РЕКОМЕНДАЦИЯ n 122 Международной организации труда"О ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ"(Принята в г. Женеве 09.07.1964 на 48-ой сессии Генеральной конференции МОТ)


[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 122
О ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
(Женева, 9 июля 1964 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 17 июня 1964 года на свою сорок восьмую сессию,
принимая во внимание, что Филадельфийская декларация признает торжественное обязательство Международной организации труда способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью достижение полной занятости и повышение жизненного уровня, и что в преамбуле к Уставу Международной организации труда предусматривается борьба с безработицей и гарантия заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни,
принимая во внимание далее, что в силу Филадельфийской декларации в обязанность Международной организации труда входит изучение и рассмотрение влияния экономических и финансовых аспектов политики на политику в области занятости в свете провозглашенной в этой Декларации основной цели, что "все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей",
принимая во внимание, что во Всеобщей декларации прав человека предусматривается, что "каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы",
учитывая существующие международные трудовые конвенции и рекомендации, имеющие прямое отношение к политике в области занятости, и в особенности Конвенцию и Рекомендацию 1948 года о службах занятости, Рекомендацию 1949 года о профессиональном ориентировании, Рекомендацию 1962 года профессиональном обучении и Конвенцию и Рекомендацию 1958 года о дискриминации в области труда и занятий,
принимая во внимание, что эти акты должны быть включены в более широкие рамки международной программы экономического развития на основе полной, продуктивной и свободно избранной занятости,
постановив принять ряд предложений, относящихся к политике в области занятости, что является частью восьмого пункта повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего девятого дня июля месяца тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года нижеследующую Рекомендацию, которая будет именоваться Рекомендацией 1964 года о политике в области занятости:
I. ЦЕЛИ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
1. 1) В целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости, каждый член Организации должен провозгласить и осуществлять в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
2) Эта политика должна иметь целью обеспечение того, чтобы:
a) имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу;
b) такая работа была как можно более продуктивной;
c) существовала свобода выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного происхождения или социального происхождения.
3) Эта политика должна учитывать надлежащим образом стадию и уровень экономического развития и взаимную связь между целями в области занятости и другими экономическими и социальными целями, и должна осуществляться с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике.
II. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
2. Цели политики занятости должны быть ясно и публично определены, по возможности, в виде контрольных цифр в области экономического развития и занятости.
3. С представителями предпринимателей и трудящихся и их организациями должны устраиваться консультации для разработки политики, направленной на развитие и использование способностей людей, и следует стремиться заручиться их сотрудничеством в деле осуществления такой политики в духе Рекомендации 1960 года о сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабах.
4. 1) Политика в области занятости должна основываться на аналитических исследованиях существующих и будущих масштабов и распределения рабочей силы, занятости, безработицы и неполной занятости.
2) Достаточные ресурсы должны быть выделены для сбора статистических данных, подготовки аналитических исследований и распространения полученных результатов.
5. 1) Каждый член Организации должен признавать важность накопления средств производства и развития в полной мере способностей людей, например посредством образования, профессионального ориентирования и профессионального обучения, здравоохранения и обеспечения жилищем, и должен обеспечить и поддерживать соответствующее равновесие между расходами, производимыми для этих различных целей.
2) Каждый член Организации должен принимать необходимые меры для того, чтобы помогать трудящимся, в том числе молодежи и другим лицам, впервые вступающим в состав рабочей силы, находить подходящую и продуктивную работу и приспосабливаться к меняющимся потребностям экономики.
3) При применении настоящего параграфа следует особо учитывать Рекомендацию 1949 года о профессиональном ориентировании, Рекомендацию 1962 года о профессиональном обучении и Конвенцию и Рекомендацию 1948 года о службах занятости.
6. 1) Политика в области занятости должна координироваться с общей экономической и социальной политикой, включая экономическое планирование или составление программ в странах, где они применяются в качестве средства осуществления политики, и должны проводиться в рамках этой общей политики.
2) Каждый член Организации должен при консультации с предпринимателями и трудящимися и их организациями и с учетом их автономных прав и обязанностей в некоторых из соответствующих областей изучать взаимосвязь между мероприятиями по политике в области занятости и другими важными решениями в сфере экономической и социальной политики в целях обеспечения их взаимного усиления.
