Какой пакет документов необходим для проведения взаимозачетов между предприятиями?

Зачет как основание прекращения обязательств регулируется ст.ст.410, 411 ГК РФ. Обязательство может быть прекращено зачетом лишь при соблюдении определенных условий:
- обязательства сторон должны быть встречными, т.е. при зачете двух обязательств должник по одному обязательству должен быть кредитором по второму обязательству;
- обязательства сторон должны быть однородными;
- зачет может производиться в отношении обязательств, срок исполнения по которым уже наступил либо срок исполнения которых не указан или определен моментом до востребования.
Конкретный перечень документов, который необходим при проведении взаимозачетов между предприятиями, гражданским законодательством не определен. На практике подобная ситуация обычно оформляется следующим образом.
Необходимыми в первую очередь являются документы, подтверждающие наличие взаимных обязательств и требований, которые дают сторонам право провести взаимозачеты (например, договоры, на основании которых возникли взаимные обязательства).
В соответствии со ст.410 ГК РФ для зачета достаточно заявления одной стороны. Таким образом, при соблюдении перечисленных выше условий одна из сторон обязательства направляет предложение другой стороне в виде заявления, в котором указывает, что соответствующее обязательство другой стороны она считает прекращенным путем зачета соответствующего обязательства со своей стороны, которое также считается прекращенным. При этом необходимо учитывать разъяснение Президиума ВАС РФ о том, что обязательства сторон прекращаются взаимозачетом только в том случае, если сторона, которой было направлено заявление о зачете, получила соответствующее заявление (см. п.4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 N 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований").
Сторонам обязательства можно порекомендовать также составить акт сверки задолженности, если возникнут какие-то разногласия, например по суммам задолженности.
Для того чтобы избежать в дальнейшем проблем с налоговыми органами, сторонам следует оформить еще один документ (соглашение, протокол, акт), который будет подтверждать проведенную организациями операцию по взаимозачету. В таком документе необходимо указать основание возникновения задолженности и сумму погашаемого долга. Хотя гражданским законодательством не предусмотрено никаких определенных требований к такому документу, следует отметить, что так как он будет являться первичным учетным документом, на основании которого будет проведен бухгалтерский учет операции по взаимозачету, он должен быть составлен в соответствии с требованиями ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Ю.Михалычева
Подписано в печать
10.03.2003
"АКДИ "Экономика и жизнь", 2003, N 3

Разъясните процедуру голосования членов совета директоров, которые не смогут принять участие в заседании в очной форме.  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также