Договором приобретения компьютерной программы срок ее использования не установлен. В налоговом и бухгалтерском учете мы всю сумму признали в расходах единовременно в 2003 г. Но ИМНС считает, что в бухгалтерском учете мы должны были отнести эти расходы на счет 97 и обложить их налогом на имущество. Права ли инспекция, ведь отнесение расходов на указанный счет - это право организации?

Для целей налогообложения прибыли расходы на приобретение программы для ЭВМ включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп.26 п.1 ст.264 НК РФ.
Очевидно, что приобретенная программа будет использоваться организацией в течение какого-то периода времени (месяц, год, два и т.д.).
Порядок признания расходов при методе начисления регулируется ст.272 НК РФ. Согласно п.1 ст.272 НК РФ расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
Это означает, что если на основании договора (иного документа) можно достоверно определить, к какому конкретному периоду относятся данные расходы, то такие расходы для целей налогообложения учитываются при расчете налоговой базы в течение конкретного указанного периода.
Если же из условий договора нельзя определить период, к которому относятся произведенные расходы, то они признаются таковыми в момент их возникновения.
Такой подход к признанию расходов нашел свое отражение и в разд.3 Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ.
В данном случае в договоре на приобретение программы не указан конкретный срок ее использования, поэтому для целей налогообложения организация имела полное право отнести стоимость программы на расходы единовременно в момент приобретения.
При ведении бухучета нужно исходить из следующего. Согласно п.65 Положения по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов (для этих целей предусмотрен счет 97 "Расходы будущих периодов").
Таким образом, любые затраты, произведенные в текущем периоде, но относящиеся к будущим периодам, организация обязана отражать на счете 97. Это требование относится в том числе и к расходам на приобретение программы для ЭВМ (см. Письмо Минфина России от 26.08.2002 N 04-02-06/3/62).
В 2003 г. порядок исчисления и уплаты налога на имущество определялся Законом РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", согласно ст.2 которого налогом облагались основные средства, НМА, запасы и затраты, находящиеся на балансе организации.
В числе прочих затрат в базу по налогу на имущество включались и затраты, отраженные на счете 97 "Расходы будущих периодов" (см. п.4"а" Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий").
Таким образом, позиция налоговой инспекции в данном случае правомерна.
Т.Крутякова
Эксперт "АКДИ ЭЖ"
Подписано в печать
08.07.2004
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 28

Организация, находящаяся в Самаре, арендует у Академии наук в Москве помещение. Договор заключен на 3 года и зарегистрирован. Согласно договору организация платит за академию НДС в бюджет Самары. Может ли организация брать уплаченные суммы НДС к вычету?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также