Как следует уплачивать земельный налог и арендную плату за земельные участки, находящиеся на территориях городов?

В соответствии со ст.ст.1 и 15 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата за землю. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Согласно ст.8 Закона N 1738-1 налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (табл. 1, 2, 3) к данному Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога). В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания.
Таким образом, согласно ст.8 Закона N 1738-1 налогоплательщик уплачивает земельный налог за земельный участок, предоставленный (приобретенный) на территории города или поселка в соответствии с документом, удостоверяющим право собственности, владения или пользования земельным участком.
Действующий в настоящее время Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ЗК РФ), устанавливая платность использования земли в Российской Федерации, определяет две формы платы за землю - земельный налог и арендную плату. В отношении арендной платы за землю ст.65 ЗК РФ устанавливает, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Право предоставления земельных участков в аренду относится к компетенции органов исполнительной власти. Согласно Федеральному закону от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
Согласно Закону РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" городская администрация предоставляет в установленном порядке на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в постоянное (бессрочное) пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах городской черты, а также из других земель, переданных в ведение города, регистрирует договоры аренды земельных участков. Таким образом, при выделении земельных участков в аренду администрация муниципального образования заключает с арендатором договор аренды с взиманием арендной платы за период использования земли. Следовательно, органы исполнительной власти могут сдавать в аренду любой организации земельные участки посредством договора аренды. Если заключен договор аренды, уплачивается арендная плата за земельные участки.
Н.В.Голубева
Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
Подписано в печать
07.05.2004
"Налоговый вестник", 2004, N 6

Для целей обложения налогом на добычу полезных ископаемых налогоплательщик должен определять количество произведенных за налоговый период концентратов и иных полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. При этом учитываются также потери металлов, связанные с производством полупродуктов. Прошу разъяснить данное положение на примере.  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также