<ОБМЕН ПИСЬМАМИ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СССР И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ США ОБ ОБМЕНЕ ИНФОРМАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОРТОВЫХ ПРОЦЕДУР И ДРУГИХ СВЯЗАННЫХ С ЭТИМ ВОПРОСОВ В СВЯЗИ С ПОДПИСАНИЕМ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СССР И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА>(Вместе с "ПАМЯТНОЙ ЗАПИСКОЙ О ПРОЦЕДУРАХ ЗАХОДА И ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ В ПОРТАХ СССР")(Состоялся в г. Москве 29.12.1975)


Господину РОДЖЕРСУ Б.МОРТОНУ
Министру торговли
Соединенных Штатов Америки
Москва
Уважаемый господин Министр,
В связи с подписанным сегодня Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки по некоторым вопросам морского судоходства мы договорились, что обменяемся информацией относительно наших портовых процедур и других связанных с этим вопросов. Соответственно, к настоящему Письму прилагается Памятная записка о процедуре захода и пребывания иностранных судов в портах СССР.
Настоящим подтверждаю также получение от Вас Вашего Меморандума по процедуре в портах США и другим вопросам, вместе с сопроводительным Письмом, подписанным Вами.
С уважением,
Министр морского флота СССР
Т.Б.ГУЖЕНКО
29 декабря 1975 года
Приложение. Памятная записка о процедуре захода и пребывания иностранных судов в портах СССР.


ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА
О ПРОЦЕДУРЕ ЗАХОДА И ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ
СУДОВ В ПОРТАХ СССР
Введение
Доступ иностранных судов в порты СССР регулируется действующими законами и правилами Союза ССР и союзных республик, постановлениями местных органов власти и портовых властей в тех пределах, в которых они осуществляют свои правомочия. Действующие законы и правила, портовые процедуры и некоторые другие положения, отмеченные ниже, применяются, в принципе, ко всем иностранным судам. Специальные ссылки сделаны в тех ограниченных случаях, в которых судам под флагом США предоставляется режим, отличный от режима других иностранных судов.
I. Навигационная информация
Навигационные карты и другие публикации, необходимые для плавания в водах и портах СССР, приведены в "Каталоге карт и книг" Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны СССР и могут быть приобретены по текущим ценам через агентство "Инфлот" в порту захода.
"Извещения мореплавателям" издаются еженедельно. Информация по безопасности мореплавания регулярно передается по радио на частотах, предусмотренных для этих целей международными правилами.
II. Заход в порты СССР
Уведомление о посещении судном под флагом США порта СССР из числа портов, открытых для захода по уведомлению, должно быть получено не менее, чем за четыре дня до прибытия в порт. Уведомление о заходах судов, используемых для коммерческого морского судоходства, должно быть передано Министерству морского флота СССР, Москва, ул. Жданова, 1/4, соответствующим агентством "Инфлот". Уведомление о заходах исследовательских и учебных судов торгового флота должно быть передано Министерству иностранных дел СССР, Москва, по дипломатическим каналам.
Для коммерческих целей, независимо от информации, которая требуется по условиям фрахтования, рекомендуется, чтобы все иностранные торговые суда сообщали соответствующим агентствам "Инфлот" достаточно заблаговременно цель прибытия в порт, наименование и флаг судна, порт отправления, осадку судна носом и кормой, длину судна и его грузоподъемность, объемов трюмов, размеры люков, твиндечность, наименование, количество и расположение груза, потребности в снабжении и другом обслуживании, а также информировали порты назначения о времени прихода за 48 часов с последующим уточнением за 12 часов, а танкеры и суда со скоропортящимися грузами на борту - соответственно за 72 и 12 часов.
Иностранные суда могут обычно получить в порту бункер, продовольствие, лекарства, различное снабжение и запасные части, необходимые для судна. Рекомендуется, чтобы запросы на бункер направлялись в агентство "Инфлот" не менее, чем за 10 дней до предполагаемой бункеровки.
III. Лоцманская проводка
В водах и портах СССР лоцманская проводка судов, независимо от флага, осуществляется исключительно государственными морскими лоцманами.
Районы обязательной и необязательной лоцманской проводки доводятся до всеобщего сведения в обязательных постановлениях морских портов, лоциях и "Извещениях мореплавателям".
В большинстве портов ввод и вывод судов производится круглосуточно. В ряде портов лоцманская проводка осуществляется с помощью буксиров. В некоторых портах при проводке используются береговые радиолокаторные и радиопеленгаторные станции.
