...На балансе муниципального унитарного предприятия находится здание, которое по решению главы администрации муниципального образования она должна передать безвозмездно на баланс индивидуального предпринимателя или в распоряжение имуществом муниципальной казны района. Какие проводки при этом должны быть сделаны? Кто должен возместить убыток от передачи объекта основных средств?

Схема бухгалтерских проводок при безвозмездной передаче имущества является общей и определена Инструкцией по применению Плана счетов:
дебет счета 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" кредит счета 01 (по соответствующему субсчету) - на сумму первоначальной или восстановительной (если ранее проводилась переоценка объекта) стоимости передаваемого объекта;
дебет счета 02 "Амортизация основных средств" кредит счета 01, субсчет "Выбытие основных средств" - на сумму амортизации, начисленной за время фактического полезного использования объекта в организации;
дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы" кредит счета 01, субсчет "Выбытие основных средств" - на сумму остаточной стоимости выбывшего объекта;
дебет счета 99 "Прибыли и убытки" кредит счета 91, субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов" - на сумму убытка от передачи объекта
и т.д.
Так как для целей налогообложения подобный убыток в качестве расходов не принимается, необходимые проводки в бухгалтерском учете должны быть оформлены и как постоянные налоговые разницы (в порядке, установленном ПБУ 18/02).
Что же касается возмещения убытка, то вопрос, по нашему мнению, является более сложным, чем это может показаться на первый взгляд. Напрашивается ответ: в конечном итоге убыток понесет собственник имущества и, следовательно, проблема возмещения убытка хозяйствующему субъекту возникнуть не должна. Однако если передача была произведена именно так, как описано в вопросе - на основании простого распоряжения органа муниципального управления, то нам представляется, что документальное оформление сделки является недостаточным, а правовой характер сделки - весьма сомнительным.
Дело в том, что в ст.20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", устанавливающей перечень прав собственника имущества унитарного предприятия, не содержится указания на возможность изъятия активов, которые ранее были переданы создаваемому унитарному предприятию и закреплены за ним на праве хозяйственного ведения. Соответствующее право имеется у собственника имущества казенного предприятия, но, как можно заключить из вопроса, МУП относится к предприятиям, распоряжающимся имуществом на праве хозяйственного ведения. То есть весьма вероятно, что глава администрации превысил свои полномочия, отдавая распоряжение на отчуждение здания.
По нашему мнению, для этого, во-первых, должны иметь место достаточные основания (например, нецелевое использование имущества унитарным предприятием), перечень которых должен быть определен в уставе, а во-вторых, подобное изъятие должно сопровождаться внесением изменений в учредительные документы унитарного предприятия.
Что же касается передачи муниципального имущества в пользу индивидуального предпринимателя или иного хозяйствующего субъекта - коммерческой организации, то это возможно только в рамках процесса приватизации - процесса, который отдельно регулируется законодательными актами, является довольно продолжительным, требует соблюдения определенной процедуры и оформления дополнительной документации.
Таким образом, если наши предположения верны, то весьма вероятна ситуация, когда хозяйствующий субъект - муниципальное унитарное предприятие выполняет незаконную операцию (то обстоятельство, что выполняется она по распоряжению вышестоящего руководства, в данном случае значения не имеет) и, значит, убыток будет возмещаться за счет чистой прибыли этого предприятия за минусом не только налогов, но и обязательных перечислений в пользу собственника имущества (местный бюджет).
При этом руководитель и главный бухгалтер правомерно могут быть привлечены к ограниченной материальной ответственности в соответствии с трудовым законодательством.
Подписано в печать
12.04.2004
"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2004, N 5

В августе 2002 г. после выхода Постановления Правительства от 11.07.2002 n 516 мне было отказано в назначении досрочной пенсии как педагогическому работнику. Из педагогического стажа исключили отпуск по уходу за ребенком, а также учебные отпуска. Правомерен ли отказ в досрочном назначении пенсии?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также