Предусмотрены ли налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком при установлении транспортного налога, освобождаются ли от налогообложения такие категории лиц, как инвалиды Великой Отечественной войны, имеющие автомобили, не указанные в п.2 ст.358 Кодекса, и каков порядок страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств?

Положениями ст.2 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" были исключены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов (налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств), и с 1 января 2003 г. введен транспортный налог, включенный в перечень региональных налогов.
Согласно гл.28 "Транспортный налог" НК РФ транспортный налог вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Обращаем внимание на то, что п.2 ст.358 гл.28 НК РФ предусмотрена норма, исходя из которой не облагаются транспортным налогом автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
Вопрос об освобождении от уплаты транспортного налога, согласно вышеуказанной гл.28 НК РФ, находится в компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.
Так, ст.356 гл.28 НК РФ определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
На основании этого предоставление налоговых льгот определенным категориям налогоплательщиков федеральным законодательством полностью отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.
Вопрос о возможности освобождения от налогообложения такой категории лиц, как инвалиды Великой Отечественной войны, имеющие автомобили, не указанные в п.2 ст.358 НК РФ, находится в компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.
В связи с тем что Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" вступил в силу 1 июля 2003 г., все нормы, закрепленные в нем, подлежат исполнению.
Условия страхования и размеры страховых тарифов определены Постановлениями Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 и N 264.
При расчете страховых тарифов будут применяться коэффициенты, позволяющие учитывать, например, стаж вождения, мощность двигателя легкового автомобиля, безаварийное использование транспортных средств, и, соответственно, величина страхового взноса будет ниже. Кроме того, Законом предусмотрен поправочный коэффициент в зависимости от периода (сезонности) использования транспортного средства, т.е. если транспортное средство используется только в течение шести или более месяцев в календарном году, то страхователь вправе заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности на срок использования транспортного средства, что также повлечет уменьшение размера страхового взноса.
Статьей 8 Закона предусмотрена возможность пересмотра размера страхового тарифа и поправочных коэффициентов, установленных Правительством РФ, не ранее чем через 6 месяцев, с учетом накопленного опыта проведения данного вида страхования на территории Российской Федерации и статистических данных по произошедшим страховым случаям и оплаченных страховщиками убытков.
Реализация данного права позволит на основании собранной информации о проведении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств более точно учесть пожелания отдельных категорий граждан (инвалидов, ветеранов, малоимущих и т.д.), принимая во внимание региональные и технические особенности эксплуатации транспортных средств, участвующих в дорожном движении, а также поведение водителей на дорогах, повлекшее наступление страховых событий.
В соответствии с п.2 ст.17 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе устанавливать полные или частичные компенсации страховых премий по договорам обязательного страхования некоторым категориям граждан. Следовательно, Вы можете обратиться непосредственно в орган местного самоуправления, либо в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в котором Вы проживаете, так как источники финансирования и порядок предоставления указанных компенсаций должны быть установлены соответствующими нормативными правовыми актами указанных органов.
Сотрудники Департамента
налоговой политики
Минфина России
Подписано в печать
09.12.2003
"Финансы", 2003, N 12

Что является основанием для предоставления льготы по налогу на имущество предприятий?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также