Другие обычные средства навигационного обеспечения могут быть также получены на месте любым судном, заходящим в советский порт.
IV. Прибытие в порт
Прибывшим в порт иностранным судам запрещается иметь сообщения с берегом до получения на это разрешения портовых властей.
На прибывшее в порт судно поднимается комиссия из представителей служб контроля:
- пограничного;
- таможенного;
- карантинно-санитарного;
- сельскохозяйственного карантина,
а также представитель агентства "Инфлот".
Оформление судна производится на бланках ИМКО, заполненных и подписанных судовой администрацией и вручаемых представителям портовых властей в следующем количестве:
- общая декларация - 5 экз.;
- грузовая декларация - 4 экз.;
- декларация о личных вещах экипажа - 2 экз.;
- судовая роль - 4 экз.;
- список пассажиров - 4 экз.
Представитель "Инфлота" вручает капитану судна "Памятку капитанам иностранных судов, посещающих порты СССР". В Памятке указывается порядок заполнения бланков ИМКО, а также приводятся выдержки из таможенных и карантинных правил.
По окончании работы комиссии капитан уведомляется о разрешении сообщений с берегом (судну предоставляется свободная практика).
a) Таможенный контроль
Представители таможни досматривают судно, проверяют правильность представленной капитаном контрольной судовой документации, опечатывают помещения с оружием, наркотиками и грузами, предназначенными для других портов. Вывоз из СССР и ввоз в СССР советской валюты запрещается. Любые операции с иностранной валютой помимо учреждений Государственного Банка СССР преследуются по закону как уголовное преступление.
b) Пограничный контроль
Представители пограничной службы проверяют судовую роль, паспорта или заменяющие их удостоверения личности и досматривают судно. Членам экипажа и пассажирам выдаются разрешения (карточки) для схода на берег. Эти разрешения предъявляются представителю пограничной службы на причале.
c) Карантинно-санитарный контроль
Врач карантинно-санитарной службы проверяет благополучие в санитарном отношении судна, экипажа и пассажиров. Все члены экипажа должны иметь сертификаты о прививках против оспы, а в отдельных случаях и от других эпидемических болезней. Лица, не имеющие таких сертификатов, должны получить необходимые прививки до схода на берег (бесплатно).
Капитан судна должен предъявить карантинным властям дератизационное свидетельство или свидетельство об освобождении от дератизации. При отсутствии свидетельства судно обследуется и при необходимости производится дератизация.
d) Сельскохозяйственный карантинный контроль
Представитель государственной сельскохозяйственной карантинной инспекции проверяет кладовые судна и трюмы. При обнаружении на судне или в грузе сельскохозяйственных вредителей использование продуктов, заряженных такими вредителями, а также выгрузка или погрузка до производства дезинсекции помещений судна запрещается. Стоимость дезинсекции относится за счет судна. Информация о текущих ставках оплаты за дезинсекцию может быть получена в агентстве "Инфлот".
V. Визы
Для выхода на берег в порту СССР членов экипажа судна США требуется представление списка членов экипажа в консульское учреждение СССР не менее, чем за 7 дней до даты предполагаемого прибытия в порт. Лица, которые будут признаны нежелательными и не получат визы, могут, тем не менее, оставаться на судне без права выхода на берег.
Члены экипажа судов США, получившие указанную визу, имеют право на посещение города, в котором находится порт. Члены экипажа, кроме капитана судна, обязаны возвращаться на борт не позднее 24-00 часов каждого дня стоянки. Сход на берег в ночное время для членов экипажа разрешается только по служебным делам и в других неотложных случаях.
Если по какой-либо причине член экипажа должен покинуть свое судно в советском порту и выехать в другой город или покинуть пределы СССР, он должен получить на это визу в паспорте или удостоверении личности моряка в Отделе виз и регистрации города, в котором находится порт, или в ближайшем таком учреждении. Член экипажа, прибывающий в СССР для присоединения к экипажу судна, должен также иметь въездную визу.
Лица, не внесенные в список членов экипажа судна, должны иметь для выхода на берег советскую визу, должным образом оформленную консульским учреждением СССР.
Все иностранные пассажиры, желающие выйти на берег, должны иметь действительные национальные паспорта и визы, выданные советским консулом за границей.
VI. Обслуживание судов. Тарифы
Обслуживание иностранных судов в советских портах осуществляется через агентства "Инфлот" в соответствующем порту. Все предполагаемые расходы каждого судна должны быть заранее согласованы судовладельцем с агентством "Инфлот" и обеспечены оплатой до отхода судна из порта.
