РЕКОМЕНДАЦИЯ n 117 Международной организации труда"О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ"(Принята в г. Женеве 27.06.1962 на 46-ой сессии Генеральной конференции МОТ)


[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 117
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
(Женева, 27 июня 1962 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 6 июня 1962 года на свою сорок шестую сессию,
постановив принять ряд предложений о профессиональном обучении, что является четвертым пунктом повестки дня сессии, с целью заменить Рекомендацию 1939 года о профессиональном обучении, Рекомендацию 1939 года об ученичестве и Рекомендацию 1950 года о профессиональном обучении взрослых,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
отмечая, что Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры готовит рекомендацию о техническом образовании,
принимает сего двадцать седьмого дня июня месяца тысяча девятьсот шестьдесят второго года нижеследующую Рекомендацию, которая будет именоваться Рекомендацией 1962 года о профессиональном обучении:
I. Общие принципы
1. Настоящая Рекомендация применяется ко всем видам обучения, предназначаемого для подготовки или переподготовки к первоначальному поступлению на работу, к дальнейшей занятости или к продвижению по работе в любой отрасли экономики, включая такое общее, профессиональное и техническое обучение, которое может быть нужным для этой цели, за исключением:
a) обучения руководящего административного персонала или инженерно-технических работников выше уровня мастера в промышленности или соответствующего персонала в других отраслях экономики;
b) обучения моряков, которое по-прежнему регламентируется Рекомендацией 1946 года о профессиональном обучении моряков;
c) обучения в сельском хозяйстве, которое по-прежнему регламентируется Рекомендацией 1956 года о профессиональном обучении в сельском хозяйстве.
2. 1) Обучение является не самоцелью, а средством, служащим для того чтобы развивать профессиональные способности проходящих обучение лиц с должным учетом существующих возможностей занятости и чтобы позволить им использовать свои способности с максимальной пользой для самих себя и для общества. Обучение должно быть направлено на развитие личности, особенно если это касается молодежи.
2) Обучение является единым целым, характеризующимся взаимозависимостью его различных элементов.
3) Обучение является процессом, продолжающимся в течение всей трудовой жизни человека в соответствии с его потребностями как индивидуума и члена общества.
4) Обучение должно быть свободно от любой формы дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, политических взглядов, иностранного происхождения или социального происхождения.
5) Обучение требует постоянного сотрудничества всех органов и лиц, заинтересованных в любой его области, как это определено в параграфе 11.
II. Планирование и управление в масштабе страны
3. 1) Каждая страна должна обладать сетью учебных заведений, отвечающих потребностям населения, количество, расположение и программы которых должны быть приспособлены к экономическим нуждам и возможностям занятости во всей стране или, где это более целесообразно, каждого района или местности.
2) Эта сеть должна быть организована таким образом, чтобы был возможен без затруднений переход от одного вида обучения к другому и доступ к последовательным стадиям и к разным ступеням обучения, с тем чтобы любое лицо могло достигнуть наивысшего уровня обучения в пределах своих способностей и в соответствии со своими склонностями.
3) Пути и средства получения профессии, и в частности овладения ремеслом, должны быть достаточными для удовлетворения нужд всех отраслей экономической активности и разнообразных индивидуальных способностей, интересов и потребностей обучающихся лиц.
4) Когда условия страны не позволяют создавать полную сеть в национальном масштабе, данная страна должна изучить возможность сотрудничества с соседними странами для создания общей сети или одного или нескольких общих учебных заведений.
4. 1) Соответствующие обязанности государственных органов, занимающихся вопросами обучения, должны быть точно определены.
2) Государственные органы и различные общественные и частные организации в каждой стране, занимающиеся вопросами обучения, допуская свободу инициативы и обеспечивая приспособление к потребностям разных отраслей экономики, районов и местностей, должны сотрудничать в развитии полностью скоординированных средств обучения:
a) на основе общей программы, планируемой в централизованном порядке;
b) на добровольной основе с помощью соответствующего механизма;
c) путем комбинации этих методов.
