...При проведении выездной налоговой проверки не были установлены нарушения налогового законодательства со стороны проверяемой организации. Более того, проверяющими были установлены факты начислений некоторых налогов в завышенных размерах. Однако в акте выездной налоговой проверки эти факты не нашли свое отражение. Каковы должны быть действия организации?

В соответствии с п.1.11.3 Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" (далее - Инструкция) итоговая часть акта выездной налоговой проверки (заключение) должна содержать сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) и (или) исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов) с разбивкой по видам налогов (сборов) и налоговым периодам, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений.
Таким образом, наличие союза "или" указывает на то, что суммы исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов) должны быть отражены в акте выездной налоговой проверки независимо от выявления при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) в результате занижения налоговой базы.
На основании п.5 ст.100 НК РФ налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
При этом Налоговый кодекс не связывает представление возражений налогоплательщиком с обязательным отражением в акте выездной налоговой проверки фактов нарушения налогового законодательства. Налогоплательщик имеет право представить возражения с приложением всех необходимых документов в двухнедельный срок со дня получения акта проверки в любом случае независимо от содержания акта, в том числе и в случае исчисления налогов в завышенных размерах.
По истечении срока, установленного для представления возражений, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком (п.6 ст.100 НК РФ).
Согласно п.1 ст.101 НК РФ при представлении налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно.
В случае неявки налогоплательщика материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
Если руководство налогового органа при рассмотрении материалов проверки по результатам проверки доводов, изложенных налогоплательщиком, согласится с позицией проверяемой организации, то на основании пп.2 п.2 ст.101 НК РФ будет вынесено решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно п.3.3 Инструкции решение налогового органа об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должно содержать в описательной части в том числе изложение обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (в данном случае - отсутствие налогового правонарушения), а также суммы исчисленных в завышенных размерах налогов.
Однако налогоплательщик должен быть готов и к тому, что, как предусмотрено п.3.4 Инструкции, при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вынесет решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Следует помнить, что при отсутствии возражений со стороны налогоплательщика при рассмотрении акта выездной налоговой проверки у него в дальнейшем могут возникнуть большие проблемы при попытках добиться уменьшения сумм налогов, исчисленных им до выездной налоговой проверки в завышенных размерах.
Так, при представлении им после выездной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по тем налогам и за те налоговые периоды, по которым проведена выездная проверка, он неизбежно столкнется с тем, что налоговые органы, проводя в установленном порядке камеральную проверку уточненных деклараций, будут отказывать в уменьшении соответствующих налогов и сборов со ссылкой на акт выездной налоговой проверки данных налогов за этот период и на отсутствие возражений налогоплательщика по данному акту выездной налоговой проверки.
М.Н.Михайлов
Советник налоговой службы
III ранга
Управление МНС России
по Московской области
Подписано в печать
28.10.2003
"Налоговые известия Московского региона", 2003, N 11

Акт выездной налоговой проверки налогоплательщиком был получен после истечения двухмесячного срока, отведенного на составление акта после окончания выездной налоговой проверки. Является ли данное обстоятельство основанием для жалобы на нарушения со стороны налоговых органов?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также