7. 1) Там, где имеются лица, готовые приступить к работе и ищущие работу, для которых не предвидится возможность получения работы в разумно короткий срок, правительство должно рассмотреть этот вопрос и разъяснить в публичном заявлении, каким образом будут удовлетворены нужды этих лиц.
2) Каждый член Организации должен в самой широкой степени, допускаемой имеющимися в его распоряжении ресурсами и уровнем его экономического развития, и с учетом международных норм в области социального обеспечения и параграфа 5 настоящей Рекомендации, принимать меры по оказанию помощи безработным и неполностью занятым лицам в течение всех периодов безработицы в деле удовлетворения основных потребностей этих лиц и их иждивенцев, а также в приспособлении их к возможностям дальнейшей полезной занятости.
III. ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ВОПРОСАМ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
Общие соображения
8. Проблемы занятости, возникающие в результате колебаний уровня экономической активности или структурных изменений и особенно в результате недостаточного уровня активности, следует решать посредством:
a) общих мер экономической политики;
b) специальных мер, непосредственно связанных с занятостью отдельных трудящихся или категорий трудящихся.
9. Выбор соответствующих мер и время их проведения должны быть основаны на тщательном изучении причин безработицы с целью установления различия между отдельными видами безработицы.
Общие меры: Долгосрочные
10. Общие экономические меры должны содействовать непрерывному росту экономики при разумной степени устойчивости, что создает наилучшие условия для успешного осуществления специальных мер в области занятости.
Общие меры: Краткосрочные
11. 1) Должны предусматриваться и приниматься меры краткосрочного характера по предупреждению возникновения широкой безработицы или неполной занятости, связанной с недостаточным уровнем экономической активности, а также по нейтрализации инфляционного давления, связанного с отсутствием равновесия на рынке занятости. В периоды, когда существуют или могут возникнуть эти явления, должны приниматься меры в целях повышения или, в соответствующих случаях, понижения частного потребления, частных капиталовложений и (или) текущих правительственных расходов или правительственных капиталовложений.
2) Ввиду важности выбора времени для проведения контрмер по борьбе как со спадом и инфляцией, так и с другими явлениями, ведущими к нарушению стабильности, правительства должны, в соответствии с конституционным законом, быть наделены правами, позволяющими в короткий срок ввести или изменить такие меры.
Специальные меры
12. Должны предусматриваться и приниматься меры по устранению сезонных колебаний занятости. В частности, должны быть приложены соответствующие усилия, с тем чтобы распределить спрос на сезонные продукты и услуги трудящихся, занятых на сезонных работах, более равномерно на весь год или обеспечить дополнительную работу для таких работников.
13. 1) Должны предусматриваться и приниматься меры по предупреждению возникновения и роста безработицы или неполной занятости в результате структурных изменений, а также по облегчению приспособления производства и занятости кратким изменениям.
2) Для целей настоящей Рекомендации термин "структурные изменения" означает долгосрочные и существенные изменения, принимающие форму изменения спроса, появления новых источников снабжения, национальных или иностранных (включая поступление товаров из стран с более низкими издержками производства), новой техники производства или изменений в численности рабочей силы.
3) Меры по приспособлению к структурным изменениям должны преследовать две цели:
a) получить наибольшую пользу от экономического и технического прогресса;
b) защитить от финансового или другого бремени группы населения или отдельных лиц, занятость которых оказалась затронутой структурными изменениями.
14. 1) С этой целью и во избежание задержки в заполнении вакансий, ведущей к сокращению производства, члены Организации должны разработать и в достаточной степени финансировать программы по оказанию помощи трудящимся в деле нахождения новой работы и приспособления к ней.
2) Такие программы должны включать:
a) организацию деятельности эффективных служб трудоустройства с учетом положений Конвенции и Рекомендаций 1948 года о службах занятости;
b) обеспечение или содействие обеспечению возможностей для обучения и переобучения, которые позволили бы трудящимся приобрести квалификацию, необходимую для долговременной занятости в развивающихся профессиях, с учетом положений Рекомендации 1962 года о профессиональном обучении;
c) координацию жилищной политики с политикой в области занятости путем предоставления соответствующих жилищ и другого коммунального обслуживания в местностях, где существуют возможности для получения работы, и предоставления либо предпринимателем, либо из государственных средств пособий по переселению для трудящихся и их иждивенцев.
