатель Суда по должности является председателем Пленума. Секретарь Пленума избирается членами Пленума из своего состава большинством голосов, по усмотрению Пленума, открытым или тайным голосованием, сроком на пять лет.
9.8. Председатель совместно с секретарем Пленума организуют всю работу Пленума, включая организацию делопроизводства, подготовку дел и иных материалов для проведения заседаний.
9.9. Вопросы на рассмотрение заседания Пленума подготавливаются председателем совместно с секретарем Пленума. Вопросы, требующие безотлагательного решения, а также иные вопросы в повестку дня очередного и внеочередного заседания Пленума включаются по предложению более половины членов Пленума, а также по инициативе председателя Суда либо лица, его замещающего. Рассмотрение жалоб на решения Суда по конкретным делам в повестку дня очередного заседания Пленума включается автоматически.
9.10. По вопросам, внесенным на рассмотрение Пленума, представляются материалы в виде:
- обзора (обобщения) судебной практики Суда;
- жалобы на решение Суда по конкретному делу с приложениями к жалобе и со всеми материалами дела;
- проекта постановления Пленума, содержащего рекомендации по обеспечению единообразной практики применения актов Содружества, его органов и институтов;
- проекта постановления Пленума, содержащего вносимые на рассмотрение государств - участников Содружества, органов и институтов Содружества предложения по устранению коллизий в законодательстве государств - участников Содружества;
- докладных записок по наиболее актуальным вопросам деятельности Суда, в которых излагаются сущность и обоснование представленных на заседание Пленума материалов, предложения по вносимому на обсуждение Пленума вопросу, сведения о согласовании проектов документов и оставшихся несогласованными по ним разногласиям. К докладной записке прилагаются необходимые документы и проект постановления Пленума.
9.11. Материалы, внесенные на рассмотрение заседания Пленума, представляются секретарю Пленума в надлежаще оформленном виде не позднее 30 дней до заседания. В исключительных случаях председатель Пленума этот срок может сократить до разумного предела.
9.12. Не позднее 15 дней до заседания Пленума председатель совместно с секретарем Пленума назначает докладчика из числа членов Пленума и передает докладчику жалобу с приложениями к ней и все материалы дела. Как правило, председатель и секретарь Пленума не могут быть докладчиками.
9.13. Материалы на заседание Пленума представляют: председатель Пленума, секретарь Пленума, члены Пленума Суда, а также руководители подразделений аппарата Суда.
Лица, представляющие материалы на заседание Пленума, ответственны за своевременную, качественную и полную подготовку материалов.
9.14. К подготовке материалов на заседания Пленума могут привлекаться члены Научно-консультативного совета Суда, работники органов, разрешающих в государствах - участниках Содружества экономические споры, работники органов и институтов Содружества, специалисты и научные работники учреждений и организаций государств - участников Содружества.
9.15. Машинописные, копировальные и организационные работы, обеспечивающие деятельность Пленума, осуществляет аппарат Суда в порядке, установленном председателем Суда.
9.16. Работой Пленума руководит председательствующий, поочередно избираемый из числа председателей Высших хозяйственных, арбитражных судов государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества по фамилиям в порядке русского алфавита.
Сопредседательствующим на Пленуме является председатель Пленума Суда.
9.17. Очередность рассматриваемых на заседании Пленума вопросов определяется повесткой, если Пленум не решит иное.
9.18. Для подготовки проекта постановления Пленума при рассмотрении вопросов, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 9.5 настоящего Регламента, Пленум может образовать редакционную комиссию из числа членов Пленума в необходимых случаях и членов Научно-консультативного совета Суда.
9.19. Рассмотрение дела по жалобе на решение Суда начинается с доклада об обстоятельствах дела, содержания жалобы, всех обстоятельствах, имеющих отношение к делу, и мнения докладчика по изложенным в жалобе доводам. По окончании доклада члены Пленума вправе задать докладчику вопросы по существу рассматриваемого дела.
9.20. Члены Пленума вправе задавать вопросы присутствующим представителям сторон и другим лицам.
9.21. После доклада члена Пленума и ответов приглашенных на заседание представителей сторон и других лиц Пленум переходит к закрытому обсуждению жалобы, полученной в ходе заседания информации и предложений докладчика. В закрытом обсуждении вправе участвовать только члены Пленума.
