Каков порядок обложения единым социальным налогом иностранных граждан и лиц без гражданства с 1 января 2003 г.?

С 1 января 2003 г. согласно ст.8 Федерального закона от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ утратила силу норма п.2 ст.239 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщики, указанные в пп.1 п.1 ст.235 НК РФ, освобождаются от уплаты налога с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или с условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.
Таким образом, с 1 января 2003 г. особых норм, определяющих порядок обложения единым социальным налогом выплат, производимых в пользу иностранных граждан, в Налоговом кодексе РФ не содержится.
Следовательно, налогообложение данной категории граждан должно производиться в общеустановленном порядке независимо от статуса пребывания этих граждан на территории Российской Федерации.
При этом необходимо иметь в виду следующее. Письмом Пенсионного фонда РФ от 24 марта 2003 г. N ЛЧ-09-19 в адрес МНС России разъяснено следующее.
Иностранные граждане, осуществляющие на территории Российской Федерации трудовую деятельность, в соответствии с действующим российским законодательством могут обладать правом на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, понимаются лица, получившие вид на жительство.
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими в Российской Федерации.
С установлением у иностранного гражданина статуса постоянно проживающего на территории Российской Федерации в соответствии с нормами вышеназванного Федерального закона N 115-ФЗ на работодателя распространяется обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за данную категорию работников.
На основании вышеизложенного работодатели, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации, уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за указанную категорию граждан не осуществляют, т.е. в связи с отсутствием права на применение в соответствии со ст.243 НК РФ налогового вычета работодатели должны уплачивать единый социальный налог в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 28%.
Е.П.Брянцева
Старший госналогинспектор
Управления МНС России
по Московской области
Подписано в печать
10.08.2003
"Налоговые известия Московского региона", 2003, N 8

...Сотрудникам к праздникам выплачиваются ежемесячные вознаграждения, не предусмотренные трудовыми и коллективными договорами. Дочерние юридические лица, вклад в уставный капитал которых составляет более 50%, ежемесячно перечисляют в безналичном порядке денежные средства для пополнения оборотных средств. Облагаются ли указанные вознаграждения ЕСН?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также