Ставки сборов и платежей за услуги, оказываемые судам в портах СССР, публикуются в информации агентств "Инфлот". Некоторые услуги агентств "Инфлот" оплачиваются по местным тарифам или по договоренности.
От оплаты корабельного сбора освобождаются:
а) суда, заходящие в порты вследствие аварии и в тех случаях, когда заход является вынужденным;
б) суда, заходящие в порты исключительно для снабжения топливом, балластом, водой и продовольствием, а также для карантинных надобностей.
VII. Юрисдикция в советских портах
Иностранное торговое судно в порту СССР, а также находящиеся на нем члены экипажа и другие лица подпадают под действие советских законов.
Власти имеют право производить на иностранных торговых судах аресты в тех случаях, когда преступление совершено частично или полностью на берегу или когда последствия этих преступлений могут вызвать серьезные осложнения на берегу.
По требованиям имущественного характера не подлежат задержанию властями СССР суда, находящиеся в собственности иностранного государства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 61 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик.
VIII. Контроль за загрязнением моря и внутренних вод
В СССР контролю за загрязнением моря и внутренних вод придается большое значение.
Действующими в настоящее время правилами в пределах внутренних морских и территориальных вод СССР запрещается сброс с судов нефтепродуктов, загрязняющих веществ, сточных вод и судового мусора. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении ответственности за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря" от 26 февраля 1974 г. загрязнение морских вод наказывается лишением свободы на срок до 2-х лет или штрафом до 10 тыс. рублей, а в случае причинения существенного вреда - лишением свободы на срок до 5 лет или штрафом до 20 тыс. рублей. Кроме того, судно ответственно за фактический ущерб, причиненный таким загрязнением. На капитанов судов возложена обязанность незамедлительно сообщать властям ближайшего советского порта об аварийных сбросах загрязняющих веществ, имевших место в пределах внутренних морских и территориальных вод СССР.
IX. Выход иностранных судов из советских портов
После окончания грузовых или иных операций в порту судно должно получить разрешение властей на отход. Портовые власти не разрешат выход судна из порта в случаях непригодности судна к плаванию, нарушения требований о его загрузке, снабжении и т.д., нарушения требований относительно судовых документов, а также в случаях неуплаты установленных сборов и штрафов.
Все грузовые документы должны быть подписаны капитаном до отхода. По заявке капитана, представляемой через агентство "Инфлот", комиссия из представителей пограничных, таможенных и портовых властей прибывает на судно, досматривает его, проверяет экипаж и судовые документы и разрешает выход судна из порта.
X. Помощь терпящим бедствие
В СССР действует аварийно-спасательная служба, которая оказывает услуги по спасанию и буксировке в порты убежища и т.п. судам любой национальности, терпящим бедствие. Обращения принимаются по радио на частотах, отведенных для сигналов бедствия, либо через агентства "Инфлот".
XI. Каботажные перевозки между портами СССР
Иностранные суда не могут без специального на то разрешения компетентных советских властей участвовать в нижеследующих видах деятельности:
1) осуществлять перевозку и буксировку между портами СССР;
2) осуществлять спасательные операции в водах СССР.
XII. Признание судовых документов
Признание судовых документов, имеющихся на посещающих порты СССР иностранных судах (свидетельство о годности к плаванию, мерительное свидетельство, свидетельство о грузовой марке и др.), осуществляется на основании международных договоров, в которых участвует СССР.
При отсутствии соответствующего договора иностранное судно может быть подвергнуто освидетельствованию в порядке технического надзора, определению вместимости и т.п., если аналогичные меры применяются в портах этого государства к судам под флагом СССР.
XIII. Расследование аварий
Расследование аварий осуществляется капитанами портов СССР. Такое расследование в отношении иностранного судна является обязательным, если аварийный случай произошел в пределах территориальных или внутренних вод СССР и затронул интересы СССР или его граждан. Такое расследование производится также, если аварийный случай произошел за пределами территориальных или внутренних вод СССР и при этом последовала смерть или был причинен вред здоровью граждан СССР или был причинен ущерб имуществу СССР, его граждан или организаций.
Прочие аварийные случаи расследуются, если об этом последует просьба капитана судна, судовладельцев или консула страны флага судна.

(Состоялся в г. Москве 29.12.1975) "><ОБМЕН ПИСЬМАМИ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СССР И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ США О ПОНИМАНИИ ПОДПУНКТА "a" ПУНКТА 3 ПРИЛОЖЕНИЯ iii СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СССР И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА>(Состоялся в г. Москве 29.12.1975)  »
Международное законодательство »
Читайте также