15. Должен оказываться приоритет мерам, направленным на разрешение серьезной, а в некоторых странах - растущей проблемы безработицы среди молодежи. При принятии мер в отношении молодежи, предусмотренных в Конвенции и Рекомендации 1948 года о службах занятости, Рекомендации 1949 года о профессиональном ориентировании и Рекомендации 1962 года о профессиональном обучении, должны учитываться тенденции в структурных изменениях, с тем чтобы обеспечить развитие и использование способностей молодежи в соответствии с меняющимися потребностями экономики.
16. Должны быть приложены усилия для удовлетворения специфических нужд тех категорий лиц, которые сталкиваются с особыми трудностями в результате структурных изменений или в силу других причин, например пожилых трудящихся, инвалидов и других трудящихся, для которых может быть особенно трудно переменить местожительство и занятие.
17. Для лучшего распределения экономической активности по всей стране и обеспечения таким образом продуктивного использования всех ресурсов следует уделять особое внимание потребностям в области занятости и доходов отстающих районов и районов, в которых структурные изменения затрагивают большое число трудящихся.
18. 1) В тех случаях, когда происходят структурные изменения в исключительно широких масштабах, может оказаться необходимым дополнить меры, аналогичные указанным в параграфах 13 - 17 настоящей Рекомендации, мерами, имеющими целью предотвращение внезапной широкой дезорганизации и распределение во времени последствий изменения или изменений на достаточно длительный период.
2) В таких случаях правительства должны незамедлительно рассмотреть, при консультации со всеми заинтересованными сторонами, вопрос о наилучших методах временного и исключительного характера, облегчающих приспособление этих отраслей к структурным изменениям, и должны принять соответствующие меры.
19. Для организации и облегчения приспособления производства и занятости к структурным изменениям должен быть создан соответствующий механизм с четко определенными полномочиями в отношении вопросов, рассматриваемых в параграфах 13 - 18 настоящей Рекомендации.
20. 1) В политике занятости должен учитываться общественный опыт, говорящий о том, что в результате технического прогресса и роста производительности труда возрастают возможности для увеличения свободного времени и для развития образовательной деятельности.
2) Необходимо приложить усилия для использования этой возможности с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике, а также условиям, существующим в каждой отрасли; такие методы могут включать:
a) сокращение продолжительности рабочего времени без уменьшения заработной платы, в соответствии с Рекомендацией 1962 года о сокращении продолжительности рабочего времени;
b) более продолжительные оплачиваемые отпуска;
c) более позднее вступление в состав рабочей силы, связанное с более высоким уровнем образования и профессиональной подготовки.
IV. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С НЕДОСТАТОЧНЫМ
ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
Политика в области капиталовложений и доходов
21. В развивающихся странах политика в области занятости должна составлять важный элемент политики содействия росту и справедливому распределению национального дохода.
22. В целях достижения быстрого роста производства, капиталовложений и занятости члены Организации должны стремиться выявить мнение и обеспечить активное участие предпринимателей, трудящихся и их организаций в разработке и осуществлении национальной политики, экономического развития и различных других аспектов социальной политики в соответствии с Рекомендацией 1960 года о сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабах.
23. 1) В странах, где ограниченность возможностей занятости связана с нехваткой капитала, должны быть приняты все надлежащие меры по увеличению внутренних сбережений и поощрению притока финансовых ресурсов из других стран и из международных учреждений в целях расширения продуктивных капиталовложений, без ущерба для национального суверенитета или экономической независимости стран - получателей.
2) Для того, чтобы рационально использовать имеющиеся в распоряжении этих стран ресурсы и увеличить в возможно большей степени в них занятость, было бы желательно, чтобы эти страны координировали свои капиталовложения и другие меры по развитию с мерами, которые проводят другие страны, особенно страны, входящие в один и тот же район.
Содействие занятости в промышленности
24. 1) В целях создания долгосрочной основы для дополнительных возможностей занятости члены Организации должны учитывать острую необходимость создания предприятий (частных или государственных), которые использовали бы местные ресурсы сырья и энергии, отвечали бы меняющимся требованиям спроса на внутреннем и внешнем рынках и применяли бы современную технику и результаты научных исследований.