3) Независимо от выбранного метода, меры, принимаемые для развития средств, упомянутых в пункте 2, при соблюдении свободы выбора кандидатом своей профессии, должны включать мероприятия:
a) по определению объема и характера потребностей в области обучения, а также существующих средств;
b) по определению профессий, обучение которым следует проводить в первую очередь без ущерба для других профессий и для обучения лиц, необходимых для этих профессий;
c) по определению тех профессий, для которых нормы квалификации рассматриваются как необходимые или желательные; по установлению и применению таких норм; по составлению надлежащих программ обучения и по установлению и применению норм для экзаменов, завершающих курс обучения данным профессиям;
d) по установлению и применению норм, касающихся условий и методов обучения;
e) по установлению и применению норм для учебных заведений, в частности для тех, которые обеспечивают обучение профессиям, для которых установлены нормы квалификации;
f) по установлению и применению норм квалификации для преподавателей и инструкторов учебных заведений;
g) по оказанию, в соответствующих случаях, технической и финансовой помощи учебным заведениям и предприятиям, обеспечивающим обучение.
4) Там, где принята общая программа, компетентные органы власти должны следить за тем, чтобы меры, принятые для ее проведения, включали мероприятия, упомянутые в пункте 3.
5) Там, где координация осуществляется на добровольной основе, меры, изложенные в пункте 3, должны предполагать ответственность органов и организаций, упомянутых в пункте 2, в сфере их компетенции.
6) Упомянутые в пункте 3 нормы должны, по мере возможности, применяться на всей территории члена Организации.
7) Если это оказывается невозможным, должны быть выработаны положения в форме рекомендации, с тем чтобы они могли служить руководством для установления как можно более единообразных норм для всей страны.
8) При развитии полностью скоординированных средств обучения, упомянутых в пункте 2, должны соответствующим образом учитываться:
a) профессиональные интересы и культурные и нравственные запросы отдельных лиц, потребности в рабочей силе и экономические и социальные интересы общества;
b) политика страны в области образования и обучения;
c) существующие и намечаемые возможности общего образования, профессионального ориентирования и отбора;
d) существующие и намечаемые возможности обучения, включая возможности профессионального и технического обучения;
e) структура и тенденции развития рынка занятости;
f) экономическая политика и экономическое развитие страны;
g) демографическое положение и его предвидимые изменения;
h) предвидимые изменения в технике и методах организации труда;
i) существование отдельных групп населения, положение которых ввиду географической обособленности, этнических различий или по любым другим причинам требует особого подхода.
9) Полностью координированные средства обучения должны регулярно пересматриваться и, по мере необходимости, должны приниматься меры с целью приведения их в соответствие с изменениями потребностей.
10) Развитие полностью координированных средств обучения должно осуществляться в масштабе страны при сотрудничестве органов власти, ведающих разными упомянутыми в пункте 8 аспектами проблемы, и других заинтересованных сторон.
5. 1) Сотрудничество в национальном масштабе должно достигаться с помощью соответствующих вполне представительных органа или органов, выступающих от имени заинтересованных сторон.
2) Этому органу или органам должны содействовать столь же представительные органы, создаваемые по мере необходимости на региональном и местном уровнях.
6. Должны создаваться консультативные комитеты, представляющие отдельные отрасли экономики или разные профессии, для осуществления сотрудничества с упомянутыми в параграфе 5 органами в деле оценки потребностей в обучении профессиям, входящим в их компетенцию, и в деле выработки программы обучения этим профессиям.
7. 1) Обучение в управляемых государством учебных заведениях должно быть бесплатным.
2) Это, однако, не должно мешать учебным заведениям взимать плату в тех случаях, когда обучающиеся не обязаны посещать курсы или не нуждаются в обучении для получения или сохранения работы.
3) В ходе обучения в учебном заведении, которое либо предоставляется компетентными органами власти, либо ими одобрено, взрослым учащимся, не получающим заработной платы, а также нуждающимся подросткам компетентные органы власти должны, насколько это допускают экономические и финансовые ресурсы, выплачивать достаточные пособия, размер которых устанавливается с учетом:
a) любого пособия по безработице или любого другого пособия, получаемого учащимся;
b) таких других факторов, как семейные обязанности, стоимость жизни в соответствующем районе и особые личные расходы, связанные с обучением, - например, расходы на проезд или на квартирную плату - и, в определенных случаях, возраст;
c) необходимость поощрять взрослых начинать и заканчивать курс обучения в соответствии с потребностями рынка занятости и нуждами общества в лицах, прошедших обучение.
4) Лицам, проходящим обучение на предприятиях, должно выдаваться достаточное вознаграждение в соответствии с критериями, установленными законодательством, коллективными договорами или правилами данного предприятия.
