Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций средства, полученные негосударственным образовательным учреждением дополнительного образования для детей , организующим общественные работы в установленном порядке, на поддержку доходов граждан, участвующих в общественных работах?

В соответствии со ст.24 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 20.04.1996 N 36-ФЗ, с изменениями от 10.01.2003) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях. Порядок организации общественных работ и условия участия в этих работах граждан утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ". Согласно п.4 Положения общественные работы организуются на предприятиях, в учреждениях и других организациях региона независимо от форм собственности. Согласно Положению отношения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ. В условиях такого договора должны быть определены в том числе уровень оплаты труда лиц, привлекаемых к участию в общественных работах, стоимость выполнения работ, размеры и порядок финансирования.
В соответствии с совместным Приказом Минтруда России и Минфина России от 25.03.2002 N 57/21н (с изменениями и дополнениями от 14.02.2003) "Об утверждении Положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета", изданным во исполнение п.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 N 137 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", Минтруд России является главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляет распределение средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан по распорядителям бюджетных средств в субъектах Российской Федерации. Распорядителями бюджетных средств в субъектах Российской Федерации, осуществляющими распределение средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан по получателям бюджетных средств, являются территориальные органы Минтруда России по вопросам занятости населения - департаменты федеральной государственной службы занятости населения по субъектам Российской Федерации. Получателями бюджетных средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан являются государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения). Согласно п.п.7.1.3 - 7.1.5 Положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета органы службы занятости за счет средств на финансирование мероприятий по содействию трудоустройству населения Российской Федерации обеспечивают поддержку доходов безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, а также безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и несовершеннолетних граждан, принимающих участие во временных работах, на уровне не ниже минимального размера пособия по безработице, установленного законодательством Российской Федерации. Финансирование мероприятий по содействию трудоустройства населения осуществляется на основании договоров о совместной деятельности по организации общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, заключаемых департаментами федеральной государственной службы занятости населения по субъектам Российской Федерации в пределах их полномочий или центрами занятости населения с юридическими и (или) физическими лицами.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации с лицами, желающими принять участие в общественных (временных) работах, работодатель должен заключить срочный трудовой договор. Одним из обязательных условий трудового договора является оплата труда, которая производится за счет средств работодателя. Поддержку дохода (материальную поддержку) гражданин, участвующий в общественных (временных) работах, получает как дополнительные выплаты из федерального бюджета сверх установленной условиями срочного трудового договора заработной платы (дохода). При этом поддержка доходов (материальная поддержка) не входит в фонд оплаты труда организации и не является составной частью заработной платы гражданина, так как выплачивается не за выполненную гражданами (работниками) работу, а за участие в реализуемых совместно с органами службы занятости мероприятиях.
Таким образом, органы службы занятости обязаны осуществлять доплату указанным гражданам сверх размера оплаты труда в соответствии со срочным трудовым договором, заключенным с работодателем, до уровня не ниже минимального размера пособия по безработице, установленного законодательством Российской Федерации. Финансирование этих выплат осуществляется по целевой статье функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации "Мероприятия по содействию трудоустройству населения Российской Федерации". Дополнительные выплаты центрами занятости перечисляются не лично безработному гражданину, а на счета работодателей с приложением ведомости о начисленных суммах каждому конкретному безработному гражданину. Перечисление органами службы занятости средств федерального бюджета на поддержку доходов (материальную поддержку) граждан, участвующих в общественных (временных) работах, производится целевым назначением на расчетный счет работодателя, указанный в договоре о совместной деятельности. Средства федерального бюджета, выделяемые на организацию общественных работ и на поддержку доходов (материальную поддержку), должны быть выплачены безработным и несовершеннолетним гражданам, принимающим участие в общественных работах, в полном объеме.
Негосударственному образовательному учреждению дополнительного образования для детей (детскому оздоровительно-образовательному лагерю), организующему общественные работы, как работодателю в установленном порядке из бюджета выделены средства на поддержку доходов безработных граждан. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению (п.2 ст.251 НК РФ). Следовательно, средства, полученные оздоровительно-образовательным лагерем, организующим общественные работы в установленном порядке, на поддержку доходов (материальную поддержку) граждан, участвующих в общественных работах, являются целевыми поступлениями и, соответственно, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
О.В.Емышева
Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
Подписано в печать
13.02.2004
"Аудиторские ведомости", 2004, N 3

За счет каких источников должны покрываться административно-управленческие расходы некоммерческой организации, созданной в форме некоммерческого партнерства?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также