Как должны платить единый социальный налог граждане, принятые на работу из стран СНГ?

В соответствии с п.2 ст.239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются налогоплательщики, указанные в пп.1 п.1 ст.235 настоящего Кодекса, с подлежащих налогообложению доходов, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств ПФР, Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС) - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.
Методическими рекомендациями по порядку исчисления и уплаты единого социального налога разъяснено следующее.
При применении абз.1 п.2 ст.239 НК РФ следует учитывать, что если в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств ПФР, ФСС РФ, ФОМС, то они освобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в соответствующие фонды.
При применении абз.2 п.2 ст.239 НК РФ следует учитывать, что если условиями договора, заключенного между налогоплательщиками, указанными в пп.1 п.1 ст.235 НК РФ, и иностранными гражданами и лицами без гражданства закреплено положение о том, что данные иностранные граждане и лица без гражданства не обладают правом на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств вышеуказанных фондов, то лицо (работодатель) вправе не начислять налог на выплаты в пользу таких работников.
При этом условия договора не должны противоречить законодательству Российской Федерации. В соответствии с законодательством налог не начисляется на выплаты и вознаграждения, выплачиваемые в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства:
- в федеральный бюджет - иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории Российской Федерации и работающим как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам;
- в ФОМС - иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам;
- ФСС РФ - иностранным гражданам и лицам без гражданства, как временно пребывающим, так и постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам.
В вышеуказанных договорах между налогоплательщиками, поименованными в пп.1 п.1 ст.235 НК РФ, и иностранными гражданами и лицами без гражданства не может быть закреплено право на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.
При этом в соответствии со ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О правах граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Требование о необходимости статуса иностранного гражданина и, соответственно, распространение на работодателя обязанности по уплате налога относится также к гражданам государств, ранее входивших в состав СССР, включая граждан государств-участников СНГ.
При этом предприятия с иностранными инвестициями перечисляют платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников, в том числе из государств-участников СНГ, в соответствующие фонды стран их постоянного места жительства в валюте и на условиях этих стран.
Вышеназванные положения применяются при условии, что международными договорами Российской Федерации не установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации о пенсионном страховании и обеспечении.
Единый социальный налог в части, зачисляемой в ФОМС, начисляется на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, и на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим только по трудовым договорам, независимо от срока их проживания на территории Российской Федерации.
На выплаты, производимые иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, налог в части, зачисляемой в ФОМС, не начисляется.
Социальное страхование распространяется на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации, и, соответственно, на оплату труда (выплаты), производимую этим работникам, начисляется налог, зачисляемый в ФСС РФ.
На выплаты, производимые иностранным гражданам, как временно пребывающим, так и постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, налог в ФСС РФ не начисляется.
Н.Г.Харлан
Е.П.Брянцева
Подписано в печать
11.03.2003
"Налоговый вестник", 2003, N 4

...Муниципальные дошкольные учреждения зарегистрированы в качестве самостоятельных юрлиц, учредителем которых является отдел народного образования. Уставами этих учреждений предусмотрено ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией отдела народного образования. Каков в этом случае порядок уплаты ЕСН дошкольными учреждениями?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также