Российское предприятие, имеющее статус малой независимой нефтедобывающей компании, просит дать разъяснения по следующему вопросу: как повлияет реализация налоговой реформы, проводимой в 2003 - 2005 гг., на положение небольших нефтедобывающих компаний?

Политика в области налогообложения в настоящее время направлена на выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, как мелких и средних, так и крупных, на установление всеобщности и равенства налогообложения, сокращение числа льгот и исключений из общего режима налогообложения.
Одним из основных направлений развития налоговой реформы в 2003 - 2005 гг. является продолжение курса на отмену "оборотных налогов", упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов с одновременным обеспечением принципа определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков.
Особенности российских нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслей, а также несовершенство положений законодательства приводят к невозможности определения внутрироссийской рыночной цены на нефть и продукты ее переработки.
Специфическая ставка налога на добычу полезных ископаемых на период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г. установлена в целях создания условий для формирования налогооблагаемой базы на основе рыночных цен при добыче нефти.
В соответствии с основными направлениями налоговой реформы и мерами по ее реализации в 2003 - 2005 гг. планируется реформирование существующей системы налогообложения в сфере добычи и использования ресурсов недр, прежде всего нефти (имеется в виду усиление рентной составляющей). При этом с 2006 г. возможно введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородов, позволяющего создать для нефтедобывающих организаций режим налогообложения, учитывающий повышенные затраты в первые годы эксплуатации нефтяных месторождений. Ставки вышеуказанного налога предполагается дифференцировать в зависимости от размера прибыли, остающейся в распоряжении добывающих организаций после вычета всех понесенных на разработку месторождения затрат, с учетом сложившихся цен на реализуемую нефть, горно-геологических и экономико-географических условий добычи, а также инвестиций недропользователя в разрабатываемое месторождение. С введением в действие налога на дополнительный доход от добычи углеводородов одновременно предусматривается снижение ставки налога на добычу полезных ископаемых в части добычи нефти и газового конденсата.
Что касается повышения экспортных пошлин на нефть, следует отметить, что порядок их установления определен п.4 ст.3 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" на основании мониторинга цен на нефть на мировом рынке, который позволяет максимально эффективно регулировать сумму пошлины в зависимости от уровня цен на мировом рынке.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов в морских портах при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов. В связи с этим выделение малым нефтяным компаниям более высокой квоты на экспорт не представляется возможным.
Кроме того, с 1 января 2002 г. установлены новые принципы исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, позволяющие исключать из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль обоснованные и документально подтвержденные затраты, а также суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, что позволяет нефтедобывающим компаниям в некоторой степени компенсировать уменьшение доходов в результате высокой ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти в результате сложившихся высоких мировых цен на нефть.
Таким образом, проблемы малого бизнеса могут быть решены в рамках действующего налогового законодательства с учетом введения налога на дополнительный доход при добыче углеводородов с одновременным снижением базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых.
Е.В.Грызлова
Ведущий специалист
Департамента налоговой политики
Минфина России
Подписано в печать
10.07.2003
"Налоговый вестник", 2003, N 8

...Где должен уплачиваться налог на добычу полезных ископаемых в случае, если юридическое лицо зарегистрировано на территории одного субъекта Российской Федерации, а разработка и добыча полезных ископаемых этим лицом производится на участках недр, расположенных на территориях нескольких муниципальных образований другого субъекта Российской Федерации?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также