Имеет ли право налоговый орган проводить камеральную проверку по истечении трехмесячного срока со дня представления декларации?

Согласно абз.2 ст.88 НК РФ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Однако в соответствии с п.9 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, доведенного Информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 (далее - Обзор), проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного ст.88 НК РФ, само по себе не может привести к отказу в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного п.3 ст.48 НК РФ. В этом пункте Обзора указано, что, применяя данную норму, следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. При этом отмечено, что в соответствии с п.3 ст.48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В то же время ВАС РФ по поводу исчисления сроков исковой давности по обращению в суд налогового органа для взыскания налога и пеней, начисленных по результатам налоговой проверки (в том числе и по результатам камеральной проверки, проведенной за пределами трехмесячного срока со дня представления налоговой декларации), указал, что, поскольку ст.88 НК РФ не предусматривается специального срока для вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, такое решение должно быть принято в пределах срока самой проверки. Следовательно, требование об уплате налога и пеней по смыслу ст.70 НК РФ должно быть направлено в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. Исходя из этого, шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с иском о взыскании начисленных налогов и пеней, являющийся с точки зрения ВАС РФ пресекательным, надлежит исчислять начиная со дня истечения срока, определенного в требовании для добровольной уплаты налога и пеней, которое надлежит выставить в пределах десятидневного срока после окончания трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Таким образом, из содержания п.9 Обзора следует, что, если налоговый орган вынесет решение по результатам камеральной проверки по истечении девяти месяцев и десяти дней со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, он не успеет подать исковое заявление в срок, определенный п.3 ст.48 НК РФ для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, образовавшейся в связи с принятием данного решения.
Что касается взыскания штрафных санкций, которые могут быть наложены решением налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки, то согласно п.1 ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
Таким образом, срок для обращения налогового органа в суд с иском о взыскании штрафных санкций по результатам камеральной проверки истечет раньше, чем срок, установленный для обращения налогового органа в суд с иском о взыскании налога и пени, поскольку он не может быть увеличен на десять дней, которые предусмотрены ст.70 НК РФ для выставления налогоплательщику требования об уплате налога и пеней, начисленных в решении о проведении налоговой проверки.
Следовательно, проведение камеральной налоговой проверки и вынесение по ней решения становятся бессмысленными после пропуска срока обращения в арбитражный суд с иском о взыскании сумм, доначисленных по результатам данной камеральной проверки.
М.Михайлов
Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
Подписано в печать
14.04.2004
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 16

Обязана ли налоговая инспекция информировать налогоплательщика о выявленных фактах занижения налога в налоговой декларации с целью своевременного уточнения декларации без применения штрафных санкций?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также