2) Члены Организации должны предпринимать все усилия для того, чтобы достигнуть такого этапа промышленного развития, который бы обеспечил в рамках сбалансированной экономики максимальный экономичный выпуск готовой продукции, используя местные ресурсы рабочей силы.
3) Особое внимание должно уделяться мерам, имеющим целью содействовать эффективному и недорогостоящему производству, диверсификации экономики и сбалансированному экономическому развитию районов.
25. Помимо содействия развитию современной промышленности члены Организации должны изучить - с учетом технических потребностей - возможности расширения занятости посредством:
a) производства или содействия производству в большом количестве товаров и услуг, требующих больших затрат труда;
b) содействия применению в большем объеме трудоемких методов тех случаях, когда это приведет к более эффективному использованию имеющихся ресурсов.
26. Должны приниматься меры, имеющие целью:
a) содействовать более полному использованию существующих промышленных мощностей в масштабах, совместимых с потребностями внутреннего и экспортных рынков, например путем более широкого введения многосменной работы, с должным учетом бытового обслуживания трудящихся, работающих в ночную смену, а также необходимости подготовки достаточного числа работников для ключевых постов, с тем чтобы обеспечить эффективную организацию многосменной работы;
b) создавать ремесленное производство и мелкие предприятия и помогать им приспосабливаться к техническому прогрессу и изменениям в условиях рынка, с тем чтобы они были в состоянии обеспечить расширение занятости, не становясь зависимыми от протекционистских мер или привилегий, которые могли бы явиться тормозом для экономического развития; с этой целью следует поощрять развитие кооперативов, обеспечить создание взаимных связей между мелкими и крупными предприятиями и развивать новые рынки для продукции промышленности.
Повышение занятости в сельских районах
27. 1) Страны, где широко распространена неполная занятость в сельских районах, должны при разработке единой национальной политики уделять особое внимание широкой программе создания продуктивной занятости в сельском секторе посредством сочетания организационных и технических мероприятий, полагаясь в максимальной степени на усилия заинтересованного населения. Такие программы должны быть основаны на надлежащем изучении характера, масштаба и географического распределения неполной занятости в сельских районах.
2) Важными целями должно быть создание стимулов и социальных условий для более полного использования местной рабочей силы в мероприятиях по развитию сельских районов, для повышения производительности труда и для улучшения качества продукции. Методы, соответствующие местным условиям, должны быть определены, по возможности, путем соответствующих исследований и организации комплексных экспериментальных проектов.
3) Особое внимание следует уделить вопросу расширения возможностей для производительной занятости в сельском хозяйстве и животноводстве.
4) Государственные меры в области повышения производительной занятости в сельскохозяйственном секторе должны включать проведение аграрных реформ, приспособленных к нуждам страны, включая земельные реформы, и улучшение условий аренды земли; реформы в области земельных налогов; расширение средств кредитования; развитие улучшенных средств торговли и содействие развитию кооперативных организаций в сфере производства и сбыта.
Рост населения
28. Страны, в которых происходит быстрый рост населения, и особенно те, в которых это уже серьезно отражается на экономике, должны изучать экономические, социальные и демографические факторы, влияющие на рост населения, с целью принятия социальной и экономической политики, которая бы привела к лучшей согласованности между расширением возможностей занятости и увеличением рабочей силы.
