По личному опыту знаю, что решения или действия налоговых органов обжаловать в вышестоящих инстанциях практически бесполезно. есть ли какие-нибудь нормы, обязывающие вышестоящий налоговый орган, рассматривающий такие жалобы, эффективно работать в этом направлении?

Статьей 138 НК РФ определен порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, а в ст. ст. 140, 141 НК РФ - процедура рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и вышестоящим должностным лицом, а также последствия подачи жалобы.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течении трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Таковы требования закона. Однако жалобщик не застрахован от формально-бюрократического подхода контролирующего органа.
Можно выделить несколько причин неэффективности обжалования актов нижестоящих налоговых органов и деятельности их должностных лиц в вышестоящих налоговых органах:
1) наличие общих ведомственных интересов у должностных лиц налоговых органов различных уровней;
2) заинтересованность должностных лиц вышестоящих налоговых органов в решении вопросов в пользу руководителей и сотрудников налоговых инспекций;
3) незаинтересованность в реальном решении проблем налогоплательщиков;
4) отсутствие высококвалифицированных специалистов в большинстве территориальных налоговых органов.
Решение перечисленных проблем возможно только путем принятия поправок в законодательство о налогах и сборах, которые позволят создать в вышестоящих налоговых органах специальные подразделения, занимающиеся только вопросами рассмотрения жалоб налогоплательщиков, обеспечивающих высокий материально-технический уровень этих структур и достойную оплату их сотрудников.
Н.В.Герасименко
К. ю. н.,
доцент
кафедры финансового права
Академии экономической безопасности
МВД России
Подписано в печать
19.10.2005
"Законодательство и экономика", 2005, N 10

Бухгалтерские консультации »
Читайте также