9.22. Решение Пленума по жалобе выносится в форме постановления, в котором указываются:
- дата и место проведения заседания Пленума;
- краткое изложение содержания решения Суда, на которое подана в Пленум жалоба;
- краткое содержание жалобы с указанием оснований, по которым в жалобе поставлен вопрос об отмене или изменении решения Суда;
- краткое содержание возражений на жалобу, других обстоятельств и материалов, имеющих прямое отношение к рассматриваемому делу;
- мотивы, по которым принимается постановление Пленума со ссылкой на нормы применимого Судом права и материалы дела;
- выводы по результатам рассмотрения жалобы;
- действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и Судом при отмене решения и передаче дела на новое рассмотрение;
- действия, которые рекомендуется выполнять государствам - сторонам по делу.
Постановление Пленума подписывается председателем и секретарем Пленума.
9.23. В заседании Пленума ведется протокол.
В протоколе помимо изложенного в пункте 9.22 настоящего Регламента должны быть указаны:
- фамилии и инициалы членов Пленума, участвующих в заседании;
- фамилии и инициалы полномочных представителей сторон и других лиц, приглашенных на заседание Пленума;
- краткое содержание судебных прений.
По окончании заседания Пленума протокол подписывается председателем и секретарем Пленума Суда.
9.24. Пленум, рассматривающий дело по жалобе на решение Суда,
а) вправе:
- оставить решение Суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
- отменить решение Суда полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение;
- отменить решение Суда полностью или в части и оставить заявленные требования без рассмотрения;
- отменить решение Суда полностью или в части и прекратить производство по делу;
- изменить решение Суда;
- отменить решение Суда и принять новое решение по делу.
Пленум при направлении дела на новое рассмотрение вправе указать, в какой коллегии Суда подлежит рассмотрению данное дело. Если постановление Пленума такого указания не содержит, этот вопрос решается председателем Суда с учетом конкретных обстоятельств дела и оснований отмены решения;
б) не вправе:
- устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены или отвергнуты в ранее принятом решении Суда;
- предрешать при отмене решения Суда и направлении дела на новое рассмотрение вопросы о достоверности или недостоверности доказательств, о преимуществе одних доказательств перед другими, какая норма материального права должна применяться и какое решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.
9.25. Решение Пленума объявляется председательствующим на заседании Пленума после его принятия.
9.26. Постановление Пленума в пятидневный срок после его оформления направляется сторонам, участвовавшим в деле, в органы, разрешающие экономические споры в государствах - участниках Содружества, а также органы и институты Содружества по усмотрению председателя Пленума.
9.27. Решение Пленума вступает в силу немедленно после его принятия и обжалованию не подлежит.
10. Исполнение решений Суда
10.1. Стороны обязаны принять меры по исполнению решения в установленный Судом срок. Если срок не установлен, решение подлежит исполнению в разумный срок.
10.2. Исполнение решения Суда, налагающего денежное и иное обязательство на юридических или физических лиц государства, обеспечивается судебными органами этого государства по правилам, установленным для исполнения судебных решений.
10.3. Государство, в отношении которого принято решение Суда, обеспечивает его исполнение, если иное не предусмотрено в договорах, соглашениях государств - участников Содружества.
Если Суд признает, что государство - член Экономического Союза не выполнило одно из обязательств, возлагаемых на него Договором о создании Экономического Союза, государство обязано принять меры, связанные с выполнением решения Суда.
10.4. Решение Пленума исполняется в порядке, предусмотренном данным разделом настоящего Регламента.
10.5. Неисполненные в срок решения Суда приводятся в исполнение в соответствии с договорами, соглашениями государств - участников Содружества и национальным законодательством, регулирующим порядок исполнения судебных решений.
10.6. В случае неисполнения государством - участником Содружества решения Суда и Пленума заинтересованная сторона вправе обратиться в Совет глав государств - участников Содружества в соответствии со статьями 10 и 17 Устава Содружества или ином порядке, установленном соглашениями государств - участников Содружества.
10.7. Суд оказывает содействие сторонам в выполнении каких-либо последующих после принятия окончательного решения по делу формальностей, которые могут оказаться необходимыми.
11. Пересмотр решения
11.1. Единственным основанием приема Судом заявления от стороны по делу о пересмотре решения служит ходатайство о вновь открывшихся обстоятельствах, которые могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны Суду или стороне.
11.2. Производство по пересмотру решения открывается определением Суда, которым устанавливается наличие обстоятельств, дающих основания к пересмотру дела по вновь открывшимся обстоятельствам. При наличии этих обстоятельств ходатайство о пересмотре решения удовлетворяется.
