Подлежат ли у бюджетных организаций обложению ЕСН суммы материальной помощи, командировочные сверх нормы, подарки, стоимость обучения в учебном заведении, если они не предусмотрены в трудовом договоре? Разъясните также порядок применения абз.4 п.3 ст.243 Налогового кодекса РФ.

Согласно п.1 ст.236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
В соответствии с п.1 ст.237 Кодекса при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм указанных в ст.238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп.7 п.1 ст.238 Кодекса).
При применении положений п.1 ст.237 и п.1 ст.236 Кодекса следует учитывать, что выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу работников, не за результаты трудовой деятельности, например суммы призов, подарков, премий за участие в спортивных соревнованиях, смотрах, конкурсах, за активное участие в общественной работе и т.д., подлежат налогообложению только в случае, если эти работники связаны с налогоплательщиком трудовым договором (п.5.1 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога от 05.07.2002 N БГ-3-05/344).
Таким образом, все выплаты (за исключением выплат, указанных в ст.238 Кодекса), производимые бюджетными организациями в пользу физических лиц, связанных с организацией трудовым договором (в том числе и не поименованные в нем), подлежат налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с выполнением работником трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
При оплате работодателем расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз.
При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом нормы возмещения расходов, связанных со служебными командировками определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств Федерального бюджета".
Таким образом, налогообложению единым социальным налогом подлежат суточные выплаченные сверх установленных законодательством Российской Федерации норм, а также другие целевые командировочные расходы (проезд, проживание и т.д.) выплаченные сверх установленных норм при отсутствии документов, подтверждающих эти целевые расходы.
При наличии подтверждающих документов целевые командировочные расходы (проезд, проживание и т.д.) налогообложению единым социальным налогом не подлежат.
Одновременно сообщаем, что кроме материальной помощи, указанной в пп.3 п.1 ст.238 Кодекса, налогообложению не подлежит также материальная помощь выплачиваемая бюджетной организацией на основании п.2 ст.238 Кодекса, в пределах 2000 руб. на каждого работника, начисленных ему за налоговый период.
Порядок налогообложения единым социальным налогом оплаты стоимости обучения работников разъяснен п.9.1.6.6 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных Приказом МНС России от 05.07.2003 N БГ-3-05/344.
Особенностей в исчислении разницы между начисленными и фактически уплаченными за тот же период суммами страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, признаваемой на основании ст.243 Кодекса занижением единого социального налога, у налогоплательщиков единого социального налога, применяющих налоговые льготы по ст.239 Кодекса, нет. При этом в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению камеральных налоговых проверок расчетов и деклараций по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, представляемых налогоплательщиками - работодателями, которые утверждены Приказом МНС России от 09.09.2003 N АС-4-05/27дсп, используются данные строк 0500 графы 3 расчета (декларации) по налогу, 0200 графы 9 расчета (декларации) по страховым взносам и карточек лицевых счетов, которые заполняются и ведутся по таким налогоплательщикам в общеустановленном порядке.
Что касается особенностей расчета ими налога в федеральный бюджет по ставке 1/2 от установленных ст.241 Кодекса, то этот расчет не означает отсутствие у налогоплательщиков налогового вычета, так как налог исчисляется по ставке не 28%, а уже за исключением тарифа страховых взносов.
В отношении налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляющих наряду с деятельностью, облагаемой единым налогом на вмененный доход, иные виды деятельности, реализация абз.4 п.3 ст.243 Кодекса возможна в том случае, если такие плательщики уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будут производить отдельными платежными поручениями по видам деятельности, облагаемым и не облагаемым единым налогом на вмененный доход.
Возможность при этом определить раздельно начисления страховых взносов по видам деятельности, облагаемым и не облагаемым единым налогом на вмененный доход, предусмотрена в порядке, который рекомендован таким налогоплательщикам для заполнения индивидуальной карточки учета начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм единого социального налога, а также налогового вычета по каждому физическому лицу, утвержденной Приказом МНС России от 21.02.2002 N БГ-3-05/91 (в ред. Приказа от 05.06.2003 N БГ-3-05/300).
Департамент единого социального налога
12.02.2004
"Интернет-сайт МНС России", 2004

Подлежат ли налогообложению ЕСН выплаты, производимые в пользу иностранных граждан, в том числе и работающих за рубежом в представительствах российских организаций?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также