V. МЕРЫ СО СТОРОНЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ТРУДЯЩИХСЯ
И ИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
29. 1) Предприниматели и трудящиеся государственного и частного сектора и их организации должны принимать все практически осуществимые меры в целях содействия достижению и поддержанию полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
2) В частности, они должны:
a) наиболее заблаговременно консультироваться друг с другом и, в соответствующих случаях, с компетентными государственными органами, службами занятости или аналогичными учреждениями с целью выработки взаимоприемлемых мер по приспособлению к изменениям в области занятости;
b) изучать тенденции в экономическом положении и положении в области занятости, а также тенденции технического прогресса и предлагать, по мере необходимости и достаточно заблаговременно, принятие как правительством, так и государственными и частными предприятиями таких мер, которые в рамках общих интересов могут обеспечивать трудящимся гарантии и возможности в области занятости;
c) содействовать более широкому пониманию экономических условий и причин изменений возможностей занятости в отдельных профессиях, отраслях или районах, а также необходимости профессиональной и географической мобильности рабочей силы;
d) стремиться создать условия, которые без ущерба национальному суверенитету, экономической независимости и свободе объединения будут содействовать росту капиталовложений как из отечественных, так и из иностранных источников, при благоприятном влиянии на экономическое развитие страны;
e) предоставлять или обеспечивать предоставление необходимых средств для обучения и переобучения и связанных с этим финансовых средств;
f) содействовать такой политике в области заработной платы, пособий и цен, которая соответствовала бы целям полной занятости, экономического развития, повышения жизненного уровня и стабилизации денежного обращения, без ущерба для законных требований и целей, преследуемых предпринимателями, трудящимися и их организациями; и
g) уважать принцип равенства возможностей и обращения в области труда и занятий, с учетом положений Конвенции и Рекомендации 1958 года о дискриминации в области труда и занятий.
3) Предприятия должны, при консультации, а в соответствующих случаях и в сотрудничестве с организациями трудящихся и (или) с представителями трудящихся на уровне предприятия и с учетом национальных, экономических и социальных условий, принимать меры, направленные на борьбу с безработицей, оказание помощи трудящимся в нахождении работы, увеличение числа рабочих мест и сведение к минимуму последствий безработицы; такие меры могут включать:
a) переобучение для выполнения другой работы на том же самом предприятии;
b) перемещение на другую работу в пределах того же предприятия;
c) тщательное изучение препятствий к более широкому применению сменной работы и принятие мер к их устранению;
d) наиболее заблаговременное предупреждение трудящихся о предстоящем их увольнении и соответствующее уведомление государственных органов и какой-нибудь вид защиты доходов уволенных трудящихся, учитывая положения Рекомендации 1963 года о прекращении трудовых отношений.
VI. МЕРЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПЛАНЕ В ИНТЕРЕСАХ СОДЕЙСТВИЯ
ЦЕЛЯМ ЗАНЯТОСТИ
30. Члены Организации при содействии в соответствующих случаях межправительственных и других международных организаций должны сотрудничать в разработке международных мероприятий, направленных на содействие целям занятости, и должны в своей внутренней экономической политике стремиться избегать таких мер, которые бы отрицательно сказывались на положении в области занятости и на общей экономической стабильности в других странах, включая развивающиеся страны.
31. Члены Организации должны содействовать всем усилиям, направленным на расширение международной торговли как средства, способствующего экономическому росту и расширению возможностей занятости. В частности, они должны принять все возможные меры для уменьшения влияния на уровень занятости неблагоприятных колебаний в соотношении экспортных и импортных цен, а также проблем, связанных с платежным балансом и ликвидными резервами.
32. 1) Индустриализированные страны в своей экономической политике, в том числе политике по вопросам сотрудничества и расширения спроса, должны учитывать необходимость расширения занятости в других странах, в частности в развивающихся странах.
2) Они должны так срочно, как это позволяют местные условия, принять меры, направленные на увеличение потребления импортированных товаров, как промышленных, обработанных и полуобработанных, так и сырьевых, которые могут производиться в развивающихся странах на экономически выгодной основе, способствуя тем самым взаимному расширению торговли и росту занятости в производстве продукции на экспорт.
33. Следует содействовать международной миграции ищущих работу трудящихся, которая соответствовала бы экономическим потребностям стран эмиграции и иммиграции, в том числе миграции из развивающихся стран в индустриализированные страны, с учетом положений Конвенции и Рекомендации (пересмотренных) 1949 года о трудящихся - мигрантах и Конвенции 1962 года о равноправии в области социального обеспечения.
34. 1) При осуществлении международного технического сотрудничества по линии многосторонних или двусторонних соглашений следует уделять особое внимание на необходимость развития активной политики в области занятости.
2) В этих целях такое сотрудничество должно включать:
a) консультацию в области политики занятости и организации служб трудоустройства как необходимых элементов в области общего развития планирования и составления программ; и
b) сотрудничество в деле подготовки квалифицированного местного персонала, включая технический персонал и управленческие кадры.