5) Поступление в управляемые государством учебные заведения и в одобренные частные учебные заведения аналогичного характера и прохождение других одобренных видов обучения должны облегчаться, в зависимости от обстоятельств, путем оказания материальной помощи, например в форме предоставления бесплатного питания, спецодежды, инструментов, оборудования и учебников, бесплатного или удешевленного проезда, пособий на содержание или на семью, стипендий или пособий на образования, ссуд или жилища.
8. 1) Должны приниматься меры для того, чтобы обеспечить лицам, в особенности молодежи, проходящим курс обучения либо на предприятии, либо в учебном заведении, удовлетворительные условия труда и, в частности, соответствующим образом ограничить объем поручаемой им работы, с тем чтобы придать ей по существу учебный характер.
2) Работа учащихся в учебных заведениях не должна быть направлена главным образом на получение коммерческой выгоды.
3) Учебные заведения и предприятия, на которых проводится профессиональное обучение, должны нести ответственность за обеспечение и соблюдение правил и норм по технике безопасности и охране труда учащихся во время работы.
9. 1) Обучение профессиям, в отношении которых установлены национальные нормы квалификации, должно включать экзамен, для которого установлены единообразные нормы, обеспечивающие надежный и обоснованно высокий уровень. Должны приниматься необходимые меры по обеспечению соблюдения относящихся к экзаменам норм.
2) Выдаваемые в результате таких экзаменов удостоверения должны признаваться во всей стране.
3) Даже там, где не установлено национальных норм квалификации, желательно, чтобы лица, закончившие любой систематический курс обучения, получили удостоверения об этом от учебного заведения или предприятия. В таком удостоверении должны быть указаны основные и главные элементы пройденного обучения.
10. Органы трудоустройства страны должны оказывать лицам, окончившим учебный курс, помощь в получении работы, соответствующей приобретенным ими квалификации и знаниям, обеспечивая при этом свободный выбор места работы.
III. Мероприятия по сотрудничеству
11. 1) Все органы и учреждения, занимающиеся обучением, в частности государственные органы, органы по вопросам образования, а также организации предпринимателей и трудящихся должны использовать любую возможность для оказания друг другу помощи и проводить взаимные консультации при планировании и выполнении программы обучения и вообще по всем вопросам, относящимся к обучению.
2) Все лица, несущие обязанности в области обучения, должны иметь возможность регулярно посещать центры обучения, чтобы знакомиться с условиями, в которых проводится обучение.
3) Представители организаций предпринимателей и трудящихся должны входить в состав органов, ответственных за управление государственными учебными заведениями или за технический надзор за их функционированием; когда не существует таких органов, представители предпринимателей и трудящихся должны быть тесно связаны каким-либо иным образом с работой этих учебных заведений.
4) Должно осуществляться и поощряться сотрудничество между учебными заведениями или между компетентным органом, обеспечивающим обучение, и предприятиями, особенно в тех случаях, когда обучение проводится частично на предприятии и частично в учебных заведениях, находящихся за пределами данного предприятия.
5) Не затрагивая общего характера положений пункта 1 и насколько это позволяют условия в отдельных странах:
a) органы, ведающие вопросами просвещения и профессионального образования, организации предпринимателей и трудящихся и другие непосредственно заинтересованные органы должны сотрудничать:
i) в определении профессий, в отношении которых считается необходимым или желательным установление норм квалификации,
ii) в установлении таких норм и в разработке соответствующих программ обучения,
iii) в проведении соответствующих экзаменов и в определении характера и степени получаемой квалификации;
b) должно осуществляться наиболее полное сотрудничество в отношении сбора и распространения информации о возможностях обучения, упомянутых в параграфе 12, с участием начальных и средних школ, технических и профессиональных учебных заведений, органов, ведающих вопросами образования, служб профессионального ориентирования, служб консультаций в выборе работы, государственных служб трудоустройства, организаций предпринимателей и трудящихся и профессиональных учреждений и предприятий;
c) помощь государственных служб по вопросам трудоустройства должна также включать:

РЕКОМЕНДАЦИЯ n 116 Международной организации труда"О СОКРАЩЕНИИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ"(Принята в г. Женеве 26.06.1962 на 46-ой сессии Генеральной конференции МОТ)  »
Международное законодательство »
Читайте также