...ООО отгружает готовую продукцию на экспорт в Казахстан и Украину. При подаче налоговой декларации по НДС по ставке 0% ООО представляет в ИФНС пакет документов согласно ст. 165 НК РФ. Должно ли ООО представить другие документы для подтверждения экспорта? Если да, то существует ли определенный перечень таких документов или ООО должно представлять любые первичные документы согласно требованиям инспекции?

Документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ, представляются в налоговый орган для обоснования применения налоговой ставки 0% одновременно с подачей отдельной налоговой декларации (п. 6 ст. 164 НК РФ). При этом перечень указанных документов является закрытым, поэтому при подаче налоговой декларации налоговые органы не вправе затребовать иные документы, отличные от перечисленных в ст. 165 НК РФ, в том числе первичные. Непредставление документов, не перечисленных в ст. 165 НК РФ, не может служить основанием для отказа в принятии налоговыми органами декларации по п. 6 ст. 164 НК РФ и подтверждения налоговой ставки НДС 0%.
Однако перечисленные в ст. 165 НК РФ документы определяют, в частности, предмет камеральной налоговой проверки, осуществляемой непосредственно после подачи отдельной налоговой декларации по НДС, связанной с экспортом товаров (п. 4 ст. 176 НК РФ). В рамках такой проверки устанавливается не только обоснованность применения нулевой ставки НДС (документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ), но и обоснованность налоговых вычетов по правилам ст. ст. 171 и 172 НК РФ.
В рамках указанной проверки наряду с перечисленными в ст. 165 НК РФ налоговые органы вправе требовать и первичные документы, подтверждающие принятие поставщиком на учет экспортируемых впоследствии товаров (п. 1 ст. 172 НК РФ). Непосредственное указание первичных документов в норме НК РФ влечет обязанность налогоплательщика по их представлению в ходе камеральной проверки.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (ст. 88 НК РФ).
Таким образом, законодательно установленный перечень документов, представляемых в рамках проведения налоговой проверки, в том числе камеральной, отсутствует.
Судебная практика приходит к выводу, что по смыслу ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ налоговый орган праве затребовать не любые документы и сведения, а только те, которые подтверждают правильность исчисления и уплаты конкретного налога либо имеют непосредственное отношение к обнаруженным налоговым ошибкам (см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.04.2005 N А29-6147/2004а, Северо-Западного округа от 13.02.2002 N А26-5319/01-02-10/234).
То есть если налоговые органы требуют представить дополнительные документы в рамках камеральной проверки, то правомерность требования каждого документа следует оценивать отдельно с учетом вышеизложенного.
В ряде случаев привлечения налогоплательщиков к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление документов, перечисленных в требовании налоговой инспекции, суды вставали на сторону налогоплательщиков. При этом указывалось, что ответственность исходя из ст. 126 НК РФ наступает только за непредставление документов, прямо поименованных в законодательном акте о налогах и сборах (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.02.2005 N А29-4459/2004а).
Э.Глуховская
Подписано в печать
19.10.2005
"Новая бухгалтерия", 2005, N 11

...Сотрудники организации используют в своей работе мобильные телефоны. Бухгалтерия возмещает сотрудникам стоимость приобретенных ими карт оплаты. В распоряжении руководителя определены максимальные суммы возмещения расходов на мобильную связь для каждого сотрудника. Можно ли в такой ситуации суммы, возмещаемые сотрудникам, учитывать в целях налогообложения прибыли?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также