3) Программы технического сотрудничества, касающиеся вопросов подготовки, должны быть направлены на предоставление развивающимся странам соответствующих средств подготовки в рамках страны или района. Они должны также предусматривать соответствующие ассигнования для закупки оборудования. В качестве дополнительной меры должны предоставляться возможности для подготовки граждан развивающихся стран в промышленно развитых странах.
4) Члены Организации должны предпринимать все усилия для того, чтобы облегчить освобождение на соответствующие периоды от государственной и негосударственной служб высококвалифицированных экспертов в различных областях политики занятости для работы в развивающихся странах. Такие усилия должны включать в себя мероприятия, которые бы привлекли таких экспертов.
5) При подготовке и осуществлении программ технического сотрудничества следует стремиться к активному участию организаций предпринимателей и трудящихся заинтересованных стран.
35. Члены Организации должны поощрять международный обмен данными о технологических процессах с целью повышения производительности труда и занятости путем лицензий и других видов промышленного сотрудничества.
36. Предприятия, принадлежащие иностранцам, должны удовлетворять свои потребности в персонале путем использования и подготовки местных кадров, включая управленческий и технический персонал, наделенный административными функциями.
37. Должны приниматься меры - если целесообразно, на региональной основе - для периодического проведения дискуссий и обмена опытом в вопросах политики в области занятости, особенно политики занятости в развивающихся странах, с помощью, в соответствующих случаях, Международного бюро труда.
VII. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕТОДОВ ПРИМЕНЕНИЯ
38. При применении положений настоящей Рекомендации каждый член Международной организации труда, а также соответствующие организации предпринимателей и трудящихся должны руководствоваться, по мере возможности и желательности, предложениями относительно методов применения, изложенными в Приложении.


Приложение
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕТОДОВ ПРИМЕНЕНИЯ
I. Общие и специальные меры по вопросам политики
в области занятости
1. 1) Каждый член Организации должен:
a) постоянно проводить исследования по вопросам численности рабочей силы и ее распределения, характера и масштабов безработицы и неполной занятости и существующих в этом отношении тенденций, включая по возможности анализ:
i) распределения рабочей силы по возрасту, полу, профессиям, квалификации, районам и отраслям; вероятных будущих тенденций в каждой из этих категорий; влияния демографических факторов, особенно в развивающихся странах с высоким темпом роста населения, и технического прогресса на эти тенденции;
ii) возможностей продуктивной занятости в данное время и в разное время в будущем в различных отраслях экономики, районах и профессиях, с учетом предполагаемых изменений в спросе и производительности труда;
b) предпринять энергичные усилия в целях получения более достоверных статистических данных, необходимых для таких исследований, особенно путем проведения переписей и выборочных обследований;
c) организовать и поощрять сбор и анализ текущих показателей экономической активности, а также изучение тенденций в развитии новой техники как внутри страны, так и за границей - особенно в области автоматизации - в различных отраслях промышленности, с тем чтобы, в частности, отличать кратковременные колебания от долговременных структурных изменений;
d) составлять краткосрочные прогнозы в отношении занятости, неполной занятости и безработицы, достаточно заблаговременно и с достаточными подробностями, чтобы обеспечить основу для незамедлительных действий по предупреждению или устранению безработицы или нехватки рабочей силы;
e) проводить и поощрять исследования в отношении методов и результатов проведения политики в области занятости в других странах.
2) Члены Организации должны принять меры к обеспечению лиц, ответственных за заключение коллективных договоров, информацией о результатах исследований по вопросу о положении в области занятости, проводимых Международным бюро труда и другими органами, включая исследования влияния автоматизации.
2. Достижение социальных целей политики в области занятости требует координации политики занятости с другими мерами экономической и социальной политики, в частности с мерами, касающимися:
a) капиталовложений, производства и экономического развития;
b) роста и распределения доходов;
c) социального обеспечения;
d) фискальной и финансовой политики, включая борьбу с инфляцией и политику в отношении иностранной валюты;
e) содействия более свободному перемещению товаров, капитала и рабочей силы между странами.