11.3. Ходатайство о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам должно быть подано не позднее трех месяцев после открытия таких обстоятельств и не может быть заявлено по истечении трех лет с момента вынесения решения.
11.4. Судопроизводство по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется по той же процедуре, что и обычное судопроизводство.
12. Судебные расходы, состав расходов
12.1. Судебные расходы состоят из издержек, связанных с рассмотрением дела.
12.2. К издержкам, связанным с рассмотрением дела Судом, относятся:
- суммы, подлежащие выплате экспертам и специалистам, привлекаемым для дачи заключений или участия в судебном процессе;
- расходы по переводу материалов дела;
- расходы, связанные с рассмотрением спора с выездом на место;
- расходы, связанные с исполнением судебного решения;
- расходы, связанные с вызовом свидетелей;
- иные расходы, связанные с рассмотрением дела.
Определение размера издержек
12.3. Расходы по экспертизе и заключениям специалистов, переводу материалов дела, когда они производятся за вознаграждение, определяются Судом в решении с учетом установленных в надлежащем порядке ставок и затраченного времени.
Экспертам, специалистам и свидетелям возмещаются понесенные ими в связи с явкой в Суд расходы по проезду и найму жилого помещения и выплачиваются суточные в размерах, установленных законодательством для работников, направляемых в служебные командировки.
Переводчик получает вознаграждение за работу, выполненную им по поручению Суда, если эта работа не входит в круг его служебных обязанностей.
Расходы, связанные с исполнением решения Суда, возмещаются по фактическим затратам.
В иные расходы включаются и суммы, уплачиваемые Суду государствами, не являющимися участниками Соглашения о статусе Экономического Суда, в связи с рассмотрением споров с их участием. Размер взноса определяется Судом в каждом конкретном случае.
При обращении в Суд сторона, не являющаяся участником Соглашения об Экономическом Суде Содружества, уплачивает судебные расходы в размере 10 процентов от суммы предъявленных требований (в валюте требований), а при обращении в Суд с требованиями неимущественного характера уплачиваются судебные расходы в сумме 100 тысяч российских рублей.
Указанные суммы зачисляются на расчетный счет Экономического Суда и используются на хозяйственные расходы.
Распределение судебных расходов
12.4. Судебные расходы относятся:
- на виновную сторону;
- пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Если дело возникло вследствие неправильных действий стороны, Суд вправе отнести на нее расходы в полном размере.
Если стороны в процессе слушания заключили мировое соглашение, то расходы относятся на обе стороны в равных долях.
13. Толкование
13.1. С запросами о толковании могут обращаться в Суд высшие органы власти и управления государств, органы и институты Содружества, а также высшие органы, разрешающие в государствах экономические споры.
13.2. Запрос представляется Суду в письменном виде и должен содержать точное изложение вопроса, по которому требуется толкование. К нему прилагаются документы, разъясняющие суть запроса.
13.3. Если в запросе о толковании содержится просьба о срочном рассмотрении заявления, Суд принимает меры к удовлетворению такой просьбы.
13.4. Запрос о толковании рассматривается, как правило, Экономическим Судом.
В необходимых случаях толкование может быть осуществлено Пленумом.
13.5. Толкование по запросу выносится в форме решения или постановления и должно содержать:
- дату вынесения решения или постановления;
- краткое изложение запроса о толковании;
- фактические обстоятельства;
- правовые обоснования;
- ответы на вопросы, поставленные перед Судом.
13.6. Толкование, вынесенное Экономическим Судом, подписывается председателем Суда, а толкование, данное Пленумом, - председателем и секретарем Пленума.
13.7. Процедура порядка толкования определяется Судом в каждом конкретном случае.
14. Заключительные положения
14.1. Настоящий Регламент вступает в силу с момента его утверждения Пленумом.
14.2. Разъяснения по применению настоящего Регламента даются Экономическим Судом, а толкования его положений - Пленумом.
14.3. При обращении в Суд положения настоящего Регламента являются обязательными для любой из сторон, органов и институтов Содружества.
14.4. Решения Суда и постановления Пленума подлежат обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств - участников Содружества.
14.5. Суд принимает меры к тому, чтобы буква и дух настоящего Регламента были соблюдены.

"СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КРЕДИТЕ НА 1994 ГОД"(Вместе с "НАПРАВЛЕНИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ НА 1994 ГОД")(Заключено в г. Москве 04.07.1994)  »
Международное законодательство »
Читайте также