3. В целях содействия стабильности производства и занятости следует рассмотреть возможности более широкого применения фискальных и полуфискальных мероприятий, имеющих целью оказывать автоматическое стабилизирующее влияние и поддерживать на удовлетворительном уровне потребительский доход и капиталовложения.
4. Меры, имеющие целью стабилизацию занятости, могут, кроме того, включать:
a) фискальные мероприятия в отношении ставок налогов и расходов на капиталовложения;
b) стимулирование или сдерживание экономической активности посредством соответствующих мер денежной политики;
c) увеличение или сокращение расходов на общественные работы или другие государственные капиталовложения существенного характера, например строительство шоссейных и железных дорог, портов, школ, учебных центров и больниц; в периоды, когда существует высокий уровень занятости, члены Организации должны разработать ряд полезных, хотя и не носящих срочного характера, проектов общественных работ, которые были бы готовы к осуществлению в периоды спада;
d) меры более специального характера, например увеличение правительственных заказов для определенной отрасли промышленности, спад в которой угрожает вызвать временное понижение уровня деловой активности.
5. Меры по сглаживанию сезонных колебаний занятости могут включать:
a) применение новых технических процессов, позволяющих проводить работу в условиях, при которых она была бы невозможной без их применения;
b) обучение трудящихся, занятых на сезонной работе, дополнительным профессиям;
c) планирование борьбы с сезонной безработицей или неполной занятостью; особое внимание следует уделять координации деятельности различных государственных органов и частных предприятий, связанных со строительными работами, с тем чтобы обеспечить непрерывность работ в интересах удовлетворения потребностей трудящихся в отношении занятости.
6. 1) Компетентный орган власти должен установить характер особых трудностей, с которыми могут столкнуться в результате структурных изменений категории лиц, упомянутые в параграфе 16 Рекомендации, и рекомендовать принятие соответствующих мер.
2) Должны быть приняты особые меры по обеспечению соответствующей работой этих групп населения и по облегчению испытываемых ими затруднений.
3) В тех случаях, когда пожилые трудящиеся и инвалиды испытывают большие затруднения в деле приспособления к структурным изменениям, таким трудящимся должны выплачиваться, в рамках системы социального обеспечения, надлежащие пособия, включая в соответствующих случаях выплату пенсии в возрасте ниже обычного пенсионного возраста.
7. 1) В тех случаях, когда структурные изменения затрагивают большое число трудящихся, сконцентрированных в определенном районе, и особенно когда нанесен ущерб конкурентоспособности района в целом, члены Организации должны создавать дополнительные возможности для занятости в таком районе и - с помощью эффективных стимулов и консультаций с представителями предпринимателей и трудящихся - поощрять отдельные предприятия к созданию дополнительных возможностей занятости в данном районе на основе всесторонней политики развития района.
2) Меры, направленные на достижение этой цели, могут включать:
a) диверсификацию существующих предприятий или стимулирование создания новых отраслей промышленности;
b) общественные работы или другие государственные капиталовложения, включая расширение или создание государственных предприятий;
c) обеспечение новых предприятий информацией и рекомендациями в отношении условий развертывания их деловой активности в данном районе;
d) меры, направленные на то, чтобы сделать данный район более привлекательным для новых предприятий, например посредством переустройства и модернизации инфраструктуры или путем предоставления специальных займов, временных субсидий, временных налоговых льгот или материальных условий, как, например, создание промышленных участков;
e) приоритет в размещении правительственных заказов;
f) соответствующие меры по борьбе с чрезмерной концентрацией промышленности.
3) При принятии таких мер следует учитывать тот вид занятости, который различные районы - в силу имеющихся ресурсов, доступа к рынкам и других экономических факторов - могут наилучшим образом обеспечить.
4) Границы районов, пользующихся особыми привилегиями, должны быть определены после тщательного изучения вероятных последствий для других и особенно соседних районов.
II. Проблемы занятости, связанные с недостаточным
экономическим развитием
8. К числу мероприятий по расширению внутренних сбережений и по поощрению притока финансовых ресурсов из других стран с целью увеличения продуктивных капиталовложений могут относиться:
a) меры, совместимые с положениями Конвенции 1930 года о принудительном труде и Конвенции 1957 года об упразднении принудительного труда и принимаемые в рамках системы надлежащих минимальных норм труда и при консультации с предпринимателями и трудящимися и их организациями в целях использования имеющейся рабочей силы при минимальных затратах дефицитных ресурсов для повышения темпов образования капитала;
b) меры по направлению сбережений и капиталовложений из непродуктивных сфер в сферы, содействующие экономическому развитию и занятости;
c) меры по увеличению сбережений:
i) посредством сокращения потребления несущественно важных товаров и услуг, с должным учетом необходимости сохранения соответствующих стимулов; и
ii) посредством использования различных систем сбережения, в том числе систем социального обеспечения, предусматривающих уплату взносов, и систем мелких сбережений;
d) меры по развитию местных рынков капитала для облегчения перевода сбережений в продуктивные капиталовложения;
e) меры по поощрению реинвестирования в стране разумной части прибылей от иностранных инвестиций, а также по возвращению и предотвращению утечки национального капитала с целью направления его на продуктивные капиталовложения.
9. 1) К числу мероприятий по расширению занятости путем поощрения трудоемкой продукции и применения трудоемких методов могут относиться:
a) меры содействия применению трудоемких методов производства посредством:
i) анализа производственных операций в целях повышения эффективности современных трудоемких операций;
ii) научно-исследовательской работы и распространения информации о трудоемких методах, особенно в области общественных работ и строительства;
b) налоговые льготы и преимущественные условия в отношении импортных и других квот для соответствующих предприятий;
c) всестороннее изучение технических, экономических и организационных возможностей применения трудоемких методов на строительных работах, как, например, комплексное использование долин рек, строительство железных и шоссейных дорог.
2) При решении вопроса о том, является ли определенный продукт или метод трудоемким, должны учитываться пропорции, в каких капитал и труд применяются не только в конечных операциях, но и на всех стадиях производства, включая производство материалов, энергии и т.д. Следует также иметь в виду степень, в которой расширение выпуска определенного продукта порождает расширение спроса соответственно на рабочую силу и капитал.
10. Организационные мероприятия по поощрению продуктивной занятости в сельских районах, в дополнение к тем, которые предусмотрены в параграфе 27 Рекомендации, могут включать содействие программам общинного развития, совместимым с положениями Конвенции 1930 года о принудительном труде и Конвенции 1957 года об упразднении принудительного труда, для обеспечения активного участия заинтересованных лиц, в частности трудящихся и предпринимателей и их организаций, в планировании и осуществлении местных проектов экономического и социального развития, а также содействие использованию при осуществлении таких проектов местной рабочей силы, материалов и финансовых ресурсов, которые в противном случае могли бы оставаться неиспользованными или использовались бы непродуктивно.
11. К числу соответствующих местным условиям средств наиболее полного использования местной рабочей силы в мероприятиях по развитию сельских районов могут относиться:
a) местные проекты капитального строительства, в особенности ведущие к быстрому росту сельскохозяйственного производства, например: ирригационные и дренажные работы в небольших и средних масштабах, строительство складских помещений, местных дорог и транспортных средств;
b) мелиоративные работы и заселение земель;
c) более трудоемкие методы земледелия, развитие животноводства и диверсификация сельскохозяйственного производства;
d) развитие других видов производительной деятельности, например лесоводства и рыболовства;
e) повышение социального обслуживания в сельских районах, например в области образования, жилищного строительства и здравоохранения;
f) развитие в сельских районах жизнеспособных отраслей мелкой промышленности и ремесленного производства, например: местная переработка сельскохозяйственной продукции и производство несложных потребительских товаров и средств производства, необходимых для сельского населения.
12. 1) Во исполнение параграфа 5 Рекомендации и с учетом положений Рекомендации 1962 года о профессиональном обучении, развивающиеся страны должны стремиться ликвидировать неграмотность и содействовать профессиональному обучению трудящихся во всех отраслях, а также соответствующей профессиональной подготовке научного, технического и управленческого персонала.
2) Следует учесть необходимость подготовки инструкторов и трудящихся в целях осуществления совершенствования и модернизации сельского хозяйства.

КОНВЕНЦИЯ n 122 Международной организации труда"О ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ" [рус., англ.](Принята в г. Женеве 09.07.1964 на 48-ой сессии Генеральной конференции МОТ)  »
Международное законодательство »
Читайте также